комплексы речевой гимнастики
учебно-методическое пособие по логопедии по теме
комплексы артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста (на 3 возрастные категории-3-4 года,5-6 лет,6-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_rechevoy_gimnastiki.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик»
города Невинномысска, Ставропольского края
Комплексы речевой гимнастики
(из опыта работы)
Учитель-логопед МБДОУ №50
г. Невинномысска
Енина Любовь Васильевна
Комплексы речевой гимнастики (3-4 г)
Комплекс № 3.
- Упражнения для общего расслабления:
Тик-так, тик-так
Ходят часики вот так (головой движения вправо – влево)
Тик-так, вот так:
Шаг налево, шаг направо,
Шаг вперед и шаг назад.
- Упражнение на развитие воздушной струи:
Чередовать короткие и длинные выдохи.
- «Подуть, как ветерок» - (вверх, долго).
- «Сдуть снежинки с варежек» - (отрывисто).
- Упражнения для активизации мышц мягкого неба и силы голоса.
«Поиграем в снежки» - слепили снежок, и будем бросать, помогая себе звуком «А».
Первый снежок – громко «А».
Второй снежок – «А» шепотом.
«А» - тихо, «А» - громко.
- Артикуляционная гимнастика:
Для челюсти: открыть и закрыть рот (4-5 раз).
Для губ: Динамические – «Трубочка», «Улыбочка» (4-5 раз).
Для языка: (и.п. – губы в улыбке, рот приоткрыт) – высунуть язык «лопаткой», «жалом»; «Часики» - движения языком вправо – влево под счет или «тик-так».
- Игра для пальцевой моторики или для динамики:
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали
Потом быстро убежали
Ух-ух-ух!!!
Комплекс № 3 (4-5л)
1.Дыхательная гимнастика
«Ёжик» (сидя на ковре)
Исходное положение- ноги вместе, упор на кисти рук сзади.
Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-Ф-Ф».
Выпрямить ноги – вдох.
Выполнить 4-5 раз
2.Упражнение для активизации мягкого нёба. (преодоление сопротивления)
«Замок»
Кулачки прижать к челюсти снизу и крепко её держать. Пытаться открыть рот и делать сильный ротовой выдох.
Стоит в поле теремок,
На дверях висит замок.
Вот по полю мышка бежит,
Подбежала к теремку и пытается открыть.
Пытается, пытается, никак не открывается!
Все зверюшки подскочили,
И замочек враз открыли!
Выполнить 2 раза
3.Упражнение для губ.
«Поцелуем маму, улыбнёмся ей»
Выполнить 4-5 раз
4.Упражнение для языка. (чередовать 5-7 раз)
«Блинчик» губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе (счёт до 5).
«Чашечка»- губы в улыбке, рот широко открыт, края широкого языка
подняты вверх (счёт до 3)
5.Фонационная пауза
Упражнение на изменение высоты голоса
Динь –дон , динь – дон,
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон, динь-дон.
( примечание:стрелка вверх- высокий голос, стрелка вниз-низкий,
отсутствие стрелки – средний)
6.Упражнение для фонематического восприятия
«Глазки закрывай, слушай,не зевай!» Топнуть, когда услышишь звук З
(произносить ряд звуков, слогов)
Комплекс№3 «Овощи» (5-6 л)
словарь: помидор, огурец, морковь, лук, капусту, картошку, свёклу, репа, баклажан, кабачок, горох, перец,фасоль, редис.
- Речь с движением.
Правой рукою я чищу картошку. Воду стряхну с потрудившихся рук.
Шкурку снимаю с неё понемножку. Мелко нарежу лук и морковку .
Держу я картошку левой рукою. В горсть соберу, накрошу очень ловко.
Картошку верчу и старательно мою. Тёплой водой горстку риса помою.
Ножом проведу по её серединке, Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Разрежу картошку на две половинке. Правой рукою возьму поварёшку.
Правой рукою ножик держу Перемешаю крупу и картошку.
И на кусочки картошку крошу. Крышку возьму я левой рукою.
Ну, а теперь зажигаю горелку, Плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Сыплю в кастрюлю картошку с тарелки. Варится супчик, бурлит и кипит.
Чисто помою морковку и лук. Пахнет так вкусно и аппетитно!
- Артикуляционная гимнастика.
- «Покусать губы» - кусаем верхнюю губу 3-5 раз, а затем нижнюю 3-5 раз. Повторить 4-5 раз.
- «Язык - маляр»-И.П.- губы в улыбке, рот открыт- «красим» за верхними и нижними зубами (поочерёдно) по 5-6 движений. Повторить 3 раза.
- «Качели» И.П. – губы в улыбке, рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе. «Качают» качели язык вверх-вниз, вправо-влево. Повторить 5-6 раз.
- Фонематическое восприятие. Упражнение «Назови нужный овощ»
Подумай и скажи: в названии каких овощей есть звук А, У, О, Л, М, Р, РЬ… -нет Р, С
- Речевая игра.
- «Один-много» (образование множественного числа имён существительных)
огурец- огурцы, помидор-помидоры…; вкусный баклажан-…,крупная фасоль-… .
- «Большой – маленький» (словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):огурец-огурчик, помидор-помидорчик…
- Эмоциональный тренинг
Упражнение « Хоровод»
Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают двигаясь друг за другом,
печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
Комплексы речевой гимнастики (3-4 г)
Комплекс № 13
- Упражнение для общего расслабления.
Быстро вертится крыло,
(руки в стороны, вращательные движения назад и вперёд)
Мелет мельница зерно.
А из смолотой муки
Испекли мы пирожки.
(руками показать, как стряпать пирожки)
Пирожки поели,
Заниматься сели.
2.Миогимнастика.
3.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.
*Покашливание с вытянутым языком.
*Упражнение «Брось снежок » - бросаем звуки с напряжением артикулирования «А», «Ы» «Э» «У» ( - громкая фонация,
- шепотная фонация) Повторить 4-6 раз
4. Артикуляционная гимнастика.
Для губ
Упражнение « Прятки» - сжать и «спрятать» губы, расслабить. Повторить 4-6 раз.
Чередовать « Трубочка» - «Улыбочка» 6-7 раз.
Для языка
Упражнение «Белим потолок» - губы в улыбке, рот открыт, широкий язык
упираем в бугорки за верхними зубами, двигаем вперёд – назад. Повторяем 5-6 раз.
5.Упражнение для мелкой моторики.
«В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому –
Указательный и средний,
(соединяем каждый пальчик с большим пальцем)
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
(пальцы сжать в кулак и постучать)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя!
(пальцы сжимаем и разжимаем).
Комплекс №13 (4-5л)
- Дыхательная гимнастика
Упражнение «Собачка» - рот широко открыть, высунуть язык – делать вдох и выдох через рот (так, как дышит собака). Повторить 7-8 раз.
- Для щёк.
Упражнение «Шарик» - «надули шарик»,( щёки надуть), и «лопнули», (надавить пальцами на щёки). Повторить 4-5 раз.
- Активизация мышц глотки и мягкого нёба.
Активный выдох с «выкашливанием» гласных Э,А,О,У. Повторить 3-4 раза
- Для языка.
Чередовать упражнения «Чашечка» - «Катушка».
«Чашечка» - губы в улыбке, рот широко открыт, язык широкий, края языка подняты вверх (2-3 секунды).
«Катушка» - губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка прижат к нижним зубам,спинка языка «выкатывается» вперёд-назад. Повторять 5-6 раз
Фонационная пауза.
Повтори ритм * * * * * ; * * * * * ; * * * * ; и т. п.
( отхлопать, отстучать, отпрыгать и т. п. )
- Развитие фонематического восприятия.
«Зоопарк»
цель: различение мягкости и твёрдости согласных.
Игровой материал: предметные картинки, фишки.
правила игры : В зоопарк привезли много животных. Но зоопарк небольшой всем не уместиться. Поэтому в нём уместятся только те животные, в названии которых есть ЛЬ.
Словарный материал: ослик, лев, волк, лисица, козлёнок, лама, тигр, слон.
Вариант игры: « Кто заметил?»- рассматриваем предметы, находящиеся в группе. Ищем такие в названии которых есть М, а затем предметы, в названии которых есть МЬ.
За правильный ответ выделяем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Аналогично играем с любыми парными звуками.
Комплекс № 13 «Мамин праздник. Женские профессии» (5-6 л)
- Мышечная разминка
«Обнималки» (и.п.- стоя) Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимать их сильнее и сильнее, затем расслабиться. Повторить 4-5 раз
- Артикуляционная гимнастика
«Прогони комарика».
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка.
Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит
его в движение – язык дрожит
«Покусывание кончика языка».
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8
– 10 раз.
«Катание шарика».
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с
внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой
стрелке (5 – 6 кругов); затем против часовой стрелки (5 – 6 кругов).
Скорость движения языка можно менять.
- Фонематический слух
Ищем слова, начало которых –часть за -.(забор, заноза, заяц,…)
Теперь вспомним слова, в которых часть за- будет звучать не в начале, а в конце слова, например ваза .Смотрите не ошибитесь: часть за- последняя, звучит в самом конце слова. Итак, моё слово – ваза, а ваши? (ответы анализируются. Повторное проведение по аналогии с другими слогами : на- в начале, затем на - в конце и т.д. т.п.
4. Речевые игры
- «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?)-…, бабушка (какая?) -…, дедушка (какой?), папа (какой?) -… .Слова не должны повторяться.
- «Чей,чья,чьё,чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных)
Все предметы которые я буду называть принадлежат маме(бабушке, дедушке, папе), но вы должны меня в этом убедить: шарф - мамин шарф, сумка - мамина сумка, сапоги – , пальто - …, духи, улыбка, голос, котлеты и т.д.
5. Эмоциональный тренинг
«Принц на - цыпочках»
цель: организация группы детей, стремление к сосредоточенности и спокойствию
инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. А теперь одного из вас я превращу в Принца на - цыпочках (или Принцессу на цыпочках)
Принц на - цыпочках тихими неслышными шагами подойдёт к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему.Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет также бесшумно следовать за ним .Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в неё не войдёте. В этот момент Принц на - цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательные комплексы речевых гимнастик для дошкольников
Данный материал содержит в себе комплексы речевых гимнастик, включающих в себя артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание, на развитие слухового внимания, пальчиковые гимнастики и др. Комплексы...
"Речевая гимнастика". Комплексы игровых упражнений для дошкольников
Речевая гимнастика: развивает у малышей подражание речевым звукам; способствует уточнению артикуляции гласных звуков; путем подражания педагогу, воспитывает правильный, умеренный темп речи; развивает ...
Комплекс артикуляционных упражнений (речевая гимнастика)
Перед Вами пособие, которое пригодится для работы в преодолении недостатков развития познавательной деятельности Вашего ребёнка: восприятие, внимание, память, речь, мышление....
КОМПЛЕКСЫ РЕЧЕВЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КОМПЛЕКСЫРЕЧЕВЫХ ГИМНАСТИКДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)
Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...
Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)
Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики) СентябрьКомплек...
Комплекс речевых гимнастик на год(подготовительная группа)
Комплекс речевых гимнастик для детей подготовительной группы....