"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь,2013год №3
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Содержание
Рубрика «Тема дня»
«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2
Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры».
Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза……………………………………………………………………5
Рубрика «Смекалочка».
Найди отличия………. ………………………………………...……6
Загадки дедушки Архипа…………………………………………….7
Источники, использованные при создании журнала ………. 13
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_rechevichok_noyabr.docx | 885.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ МО г.Краснодар
«Детский сад № 163»
Речевичок
Коррекционно-логопедический
журнал родителям о детях.
Автор-составитель журнала
учитель-логопед Тряскова Татьяна Сергеевна.
Ноябрь
2013 год ,
№ 3
Содержание
Рубрика «Тема дня»
«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2
Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры».
Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза……………………………………………………………………5
Рубрика «Смекалочка».
Найди отличия………. ………………………………………...……6
Загадки дедушки Архипа…………………………………………….7
Источники, использованные при создании журнала ………. 13
Рубрика «Тема дня»
«Шпаргалка для родителей»
Уважаемые родители!
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение — это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
- Слова состоят из звуков.
- Звук — то, что мы слышим и произносим.
- Буква — то, что пишем и читаем.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Звуки бывают гласные и согласные.
- Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) • в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
- Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
- Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква- это знак звука.
Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить - ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков- это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их сливать в слоги и слова, если предварительно не знакомятся со звуками.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение- это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова- речевые звуки- с самого его рождения наиболее значимы.
Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата, поэтому еще раз напоминаю родителям о том, что необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, развития фонематического слуха.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Последовательность звукового анализа
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
4. Обозначь выделенный звук фишкой определенного цвета (гласный звук-красная фишка, согласный твердый звук-синяя фишка, согласный мягкий звук-зеленая фишка).
5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
6. Обозначь выделенный звук фишкой определенного цвета (гласный звук-красная фишка, согласный твердый звук-синяя фишка, согласный мягкий звук-зеленая фишка).
7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.
8. Произнеси слово по фишкам.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры».
Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рубрика «Смекалочка».
Найди отличия
ЗАГАДКИ ДЕДУШКИ АРХИПА Ребята, я сегодня вам Вопросы хитрые задам. Коль отрицательный ответ, Прошу ответить словом "нет", А утвердительный - тогда Скажите громко слово "да". Не сомневаюсь я, ребята, У каждого ума палата, Но у меня для вас совет: Ответы "ДА", ответы "НЕТ" Давать мгновенно не спешите, Подумав крепко, говорите. * * * 1. Откройте мне один секрет: Живут жирафы В ТУНДРЕ? ... 2. УВИДИШЬ в ясный день крота, Парящим В НЕБЕ, правда? ... 3. Строитель строит города. А осы строят СОТЫ? ... 4. Оранжевый и красный цвет ГОРЯЧИМИ считают? ... 5. Машинам дан зелёный свет, ИДТИ по зебре МОЖНО? ... 6. В окошке утром - солнца свет, НОЧЬ наступает, верно? ... 7. В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода. И В ПРОРУБИ такая? ... 8. А будет нам видна звезда, Коль ночью небо в тучах? ... 9. Лес - обитания среда Для белок, зайцев, дятлов? ... 10. Ведь БЕЗ кленового листа Флаг Украины, точно? ... 11. Читатель, прочитав, всегда СЪЕДАЕТ книжку, правда? ... 12. Морковь с капустой в турникет, Входя в метро, опустим? ... 13. Монах себе даёт обет. Его кладёт он ложкой? ... 14. Худой мальчишка, как скелет, ЛЕГКО поднимет штангу? ... 15. На небе много есть планет, Луна - ПЛАНЕТА! Так ведь? ... 16. Из рубероида рулет ПОДХОДИТ на десерт нам? ... 17. Пасутся в АРКТИКЕ стада Коров и коз рогатых? ... 18. С аэродрома ПОЕЗДА По полосе взлетают? ... 19. У пешеходов есть мечта - Споткнувшись, рухнуть В ЯМУ? ... 20. Когда приходят холода, На юг летят все лоси? ... 21. Печём ватрушки ИЗО ЛЬДА В горячей печке, правда? ... 22 Ответишь ты мне без труда: ЗИМОЙ цветёт черешня? ... 23. По морю плавают суда. Нефть перевозит ТАНКЕР? ... 24 По снегу две полоски - след. Медведь прошёл по снегу? ... 25. Замёрзшая вода тверда. Вода стать может ГАЗОМ? ... 26. В игру с названьем чехарда Играют КЛЮШКОЙ С ШАЙБОЙ? ... 27. Бежит дистанцию атлет ОТ ФИНИША ДО СТАРТА? ... 28. За вторником идёт среда, За четвергом - суббота? ... 29. Хамелеон меняет цвет. А осьминог МЕНЯЕТ? ... 30. Мы ставим чашечки в буфет. ДИВАН туда поставим? ... 31. Друзьям ты говоришь: "Привет!" И завучу ТАК скажешь? ... 32. Растает снег - в ручьях вода. Весной бывает это? ... 33. Садится слон на провода, Чтоб пообедать, правда? ... 34. На карте мира - города, Материки и страны? ... 35. Увидев рыбака, - "Привет!" - КРИЧИТ плотва из речки? ... 36. Что ест лягушка на обед - Слона с горошком, правда? ... 37. У жабы, точно, нет хвоста. А у коровы ЕСТЬ он? ... 38. В тени - "плюс тридцать", и тогда Мы ШУБЫ надёваем? ... 39. Мамуля КУПИТ мне конфет За то, что я ленился? ... 40. В троллейбусе, купив билет, НА КРЫШЕ нужно ехать? ... 41. В театр идём смотреть балет. А оперетту - В БАНЮ? ... * * * Вопросы кончились, друзья! И всех хвалю, ребята, я. Зачёту подошёл конец. Кто не ошибся - молодец! А кто ошибся хоть чуток, Не молодец, а молоток! |
Источники, использованные при создании журнала:
Сайты: http://www.logolife.ru; http://www.solnet.ee/.
Смотрите версию журнала в электронном виде на сайте МБДОУ МО г.Краснодар
«Детский сад № 163» http://ds163.centerstart.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Октябрь,2013год №2
Немного о журнале.Одна из задач, стоящих перед Учителем- логопедом ДОУ – это взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей и коррекции речи, а также оказание консу...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь 2013год, №3
Содержание Рубрика «Тема дня»«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2 Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры». Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Январь 2014год, №5
Рубрика «Тема дня» - «Готовимся к школе»Подготовить ребенка к школе..……………………………………..……..2Создание позитивной установки к обучению…………………………….212 заповедей мамы и папы будущего первоклассника………………….....
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Февраль 2014год, №6
Рубрика «Тема дня» - «Еще есть время» «Специфические» ошибки при чтении и письме…………………….…..2Оптическая дисграфия………………………………………….………….4Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника….……...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Март 2014год, №7
Рубрика «Тема дня» - «Что должны знать и делать родители, чтобы у ребенка спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые и ровные буквы?» Следите за правильной посадко...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Апрель 2014 год, №8
Рубрика «Тема дня» - «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»..2 Задания на развитие логического мышления…………..………….11 Источники, исполь...
"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Май 2014 год, №9
Рубрика «Тема дня» - «Рекомендации логопеда на лето»……....2 Рекомендации логопеда на лето: «Отдых с ребенком летом»………2Рекомендации логопеда на лето: «Как не утратить речевые навыки ребёнка – звукопро...