"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Февраль 2014год, №6
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Рубрика «Тема дня» - «Еще есть время»
«Специфические» ошибки при чтении и письме…………………….…..2
Оптическая дисграфия………………………………………….………….4
Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника….……..8
Работа с трафаретами.…………………………………………………….11
Графический диктант.………………………………...………………..…11
Шуточные стихи о буквах.……………….…………………..…………..12
Источники, использованные при создании журнала …………..…. 19
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_rechevichok_fevral.docx | 916.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ МО г.Краснодар
«Детский сад № 163»
Речевичок
Коррекционно-логопедический
журнал родителям о детях.
Автор-составитель журнала
учитель-логопед Тряскова Татьяна Сергеевна.
Февраль
2014 год ,
№ 6
Содержание
Рубрика «Тема дня» - «Еще есть время»
«Специфические» ошибки при чтении и письме…………………….…..2
Оптическая дисграфия………………………………………….………….4
Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника….……..8
Работа с трафаретами.…………………………………………………….11
Графический диктант.………………………………...………………..…11
Шуточные стихи о буквах.……………….…………………..…………..12
Источники, использованные при создании журнала …………..…. 19
Еще есть время…
«Специфические» ошибки при чтении и письме.
С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Правильная речь – основа грамотности при письме. Часто дети при чтении и письме допускают «специфические» ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.
Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.
Вот наиболее часто встречающиеся ошибки:
-замена букв (СЛЯПА- вместо шляпа, КУСЬ — вместо гусь);
-пропуски букв (ЗОТИК -вместо зонтик, СТЛ- вместо стол);
-перестановка букв (КОНРИ- вместо корни, ВСЕТ- вместо свет);
-не дописывание слов (КРАСН - вместо красный, ДОРОГ — вместо дорога);
-разделение одного слова на части (У ТЮГ — вместо утюг, О КНО — вместо окно);
-слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ-вместо дети играли).
Сложность этих дефектов обуславливается рядом причин.
Во-первых – это разновидность специфических ошибок. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке.
Вторым фактором является снижение общей успеваемости детей на фоне нарушения чтения и письма. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.
Третьим фактором является время, затраченное на коррекцию речевого нарушения. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работа по коррекции ведется параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.
Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой?
- Трудности в овладении структурой слова заключаются в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит и воспринимает слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.
- Кроме того, трудности в овладении ребенком звуковой структурой слова можно объяснить ещё и тем, что некоторые дети к 5-6 годам ещё не владеют правильным произнесением всех звуков. Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков или смешение глухих и звонких звуков: "д-т", "б-п", "з-с", "ф-в", "ж-ш", "г-к" и др., вариантов смешения и замен звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.
- У некоторых детей наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, необходимых для прочного усвоения зрительных образов букв.
Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
1.Правильное произношение всех звуков;
2.Различение на слух всех звуков речи (звонкие- глухие, мягкие- твердые)
3.Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:
- выделение звука на фоне слова (например: ЕСТЬ ЛИ ЗВУК «Р» в слове рыба?, а в слове шар, картина?)
-определение места звука в слове (начало, середина,конец), например: « на каком месте находится звук «Ш» - в начале, середине или в конце слова МАШИНА? А в словах шуба, ерш?.
- выделение ударного гласного звука в начале и конце слова, например: какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове ВЕСНА?
4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой- маленький; вверху-внизу; справа-слева), что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.
В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении написания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слов, что и приведет к появлению ошибок, несвязаных с незнанием грамматических правил.
Оптическая дисграфия
Письменная речь – это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дисграфия» и «дислексия».
Оптическая дисграфия – нарушение письма, обусловленное недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, так как она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные описки.
В русском алфавите 33 буквы. Написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойства зеркальности: Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Р, С, У, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Чтобы ребенку легче было запомнить буквы, рекомендуются следующие приемы:
1. Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее.
2. Лепка буквы из пластилина.
3. Вырезание буквы по контуру.
4. «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
5. Конструирование букв ( из палочек, ниток, проволоки, крупы, выдавливание в пластилине )
6. Сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-З), (Х -К) и др.
7. Реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы- Ь — Ъ — Б — В -З...)
8. Нахождение спрятавшихся букв ( зашумленные рисунки)
9. Формирование зрительной памяти ( игры: «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»)
10. Закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги ( игры «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»).
11. Графические диктанты
Буквы из всего.
Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.
Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.
Во дворе: рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу; придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, круглая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке; выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.
В лесу: ищите буквы среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [Л], а если ее вот так соединить – получится [О].
К профилактике дисграфии.
1. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
2. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
3. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
4. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но: игральные «кости» особые, например: справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — реб-ристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой.
5. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.
6. «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. Попросите ребенка:
• на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки;
• с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;
• одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
7. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.
При оптической дисграфии работа ведётся в следующих направлениях:
Предупреждение ошибок на уровне буквы.
Предупреждение ошибок на уровне слога.
Предупреждение ошибок на уровне слова.
Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.
Предупреждение ошибок на уровне предложения.
Предупреждение ошибок на уровне текста.
Предупреждение ошибок на уровне буквы.
Графическое написание букв.
Выкладывание букв из палочек.
Определение букв, написанных правильно.
Поиск букв в геометрических фигурах.
Поиск букв, наложенных друг на друга.
Нахождение недостающих элементов букв.
Обведение букв по трафарету.
Реконструкция букв.
Придумывание детьми слов на данную букву.
Предупреждение ошибок на уровне слога.
Придумывание слов на данный слог.
Чтение слогов по кубикам.
Составление слогов по первым звукам картинок.
Придумывание слова с данным слогам.
Предупреждение ошибок на уровне слова.
Деление слов на слоги.
Подбор слов к слоговым схемам.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.
Составление звуковых схем.
Составление слова с использованием начальных букв других слов.
Замена в слове одного звука или слога для получения нового слова.
Чтение слов в обратном порядке.
Составление слов из букв.
Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.
Подбор существительных к данному прилагательному, глаголов к данному существительному.
Определение неправильно записанных сочетаний (с пропущенными окончаниями).
Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.
Сочетание существительных с числительными.
Предупреждение ошибок на уровне предложения.
Составление предложений по схемам.
Составление предложений по интонационной схеме.
Перестановка слов в предложении.
Исключение слова из предложения с целью нахождения ошибок детьми
(пропуск предлогов, существительных, прилагательных, наречий, глаголов).
Выделение границ предложений в тексте.
Выделение слов и предложений в тексте.
Предупреждение ошибок на уровне текста.
Чтение деформированных текстов.
Составление связного рассказа из двух текстов.
Составление связного рассказа из словосочетаний.
Определение порядка следования предложений в тексте.
Составление рассказа с использованием схемы.
Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника
Цель:
- Развитие мелкой моторики руки.
- Отработка дифференциации правых и левых частей тела.
- Формирование ориентации в окружающем пространстве.
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.
Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
- Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
- Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
- Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
- Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
- Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
- Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
- Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
- Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Работа с трафаретами.
Трафарет № 1 |
1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.
2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).
4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.
5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.
По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.
Графический диктант.
Загадка:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот)
Диктант: от начальной точки одна клетка вправо, одна клетка вниз, две вправо, одна вверх, одна вправо, две вниз, пять вправо, две вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, восемь вниз, одна влево, две вверх, одна влево, две вниз, одна влево, две вверх, три влево, две вниз, одна влево, две вверх, одна влево, две вниз, одна влево, три вверх, одна влево, четыре вверх, соединяем в начальной точке.
Ответ: см. рисунок.
Графический диктант "Кот" |
Свой рисунок дополняем элементами, раскрашиваем или штрихуем.
После выполнения задания, дети оценивают свою работу.
Шуточные стихи о буквах.
Александр Шибаев
ВОТ ОНИ КАКИЕ!
«А» — начало алфавита,
|
Это—«Ж», а это — «К»,
|
«Т» — в антенну превратилась
|
Филин, в книжку залетев,
|
Посмотри на колесо — |
Чтобы «О» не укатилось, —
|
Букву «П» в спортивном зале |
Вот какие «Щ» и «Ц»: |
«Н» надела поясок, |
Ты ей шляпку подари — |
«X» всё ходит, ходит, ходит -
|
И, подобно кочерге, |
Буква «Э» на «С» дивится, |
Взялись за руки друзья |
«Л» ногою мяч поддела.
|
Посмотри на букву «Ш» —
|
Буква «Я» шагает гордо. |
«Д» — стоит, и очень твёрдо! |
А бедняжка буква «Ы» |
Буква «Б» — с большим брюшком, |
МЯГКИЙ ЗНАК живёт беспечно,
|
Спать отправились подружки,
|
Источники, использованные при создании журнала:
- Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2005
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997
- Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. Пособие / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Сайт: www.logoped.ru
Смотрите версию журнала в электронном виде на сайте МБДОУ МО г.Краснодар
«Детский сад № 163» http://ds163.centerstart.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Октябрь,2013год №2
Немного о журнале.Одна из задач, стоящих перед Учителем- логопедом ДОУ – это взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей и коррекции речи, а также оказание консу...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь 2013год, №3
Содержание Рубрика «Тема дня»«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2 Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры». Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь,2013год №3
Содержание Рубрика «Тема дня»«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2 Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры». Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Январь 2014год, №5
Рубрика «Тема дня» - «Готовимся к школе»Подготовить ребенка к школе..……………………………………..……..2Создание позитивной установки к обучению…………………………….212 заповедей мамы и папы будущего первоклассника………………….....
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Март 2014год, №7
Рубрика «Тема дня» - «Что должны знать и делать родители, чтобы у ребенка спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые и ровные буквы?» Следите за правильной посадко...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Апрель 2014 год, №8
Рубрика «Тема дня» - «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»..2 Задания на развитие логического мышления…………..………….11 Источники, исполь...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Май 2014 год, №9
Рубрика «Тема дня» - «Рекомендации логопеда на лето»……....2 Рекомендации логопеда на лето: «Отдых с ребенком летом»………2Рекомендации логопеда на лето: «Как не утратить речевые навыки ребёнка – звукопро...