комплексы речевой гимнастики
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Енина  Любовь Васильевна

комплексы артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста (на 3 возрастные категории-3-4 года,5-6 лет,6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_rechevoy_gimnastiki.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик»

города Невинномысска, Ставропольского края

Комплексы речевой гимнастики

(из опыта работы)

Учитель-логопед МБДОУ №50

г. Невинномысска

 Енина Любовь Васильевна

Комплексы речевой  гимнастики (3-4 г)

Комплекс № 3.

  1. Упражнения для общего расслабления:

Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так (головой движения вправо – влево)

Тик-так, вот так:

Шаг налево, шаг направо,

Шаг вперед и шаг назад.

  1. Упражнение на развитие воздушной струи:

Чередовать короткие и длинные выдохи.

  • «Подуть, как ветерок» - (вверх, долго).
  • «Сдуть снежинки с варежек» - (отрывисто).
  1. Упражнения для активизации мышц мягкого неба и силы голоса.

«Поиграем в снежки» - слепили снежок, и будем бросать, помогая себе звуком «А».

Первый снежок – громко «А».

Второй снежок – «А» шепотом.

«А» - тихо, «А» - громко.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Для челюсти: открыть и закрыть рот (4-5 раз).

Для губ: Динамические – «Трубочка», «Улыбочка» (4-5 раз).

Для языка: (и.п. – губы в улыбке, рот приоткрыт) – высунуть язык «лопаткой», «жалом»; «Часики» - движения языком вправо – влево под счет или «тик-так».

  1. Игра для пальцевой моторики или для динамики:

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Походили, поклевали

Потом быстро убежали

                      Ух-ух-ух!!! 

Комплекс № 3  (4-5л)

1.Дыхательная гимнастика

«Ёжик» (сидя на ковре)

Исходное положение- ноги вместе, упор на кисти рук сзади.

Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-Ф-Ф».

Выпрямить ноги – вдох.

Выполнить 4-5 раз

2.Упражнение для активизации мягкого нёба. (преодоление сопротивления)

«Замок»

Кулачки прижать к челюсти снизу и крепко её держать. Пытаться открыть рот и делать  сильный ротовой выдох.

Стоит в поле теремок,

На дверях висит замок.

Вот по полю мышка бежит,

Подбежала к теремку и пытается открыть.

Пытается, пытается, никак не открывается!

Все зверюшки подскочили,

И замочек враз открыли!

Выполнить 2 раза

3.Упражнение для губ.

«Поцелуем маму, улыбнёмся ей»

Выполнить 4-5 раз

4.Упражнение для языка. (чередовать 5-7 раз)

«Блинчик»   губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе                              (счёт до 5).

      «Чашечка»- губы в улыбке, рот широко открыт, края широкого языка

                            подняты  вверх   (счёт до 3)

     5.Фонационная пауза

        Упражнение на изменение высоты голоса

                                         Динь –дон , динь – дон,

                                        В переулке ходит слон.

                                       Старый, серый, сонный слон.

                                      Динь-дон, динь-дон.

   ( примечание:стрелка вверх- высокий голос, стрелка вниз-низкий,              

       отсутствие стрелки – средний)

     6.Упражнение для фонематического восприятия

    «Глазки закрывай, слушай,не зевай!» Топнуть, когда услышишь звук З

      (произносить ряд звуков, слогов)

Комплекс№3 «Овощи» (5-6 л)

словарь: помидор, огурец, морковь, лук, капусту, картошку, свёклу, репа, баклажан, кабачок, горох, перец,фасоль,    редис.

  1. Речь с движением.

Правой рукою я чищу картошку.                       Воду стряхну с потрудившихся рук.

Шкурку снимаю с неё понемножку.                  Мелко нарежу лук и морковку .

Держу я картошку левой рукою.                        В горсть соберу, накрошу очень ловко.

Картошку верчу и старательно мою.                 Тёплой водой горстку риса помою.

Ножом проведу по её серединке,                       Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Разрежу картошку на две половинке.               Правой рукою возьму поварёшку.

Правой рукою ножик держу                              Перемешаю крупу и картошку.

И на кусочки картошку крошу.                         Крышку возьму я левой рукою.

Ну, а теперь зажигаю горелку,                          Плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.         Варится супчик, бурлит и кипит.

Чисто помою морковку и лук.                           Пахнет так вкусно и аппетитно!

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • «Покусать губы» - кусаем верхнюю губу 3-5 раз, а затем нижнюю 3-5 раз. Повторить 4-5 раз.
  • «Язык - маляр»-И.П.- губы в улыбке, рот открыт- «красим» за верхними и нижними зубами (поочерёдно) по 5-6 движений. Повторить 3 раза.
  • «Качели» И.П. – губы в улыбке, рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе. «Качают» качели язык вверх-вниз, вправо-влево. Повторить 5-6 раз.
  1. Фонематическое восприятие.  Упражнение «Назови нужный овощ» 

           Подумай и скажи: в названии каких овощей есть звук А, У, О, Л, М, Р, РЬ…  -нет Р, С    

  1. Речевая игра.
  • «Один-много» (образование множественного числа имён существительных)

огурец- огурцы, помидор-помидоры…; вкусный баклажан-…,крупная фасоль-… .

  • «Большой – маленький» (словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):огурец-огурчик, помидор-помидорчик…
  1. Эмоциональный тренинг

Упражнение « Хоровод»

Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают двигаясь друг за другом,

печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Комплексы речевой  гимнастики (3-4 г)

Комплекс № 13

  1. Упражнение для общего расслабления.

Быстро вертится крыло,

(руки в стороны, вращательные движения назад и вперёд)

Мелет мельница зерно.

А из смолотой муки

Испекли мы пирожки.

(руками показать, как  стряпать пирожки)

Пирожки поели,

Заниматься сели.

2.Миогимнастика.

3.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

*Покашливание с вытянутым языком.

*Упражнение «Брось снежок » - бросаем звуки с напряжением артикулирования  «А», «Ы»      «Э»   «У»    (   - громкая фонация,

- шепотная фонация) Повторить 4-6 раз

4. Артикуляционная гимнастика.

Для губ  

Упражнение « Прятки» - сжать и «спрятать» губы, расслабить. Повторить 4-6 раз.

Чередовать « Трубочка» - «Улыбочка»  6-7 раз.

Для языка

Упражнение «Белим потолок» - губы в улыбке, рот открыт, широкий язык

упираем в бугорки за верхними зубами, двигаем вперёд – назад. Повторяем 5-6 раз.

5.Упражнение для мелкой моторики.

«В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому –

Указательный и средний,

(соединяем каждый пальчик с большим пальцем)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

(пальцы сжать в кулак и постучать)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

(пальцы сжимаем и разжимаем).  

Комплекс №13 (4-5л)

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Собачка» -  рот широко открыть, высунуть язык – делать вдох и выдох через рот (так,  как дышит собака). Повторить 7-8 раз.

  1. Для щёк.

 Упражнение «Шарик» - «надули шарик»,( щёки надуть), и «лопнули», (надавить пальцами на щёки). Повторить 4-5 раз.

  1. Активизация мышц глотки и мягкого нёба.

Активный выдох с «выкашливанием» гласных Э,А,О,У. Повторить 3-4 раза

  1. Для языка.

Чередовать упражнения «Чашечка» - «Катушка». 

«Чашечка» - губы в улыбке, рот широко открыт, язык широкий, края языка подняты вверх (2-3 секунды).

«Катушка» - губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка прижат к нижним зубам,спинка языка «выкатывается» вперёд-назад. Повторять 5-6 раз

 Фонационная пауза.

Повтори ритм  * *   *   * * ;  * *   * * * ; *   *   * * ; и т. п.

( отхлопать, отстучать, отпрыгать и т. п. )

  1. Развитие фонематического восприятия.

 «Зоопарк»

цель: различение мягкости и твёрдости согласных.

Игровой материал: предметные картинки, фишки.

правила игры : В зоопарк привезли много животных. Но зоопарк небольшой всем не уместиться. Поэтому в нём уместятся только те животные, в названии которых есть ЛЬ.

Словарный материал: ослик, лев, волк, лисица, козлёнок, лама, тигр, слон.

Вариант игры: « Кто заметил?»- рассматриваем предметы, находящиеся в группе. Ищем такие  в названии которых есть М, а затем предметы, в названии которых есть МЬ.

За правильный ответ выделяем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Аналогично играем с любыми парными звуками.

Комплекс № 13 «Мамин праздник. Женские профессии» (5-6 л)

  1. Мышечная разминка

«Обнималки» (и.п.- стоя) Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимать их сильнее и сильнее, затем расслабиться. Повторить 4-5 раз

  1. Артикуляционная гимнастика

«Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка.

Сильная    воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит

его в движение – язык  дрожит

 «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8

– 10 раз.

«Катание шарика».

 Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с

внутренней  стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой

стрелке (5 – 6 кругов); затем против часовой стрелки (5 – 6 кругов).

Скорость движения языка можно менять.

  1. Фонематический слух

Ищем слова, начало которых –часть за -.(забор, заноза, заяц,…)

Теперь вспомним слова, в которых часть за- будет звучать не в начале, а в конце слова, например ваза .Смотрите не ошибитесь: часть за- последняя, звучит в самом конце слова. Итак, моё слово – ваза, а ваши? (ответы анализируются. Повторное проведение по аналогии с другими слогами : на- в начале, затем на - в конце и т.д. т.п.

4. Речевые игры

  • «Подбери признак» (согласование имени существительного с  прилагательным): мама (какая?)-…, бабушка (какая?) -…, дедушка (какой?), папа (какой?) -… .Слова не должны повторяться.
  • «Чей,чья,чьё,чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных)

Все предметы которые я буду называть принадлежат маме(бабушке, дедушке,    папе), но вы должны меня в этом убедить: шарф -  мамин шарф, сумка -  мамина сумка, сапоги – , пальто - …, духи, улыбка, голос, котлеты и т.д.

5. Эмоциональный тренинг

«Принц на - цыпочках»

цель: организация группы детей, стремление к сосредоточенности и спокойствию

инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. А теперь одного из вас я превращу в Принца на - цыпочках (или Принцессу на цыпочках)

Принц на - цыпочках тихими неслышными шагами подойдёт к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему.Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет также бесшумно следовать за ним .Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в неё не войдёте. В этот момент Принц на - цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательные комплексы речевых гимнастик для дошкольников

Данный материал содержит в себе комплексы речевых гимнастик, включающих в себя артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание, на развитие слухового внимания, пальчиковые гимнастики и др. Комплексы...

"Речевая гимнастика". Комплексы игровых упражнений для дошкольников

Речевая гимнастика: развивает у малышей подражание речевым звукам; способствует уточнению артикуляции гласных звуков; путем подражания педагогу, воспитывает правильный, умеренный темп речи; развивает ...

Комплекс артикуляционных упражнений (речевая гимнастика)

Перед Вами пособие, которое пригодится для работы   в преодолении недостатков развития  познавательной деятельности Вашего ребёнка: восприятие, внимание, память, речь,  мышление....

КОМПЛЕКСЫ РЕЧЕВЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОМПЛЕКСЫРЕЧЕВЫХ ГИМНАСТИКДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)  СентябрьКомплек...

Комплекс речевых гимнастик на год(подготовительная группа)

Комплекс речевых гимнастик для детей подготовительной группы....