Как сформировать у детей грамотную речь
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Андреева Татьяна Юрьевна

как правильно говорить с ребенком и как не надо разговаривать с малышом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sformirovat_gramotnuyu_rech_sovety_logopeda.doc561 КБ

Предварительный просмотр:

КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
  • Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать.»
  • Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
  • ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ
  • как нельзя разговаривать с малышом 

    как правильно говорить с ребенком 
  • В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:
  • Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
    ПРАВИЛЬНО:
    Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.
    Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
    ПРАВИЛЬНО:
    Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
     не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово;
     попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете;
     объясните «как звучит» или «как говорит»;

ТИПЫ ИГР

Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

Что бывает в это время года
Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).
Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

Один - много
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.

Чудесный мешочек
Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

Назови ласково
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.
Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

Загадки Зайца
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

Что пропустили
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.

Разрезные картинки
Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.
Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.
Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

Что убрали
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
Оборудование: предметы по теме.
Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

Чего не хватает
Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.
Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава).
Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.

Какой предмет лишний
Цель: расширить словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.
Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

Игры на развитие правильного употребления предлогов
Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.
Оборудование: предметы по теме.
Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на..., под..., около..., за..., в..., над...».

Собери фигуру
Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.
Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.
Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.


ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Осень
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.
Игры:

  • «Что бывает осенью»
  • «Один - много»
  • «Какой предмет лишний»

Весна
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики.
Игры:

  • «Что бывает весной»
  • «Какой предмет лишний»
  • «Назови ласково»
  • «Разрезные картинки» (кораблик)

Зима
Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.
Игры:

  • «Что бывает зимой»
  • «Какой предмет лишний»
  • «Назови ласково»
  • «Собери фигуру» (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков)

Праздник Новогодней Ёлки
Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Что на елке, что под елкой» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «на» и «под»)
  • «Собери фигуру» (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников)

Лето
Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.
Игры:

  • «Что бывает летом»
  • «Один - много»
  • «Какой предмет лишний»
  • «Назови ласково»
  • «Игры с водой» (покажите ребенку на примерах различие между глаголами «наливать, выливать, переливать, доливать, лить»)

Овощи
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.
Игры:

  • «Чудесный мешочек» (оба варианта);
  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Загадки Зайца»
  • «Что пропустили»
  • «Поваренок" (попросите ребенка приготовить вам салат из овощей; ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это угощение; ключевые слова - «брать, мыть, чистить, резать, варить»)

Фрукты
Тема прорабатывается аналогично теме «Овощи».

Игрушки
Игры:

  • «Загадки Зайца»
  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Что убрали»
  • «Чудесный мешочек» (2 вариант)
  • «Разрезные картинки» (матрешка)
  • «Чего не хватает» (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса)

Одежда
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Чего не хватает» (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)
  • «Кто во что одет» (ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё по примеру: «У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки»; взрослый может помогать ему наводящими вопросами)
  • «Уложим куклу спать» (ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Потом снять маечку. Потом снять колготки и т.д.»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Что нужно снять сначала, что потом?»)
  • «Кукла проснулась» (игра, противоположная предыдущей)
  • «Нарядим куклу» (приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы...»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Где у платья рукава? А где карманы?...»)

Чайная посуда
Игры:

  • «Один - много»
  • «Что убрали»
  • «Разрезные картинки» (чашка, блюдце)
  • «К кукле пришли гости» (взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и просит накрыть на стол по примеру: «Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца...»; затем взрослый задает ребенку вопросы типа «Какого цвета блюдце? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?...»)
  • «Ложка и стакан» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «за», «из»; взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах по примеру: «Я положил ложку В стакан. Я вынул ложку ИЗ стакана. Я положил ложку ЗА стакан...»)

Дом
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Мой дом» (на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома - окно, стена, крыша, дверь, труба; определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа «Через какую часть дома люди заходят и выходят?...»)
  • «Кошкин дом» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «на», «из», «под»; приготовьте игрушечный дом и кошку или их картонные заменители; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости)
  • «Разноцветная улица» (приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и постройте вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов)
  • «Строитель» (постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия по примеру: «Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу...»; задавайте ребенку вопросы типа «Что мы поставили сейчас? Какого цвета кубик?...»; можно усложнить игру, построив целый город)

Мебель
Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Спрячь мячик» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «около», «на», «за», «под»; ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул...»)
  • «Мастер» (ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сейчас мы сделаем стул для куклы. Мы будем строить стул из кирпичика и кубика. Какого цвета кубик?...»)

Человек
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают; например: «Это глаза. Они нужны для того, чтобы смотреть. Глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться.»
Игры:

  • «Один - много" (части тела)
  • «Назови ласково»
  • «Доктор» (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова/нога/рука; врач должен осмотреть больного и полечить его; затем пациент и доктор меняются ролями)
  • «Два и две» (игра на обучение правильному употреблению числительных «два» и «две»; объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов)

Домашние животные
Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какого цвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...»
Игры:

  • «Один - много»
  • «Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник и кружок)
  • «Назови ласково»
  • «Помоги маме найти своих детенышей» (ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки)
  • «Кто где спрятался» (игра на обучение правильному употреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол) Правильно, собачка под столом...")
  • «Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)
  • «Кто чем питается» (показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)

Домашние птицы
Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».

Дикие животные
Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».

Насекомые
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Разрезные картинки»
  • «Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)

Птицы
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Собери фигуру» (голубятня: квадрат и треугольник)
  • «Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)

Транспорт
Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Чудесный мешочек» (1 вариант)
  • «Где сейчас машина» (игра на тренировку предлогов; «Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом...»)
  • «Собери фигуру» (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат)


ОТРАБОТКА «СЛОЖНЫХ» СЛОВ

  • прошагай слово
    Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.
  • поднимись по лесенке
    Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.
  • посадим деревья
    Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для посадки деревья с односложными, двусложными или трехсложными названиями.
    Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.
  • магазин овощи-фрукты
    Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.
    Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.
    Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.
  • зоопарк
    Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.
    Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

  • отгадай, что звучит
    Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
  • солнце или дождик
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  • разговор шепотом
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  • посмотрим, кто говорит
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  • слышим звон и знаем, где он
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  • подскажи словечко
    Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
  • маленький учитель
    Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.


Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

  • услышишь - хлопни
    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
  • внимательный слушатель
    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
  • нужное слово
    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
  • зоркий глаз
    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
  • сложи звук
    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
  • скажи наоборот
    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.



ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.


Последовательность работы над звуком:

  • Знакомство со звуком (выделение его на слух).
  • Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).
  • Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
  • Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
  • Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
  • Составление слогов, слов из заданных звуков.


Работа по дифференциации звуков:

  • Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
  • Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
  • Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.
  • Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
  • Составление звуковых схем, слогов, слов.


Последовательность работы над буквой:

  • Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
  • Выделение ее элементов.
  • Прослушивание стихотворения о букве.
  • Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
  • Прорисовывание буквы на листке по образцу.
  • Чтение слогов с изучаемой буквой (>>> развитие слогового чтения>>> смотреть подробнее про изучение звуков и букв


ИГРЫ СО ЗВУКОВЫМИ СИМВОЛАМИ

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Например, вот так выглядят звуковые символы [а], [о], [у], [и].


Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.



Звуковые символы: звук 'А'Звуковые символы: звук 'У'Звуковые символы: звук 'О'

Звуковые символы: звук 'И'Звуковые символы: звук 'Э'Звуковые символы: звук 'Ы'

Звуковые символы: твердый согласныйЗвуковые символы: мягкий согласный

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Ход занятия:

  • покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук
    Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш
    Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • хорист
    Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  • сломанный телевизор
    Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
  • звуковые песенки
    Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
  • кто первый
    Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
  • эхо
    Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например:
    [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о]. 

Как уже говорилось выше, обучение дошкольника чтению должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Как уже говорилось выше, обучение дошкольника чтению должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.


Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

  • четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
  • отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
  • «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
  • имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
  • использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.


При этом следует показывать:

  • протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
  • отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
  • повышение звука - подниманием руки вверх;
  • понижение звука - опусканием руки вниз.


Фонематические сказки: обозначение звука средней продолжительности
Звук средней продолжительности


Фонематические сказки: обозначение длительного звука
Длительный звук


Фонематические сказки: обозначение краткого (отрывистого) звука
Краткий (отрывистый) звук


Фонематические сказки: обозначение высокого и низкого звуков
Высокий звук и низкий звук


Фонематические сказки: пример ритмического рисунка 'песни' звука 'О'
Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»

После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.


Первая часть сказки дает возможность:

  • познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков
  • формировать понятие «гласный звук»
  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [у], [и] и так далее)
  • познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв
  • закреплять у детей различие понятий «звук - буква»

Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет:

  • формировать понятие «согласный звук»
  • познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»



Фонематические сказки: звук 'А'

Жил-был звук
«a».
Он любил петь, широко открывая рот:
«a__».
Иногда звук
«a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко:
«a, a, a».
Когда звуку
«a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук
«a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук
«a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
 \
  A

a
 \
  a

a
 \
  a__a__a

a
 \
  a

a
 \
  a

a
 \
  a


Всем вокруг нравился звук
«a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a»? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a»:
    a
     \
      a

    a
     \
      a__a__a
  • За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»



Фонематические сказки: звук 'У'

Жил да был звук
«у».
У звука
«у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук
«у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук
«у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук
«у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук
«у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
«уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук
«у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука
«у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».
Так звук
«у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у»? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у».
  • На чем любил играть звук «у»? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»



Фонематические сказки: звук 'О'

Жил-был звук
«о».
Очень звук
«о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук
«о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук
«о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук
«о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук
«о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»


Фонематические сказки: звук 'И'

Жил-был звук
«и».
Рот у интересного и привлекательного звука
«и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук
«и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
«и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука
«и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и»? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и»? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и»? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ », «и и ии ии и__», «и__ и__ и__ », «ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и», мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»



Фонематические сказки: звук 'Э'

Жил да был звук
«э».
Звук
«э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук
«э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук
«э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня:
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук
«э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э»? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э»? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э»? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»



Фонематические сказки: звук 'Ы'

Жил-был звук
«ы».
Известен был звук
«ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук
«ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук
«ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук
«ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни:
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук
«ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы»? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы», прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы»).
  • На чем иногда играл звук «ы»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы»).
  • Какие песни иногда пел звук «ы»? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»

.

СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ



Часть первая 

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.

Фонематические сказки: гласные звуки

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы». 

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы». 

Фонематические сказки: гласные звукиФонематические сказки: гласные звукиФонематические сказки: гласные звуки

Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы». 

Фонематические сказки: гласные звуки

Фонематические сказки: гласные звуки

А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы». 

Фонематические сказки: гласные звуки

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит
«а», - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал
«у».
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил
«о».
- И люди в домах живут, - тихонько заметил
«и».
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились
«э» и «ы».

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.

Фонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквы

Фонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквы

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.



Часть вторая 

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...». Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...». Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Фонематические сказки: звук И-краткий

Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой». 

Фонематические сказки: буква И-краткая

Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...». 

Слушал-слушал «а», да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
-
«йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул
«у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-
«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил
«О».
- Пожалуйста.
-
«йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил
«Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
-
«йэ, йэ, йэ». 

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

Радуется «и-краткий»: поет с «а» - получается «йа, йа, йа», поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ». 

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал
«и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с
«и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы». 

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а»,, со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э». 

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой
«я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой
«ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой
«ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой
«е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах
«я», «ю», «ё», «е». 

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Фонематические сказки: мягкий согласныйФонематические сказки: твердый согласный



Вариант окончания сказки для дошкольников 

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников 

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.

Фонематические сказки: гласные звуки

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э». 

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!




ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение - это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.

  • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

  • Звуки бывают гласные и согласные.

  • Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

  • Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
  • Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

  • Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
  • Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать грамотную речь ребёнка?

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золо...

Как сформировать грамотную речь ребенка

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь....

Консультация для родителей на тему:«Как сформировать грамотную речь у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения?»

Речевые игры, способствующие формированию грамотной речи у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения....

Как сформировать грамотную речь

Рекомендации родителям по формированию речи дошкольника...

Как сформировать грамотную речь

Рекомендации родителям...

Как сформировать грамотную речь

Для вас родители!     Как сформировать грамотную речь...