Метод наглядного моделирования в логопедической работе. Работа по автоматизации предлогов в самостоятельной речи у разных возрастных категорий дошкольников.
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
У дошкольников часто вызывает затруднение правильный подбор предлогов в повседневной речи. Предлог безличное слово, которое не заменишь предметом, не изобразишь действием, не обследуешь тактильно, и поэтому сложен для восприятия детям - дошкольникам (в данном случае с нарушением зрения). Метод наглядного моделирования в логопедической работе помогает создать для ребенка множество ситуаций - тренажеров для отработки предлогов в самостоятельной речи, которые очень интересны дошкольникам, т. к. вожможно их использование в игровом варианте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_naglyadnogo_modelirovaniya.docx | 376.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №851
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ДОУ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.
Учитель – логопед Шатова М. М.
2016 год
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ДОУ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.
Одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности вызывают трудности общения.
Так как в наше время всё чаще мы сталкиваемся с системными речевыми нарушениями педагогам (учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям) приходится искать вспомогательные средства, облегчающее и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала.
Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования – это один из активных методов обучения, который обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей. Использование метода наглядного моделирования обогащает коррекционно – развивающий процесс у детей дошкольного возраста.
В основе метода лежит использование заменителя – модели, в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителей и работа с ним.
Данный метод помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, текст) и научиться работать с ним. Это значимо для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются при помощи внешних средств, т.е. наглядный материал усваивается лучше вербального (словесного).
Процесс моделирования включает 3 этапа:
- усвоение сенсорного материала
- перевод на знаково – символический язык
- работа с моделью
Метод наглядного моделирования целесообразно применять на всех этапах коррекционной работы.
Первое знакомство с моделью происходит у ребёнка при изучении артикуляционных упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и подкрепляется соответствующим изображением, чтобы ребёнку было легче его запомнить.
При работе над постановкой звуков применяются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
При закреплении изолированного звука, ребёнку предлагаются игры («Как шипит змея?», «Как гудит пароход?», «Как звенит комар?» и др.), сопровождающиеся показом картинного материала.
При формировании слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, научиться определять количество частей (слогов) в слове.
Например:
Игра «Пирамида»
Детям предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на верхнее - с одной частью, на среднее - с двумя, на нижнее - с тремя.
Игра «Ромашка», «Пазлы».
Детям предлагается подобрать к серединкам цветков, на которых изображены слоговые схемы - лепестки. На каждом из лепестков изображена картинка, название которой содержит от 1до 3 частей (слогов). Такого же плана задания с собиранием частей - пазлов вокруг центрального.
На занятиях по обучению грамоте используются символы гласных и согласных звуков (красный, синий и зелёный кружочки), модель схемы слова.
При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
Местоимения графически изображаются в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.
ОНА | ОН | ОНИ | ОНО | |||
Данные символы помогают знакомить детей с понятиями родовых принадлежностей, позволяют отрабатывать согласование: местоимение + глагол, местоимение + прилагательное, и использовать их в предложениях.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.
Наглядное моделирование играет большую роль в изучении предлогов - «маленьких слов», простые модели позволяют детям легче запомнить значение предлогов.
«на» «в» «под»
Составление схем предложений позволяет детям наглядно увидеть, что каждое предложение имеет определённую структуру (начало и конец), а также помогает определить количество слов в заданном предложении.
При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Например, схема помогает детям составить последовательный, связный рассказ по одной или нескольким сюжетным картинкам, о явлениях и изменениях в природе, при описании одушевленных и неодушевленных предметов.
Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет улучшить процесс коррекционной работы, помогает легче усвоить абстрактные понятия, а также способствует развитию у детей воображения, мышления, т.к. модели (символы, пиктограммы) они могут придумывать и зарисовывать самостоятельно.
Хотелось бы подробней остановиться на возможностях использования активного моделирования при отработке предлогов в самостоятельной речи дошкольников. Предлоги трудны для понимания, запоминания и использования, т.к. не являются конкретными предметами и не могут быть обследованы детьми с помощью средств сенсорики. Из–за особенностей развития речи на каждом возрастном этапе предлоги вводятся в речь для самостоятельного использования постепенно и дозировано.
3 ГОДА
- Предлог У – грамматическое значение – обладатель предмета (Р.п.). У мамы бусы. У слона хобот. У меня самолет.
Для закрепления понимания и умения использовать в самостоятельной речи предлога У я использую моделирование ситуации с реальными предметами и нарисованными моделями лиц и предметов.
- Сначала закрепляем понимание предлога – у лица/предмета уже есть предмет/часть. У кого есть кубик/хобот? У куклы есть кубик/у слона есть хобот.
- Далее упражняемся в использовании предлога в самостоятельной речи: Игра: «магазин». Ребенок продавец и продает разные предметы игрушкам и изображенным на картинках персонажам.
Кукла хочет купить книгу. Давай продадим книгу кукле. У кого теперь есть книга? Книга есть у куклы.
- Закрепление заканчиваем дидактическим заданием. У кого есть машина/кубик/книга? Кубик у мишки/книга у куклы/машина у зайца.
В дальнейшем можно перенести эти игры и задания для коллективного использования среди детей, где они сами будут выбирать себе предметы и сами будут проговаривать у кого какой предмет.
- Предлоги В, НА, ПОД - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (П.п.,Т.п.). Белка сидит в дупле. Ваза стоит на столе. Мяч лежит под столом.
Для понимания и закрепления использовать в самостоятельной речи данных предлогов я использую моделирование ситуации с реальными предметами и нарисованными моделями лиц/предметов.
- Сначала закрепляем понимание предлогов В, НА, ПОД, когда разные предметы уже расставлены по своим местам, используя предметы игрушечной мебели.
Кто сидит на кровати? Что лежит в шкафу? Что лежит под шкафом? В шкафу лежит платье/на кровати сидит кот/под шкафом лежит мяч.
Где лежит конфета? Где спрятался кот? Где стоит тарелка? Конфета лежит в шкафу/кот сидит под столом/тарелка стоит на столе.
- Далее упражняемся в использовании предлога в самостоятельной речи: Игра: «Гости». Ребенок - хозяин дома и убирает разбросанные вещи на места, ожидая гостей. Вещи и игрушки заранее «разбросаны». В конце игры приходят гости и мы продолжаем закреплять предлоги в диалоге.
Где лежит мяч? Где стоит Ваза? Ваза стоит на полу/мяч лежит под столом. Куда мы уберем мяч? Куда мы поставим вазу? Мяч уберем в шкаф/ вазу поставим на стол.
- Закрепление заканчиваем дидактическим заданием для коллективного использования среди детей, где сами дети будут выбирать себе предметы и сами будут убирать предметы на места, проговаривая у кого какой предмет и куда он его помещает. Такую же работу провожу на рисованном материале, чтобы приучить детей к замене реальных предметов на модели - изображения.
4 ГОДА
- Предлог ПОСЛЕ - грамматическое значение – время действия (Р.п.). Когда? Пойдем гулять после обеда.
- Данный предлог можно отработать с помощью многократных повторений в процессе выполнения режимных моментов, так как схематическое изображение сложно для понимания значения конкретного предлога.
- Предлог ДЛЯ - грамматическое значение – цель действия/предназначение предмета (Р.п.). Мы купили корм для кошки. Я сделал бусы из рябины для мамы.
- Для отработки предлога использую дидактическое задание: «договори фразу», где дети слушают мою часть фразы и получают реальный предмет/изображение – подсказку окончания фразы.
Мы купили корм для кого(предъявляю предмет/изображение)? Купили корм для кошки.
- Дальше ребенок сам выбирает из ряда изображений подходящее и заканчивает/повторяет фразу.
- Для дальнейшего закрепления в самостоятельной речи использую игру: «В гости», в ходе которой мы собираемся в гости и подбираем подарки в магазине для игрушек/других детей. Ребенок объясняет, что и для кого он выбирает, затем ребенок дарит игрушки.
Эту куклу возьмем/купим для Милы/мишки.
- Далее использую нарисованные предметы, схемы – инструкции для выбора подарка. Ребенок смотрит на схему и выполняет заказ конкретной игрушки.
Мяч возьмем для мишки. Машинку возьмем для куклы.
- Предлог БЕЗ - грамматическое значение – признак, отсутствие которого является основной характеристикой предмета (Р.п.). Эта машина без колеса. Дом нарисован без крыши.
- Для закрепления предлога БЕЗ использую изображения предметов без существенных частей.
- Дидактическая игра – моделирование: «Помоги художнику», где дети смотрят книгу или просто картинки, в изображении предметов на них не хватает частей. Ребенок называет, какой предмет и без чего изображен, исправляет ситуацию, выбирая нужную часть из предложенных отдельно.
- Дидактическое задание: «назови, что без чего». Ребенку предъявляется 1-2-3 предмета, расчлененные по деталям, у которых отсутствуют части. Ребенок говорит, что без чего, исправляет ситуацию.
Это чайник, он без крышки/носика. Это чашка, она без ручки.
- Предлог ОКОЛО - грамматическое значение – нахождение лица/предмета (Р.п.). Я нарисовал собаку около дома. Кошка спит около подушки.
Для активизации в речи предлога ОКОЛО я использую:
- Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении около других предметов, Дети отвечают на вопросы
Где художник нарисовал лицо/предмет? Около какого предмета художник нарисовал собаку? Художник нарисовал собаку около будки/стола/дивана.
- Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы около реальных предметов или на плане – изображении «зима», «комната» и др.
- Дидактическую игру: «Снимаем кино», в ходе которой дети – режиссеры проговаривают и устанавливают по плану-схеме- сценарию действующих лиц и предметы на картине.
- Предлог ЗА -грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Т.п.). Где? Мальчик играет за домом. Собака сидит за диваном.
Для отработки этого предлога я предлагаю:
- Реальные предметы, которые я сама на глазах ребенка помещаю за разные предметы; модели-схемы, где изображены разные предметы в положении за другими предметами, Дети отвечают на вопросы
Где сидит/находится лицо/предмет? Собака сидит/находится за креслом/столом/диваном.
- Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы за реальными предметами или на плане – изображении «зима», «комната» и др.
- Дидактическую игру: «Снимаем кино», в ходе которой дети – режиссеры проговаривают и устанавливают по плану-схеме (сценарию) действующих лиц и предметы на картине.
- Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе которой я прячу предметы на картинах «зима», «весна», «комната», а дети, вооружаясь лупой ищут спрятанные предметы, оречевляя свои действия.
- Предлог В - грамматическое значение – направление движения (В.п.). Куда? Куда ты положил мяч? Я положил мяч в шкаф.
Для отработки этого предлога я предлагаю:
- Реальные предметы, которые я сама на глазах ребенка помещаю в разные предметы –« вместители»;
- Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении в других предметах. Дети отвечают на вопросы
Где сидит/находится лицо/предмет? Собака сидит/находится в доме/шкафу/банке/коробке.
- Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы в реальные предметы (коробки, шкафы, банки и др.).
Куда можно спрятать зайца? Зайца спрячем в шкаф/коробку/ банку.
- Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе которой я прячу предметы в реальные предметы, а дети , вооружаясь лупой ищут спрятанные предметы, описывая свои действия и места находок.
- Предлог ПОД - грамматическое значение – направление движения (В.п.). Куда? Куда спрятался кот Васька? Кот Васька спрятался под диван.
Для отработки предлога ПОД я использую:
- Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении под другими предметами. Дети отвечают на вопросы
Где художник нарисовал лицо/предмет? Под каким предметом художник нарисовал собаку? Художник нарисовал собаку под деревом/столом/диваном.
- Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы под реальными предметами или на плане – изображении «зима», «комната» и др.
- Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе которой дети, вооружаясь лупой, ищут спрятанных действующих лиц и предметы на картине.
- Предлог ЗА - грамматическое значение – направление движения (В.п.). Куда? Куда улетел самолетик? Самолетик улетел за забор.
Для отработки предлога ЗА, как направления движения использую:
- Моделирование реального полета по группе самолета , сделанного техникой оригами.
- Дидактическую игру: «Диспетчер полетов».
Ребенок - диспетчер запускает самолет и смотрит за какой предмет упал – приземлился самолет, о чем и сообщает в центр управления полетами.
- Предлог ИЗ - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.). Откуда? Откуда вылетела птичка? Птичка вылетела из гнезда.
Для отработки предлога использую
- Дидактическую игру: «сыщик», где посреди комнаты с разнообразной мебелью появляются разные предметы, а ребенок рассуждает откуда мог выпасть этот предмет, рассказывает о своих находках.
Эта кукла могла выпасть из шкафа, из коробки, из сумки и т.д.
- Картинки, на которых изображены люди и животные, которые выглядывают из-за разных предметов, ребенок определяет откуда выглядывают животные и люди, рассказывает о своих находках.
- Предлог ПО - грамматическое значение – место движения (Д.п.). Мы идем по дороге. Мальчик едет по дороге на велосипеде.
Этот предлог отрабатываю в ходе:
- Моделирования реальной ситуации с реальными предметами, используя машинки и другой транспорт. Ребенок рассказывает о том, где едет тот или иной транспорт.
Машина едет по дороге, по мосту, по полю, по луже и т.д.
- Использования схем – инструкций, по которым дети составляют предложения и схемы – инструкции, по которым дети совершают реальные действия с предметами.
- Предлог С - грамматическое значение – совместность (Т.п.). С кем? У нас живет кошка с котенком.
- Предлог С - грамматическое значение – грамматическое значение – признак, характеристика лица, предмета (Т.п.). Какой? Какая? Какое? У меня велосипед с багажником. У девочки платье с оборками.
- Предлог В - грамматическое значение – слово объект действия при глаголе «играть» (Т.п.). Во что ты играешь? Я играю в кубики. Девочки играют в куклы.
5 ЛЕТ
1. Предлог С, ОТ - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.). Откуда? Сосулька упала с крыши. Машина отъехала от гаража. Для отработки этого предлога я предлагаю:
- Моделирование действий с реальными предметами, которые я сама на глазах ребенка перемещаю в пространстве. Ребенок поясняет, что он видит.
Машинка упала с книги.
- Моделирование на плоскости модели-схемы «зима» с помощью веревочек движения нарисованных предметов. Дети отвечают на вопросы
Откуда съезжает мальчик? От чего/откуда отъехал мальчик?
- Моделирование ситуации по схемам самими детьми с составлением предложения по схеме и с выполнением схемы.
2. Предлог ОТ - грамматическое значение – характеристика предмета (часть целого) (Р.п.).
Эта крышка от сахарницы. Это колесо от самоката.
Для отработки использую:
- Дидактическую игру – моделирование: «Инженер -конструктор», где дети смотрят картинки, в изображении предметов на них не хватает частей. Ребенок находит и называет часть предмета из предложенных отдельно, исправляет ситуацию, устанавливая часть на место.
- Дидактическое задание: «назови, что от чего». Ребенку предъявляется 1-2-3 предмета, расчлененные по деталям, у которых отсутствуют отдельные части. Ребенок называет, что и от чего, исправляет ситуацию.
Это крышка от кастрюли. Это носик от чайника.
3. Предлог К - грамматическое значение – ориентир (конечный пункт движения) (Д.п.). Куда бегут дети? Дети бегут к реке. Куда мы поедем летом? Летом мы поедем к морю.
Для активизации предлога К в самостоятельной речи использую:
- Картину – модель «зима», где с помощью картинок моделирую ситуацию статично и в движении с заданным предлогом.
- Составление предложений по сюжетной картинке, по схемам-моделям.
- Моделирование ситуации самими детьми с использованием схем. Ребенок составляет предложение по схеме и на столе моделирует ситуацию с помощью картинок.
4. Предлог ПО - грамматическое значение – средство связи (д.п.). Я разговариваю с бабушкой по телефону. Мы смотрели мультфильм по телевизору.
- Предлог ЗА - грамматическое значение – объект действия (В.п.). Мальчик дернул кошку за хвост. Оля взяла маму за руку.
- Предлог ЧЕРЕЗ - грамматическое значение – объект пересечения (В.п.). Мальчик перепрыгнул через лужу. Дети шли домой через лес. Для отработки предлога использую:
- Моделирование ситуации с реальным самолетом – оригами.
- Дидактическая игра: «Диспетчер полетов», где ребенок запускает самолетик в группе или на улице и сообщает в диспетчерскую маршрут самолета
Самолет перелетел через стол, через диван, через Кирилла.
- Дидактическую игру: «Штурман», в которой ребенок – штурман получает маршрут - схему полета и летит, согласно заданному маршруту, сообщая на пульт управления свои действия.
- Составление предложений и совершение действий с изображенными лицами/предметами на плане «Препятствия».
- Предлог В, НА - грамматическое значение – место действия (П.п.). Дети были с мамой в театре. Папа на работе в школе.
- Предлог С - грамматическое значение – характеристика лица/предмета (Т.п.). Вове подарили книгу с картинками. У Маши сарафан с карманами.
Отрабатываю предлог с помощью наводящих вопросов и картинок – подсказок с изображением дополняющих элементов.
- Предлог С - грамматическое значение – совместность (Т.п.). С чем вы пили чай? Мы пили чай с конфетами. Катя гуляет с подругами.
Отрабатываю предлог с помощью задания закончить мою фразу, опираясь на картинку – подсказку. Предлог дети выбирают сами.
- Предлог ПЕРЕД - грамматическое значение – время действия (Т.п.). Когда надо мыть руки? Перед обедом надо мыть руки. Перед сном мы с мамой читаем книгу.
Активизацию провожу с помощью вопросов и схематических изображений опорных слов.
- Предлог ЗА - грамматическое значение – цель движения (Т.п.). Зачем бабушка пошла в магазин? Бабушка пошла за хлебом в магазин. Мы с мамой идем в лес за грибами и ягодами.
Для закрепления в речи предлога ЗА использую:
– Дидактическую игру «Мы ходили в магазин», где ребенок идет в магазин с сумкой и набирает что хочет, а потом рассказывает, зачем ходил, вытаскивая по 1 предмету.
- Дидактическую игру «Прогулка в лес», где выбирает изображенные предметы, оригиналы которых можно набрать в лесу и кладет в «волшебный мешочек», вытаскивая из мешка картинки, объясняет свой выбор.
- Составление предложений по картинкам – схемам и др.
- Предлоги ЗА, ПОД, НАД, РЯДОМ, ПЕРЕД, С - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Т.п.).Где? Вова стоит за дверью. Тапочки стоят под кроватью. Большая птица летит над рекой. Перед школой растет клен. Рядом с домом есть стадион.
Для активизации в речи этих предлогов использую:
- Самостоятельные действия - игры ребенка с предметами «Помоги повару», «Готовим обед» и др., где ребенок оречевляет свои действия с предметами.
Возьму кастрюлю и поставлю ее на плиту. Капусту порежу и положу в кастрюлю.
- Наглядное моделирование ситуации для мозгового штурма по картине «зима», «комната» и др. Перемещая лица и предметы по полю я задаю огромное количество вопросов, а дети отвечают как можно быстрей где находится предмет.
- Дидактическую игру «Сыщики», «Суперагенты», где дети на картинках находят заданные предметы и объясняют их местоположение, составляют свои схемы – шифровки для своего начальника – логопеда о местоположении предметов.
- Предлог ИЗ -грамматическое значение – вещество, материал, из которого изготовлен предмет (Р.п.).Коля сделал кораблик из бумаги. Дети построили горку из снега.
Для активизации предлога в речи использую схемы, по которым ребенок составляет рассказ о конкретном предмете, составляет предложение по конкретной схеме, составляет свои схемы к рисункам и речевым инструкциям.
- Предлог ПОД -грамматическое значение – местоположение предмета (Т.п.).Ласточки живут под крышей. Грибы растут под деревьями.
Для отработки предлога ПОД я использую:
- Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении под другими предметами. Дети отвечают на вопросы
Где художник нарисовал лицо/предмет? Под каким предметом художник нарисовал собаку? Художник нарисовал собаку под деревом/столом/диваном.
- Составление предложений и схем детьми к картинке с использованием схем предлога и других предметов.
- Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он перемещает разные предметы под реальные предметы или на плане – изображении «зима», «комната» и др.
- Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе которой дети, вооружаясь лупой, ищут спрятанных действующих лиц и предметы на картине.
Ласточки живут под крышей. Грибы растут под деревьями.
6 - 7 ЛЕТ
- Предлог У - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Р.п.). Где? Где стоит машина? Машина стоит у подъезда.
- Предлог ВОЗЛЕ - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Р.п.). Мы повесили кормушку на дереве, возле дома.
- Предлог НАД - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Т.п.). Где? Где летают чайки? Чайки летают над рекой. Картина висит над диваном.
- Предлог ДО - грамматическое значение – ориентир/конечный пункт движения (Р.п.). Мяч долетел до стены. Лодка доплыла до берега.
- Предлог ЗА - грамматическое значение – ориентир/конечный пункт движения (В.п.). Куда? Куда улетел самолетик? Самолетик улетел за забор. Мяч закатился за стул.
- Предлог ИЗ-ПОД - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.). Где? Откуда? Где мяч? Откуда мы достанем мяч? Мы достанем мяч из- под дивана.
- Предлог ИЗ-ЗА - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.). Где? Откуда? Где сидит черепаха? Откуда вылезает черепаха? Черепаха вылезает из-под камня. Собака выглядывает из-под шкафа.
- Предлог ИЗ-ЗА -грамматическое значение – причина (Р.п.). Из-за дождя мы не пошли гулять в парк.
- Предлог В -грамматическое значение – время совершения действия (В.п.). Когда? Бабушка приедет в субботу.
- Предлог ЧЕРЕЗ -грамматическое значение – время совершения действия (В.п.). Я пойду в детский сад через 4 дня.
- Предлог ПРО -грамматическое значение – объект речи/мысли (В.п.). Папа рассказал нам про лису. Эта сказка про медведя и Машу.
- Предлог НА, В - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (П.п.). Где? Лисы живут в норах. Орлы вьют гнезда на скалах.
- Предлог НА - грамматическое значение – средство/способ передвижения (П.п.). Девочки катаются на санках, мальчики будут кататься на коньках.
- Предлог С - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.). Осенью с деревьев падают листья. Зимой сосульки падают с крыш.
Для отработки этого предлога я предлагаю:
- Моделирование действий с реальными предметами, которые я сама на глазах ребенка перемещаю в пространстве. Ребенок поясняет, что он видит.
Машинка упала с книги.
- Составление предложений по картинкам.
- Дидактическую игру «Сыщики». Дети исследуют созданную обстановку с реальными предметами, с игрушками – заменителями и сюжетные картинки с изображениями упавших откуда-либо предметов; рассказывают о своих наблюдениях и логических выводах.
8. Для отработки всех предлогов использую в этом возрасте рассказы – схемы, где взрослый читает текст, а ребенок дополняет предложения предлогами и словами по картинкам.
Используемая методическая литература:
- О. А. Безрукова
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова
- О. Е. Косинова
- Т. Ю. Бадрышева, Е. Н. Моносова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Метод наглядного моделирования в логопедической работе
Метод наглядного моделирования в логопедической работе...
Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"
В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...
Опыт работы по теме «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»
В статье раскрывается суть одного из подходов к развитию речи у дошкольников - метода наглядного моделирования. Освещены возможности его применения при решении различных задач, решаемых...
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...
Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...
Метод наглядного моделирования в логопедической работе
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...