картотека дидактических игр
картотека по логопедии по теме

Смирнова Ольга Александровна

игры на развитие словаря и грамматического строя речи по возрастным категориям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskikh_igr.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

СРЕДНЯЯ  ГРУППА.

"Угадай-ка"

Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Организация: Логопед загадывает загадку про медведя. Дети отгадывают, появляется медведь.

А вот еще одна загадка: большая, лохматая, коричневая - это собака или медведь?(ответы детей)

Мишка: Это, конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый .

Логопед: Конечно, мишка, ты большой, лохматый, но я-то сказала: большая, лохматая (подчеркивается голосом окончание). Большая - собака, а ты большой.

А эта загадка о ком? Коричневая, веселая, смешная - это мишка или обезьяна? (ответы детей).

Для этой игры могут быть предложены и другие вопросы-загадки.

"Узнай по описанию"

Цель:  Ориентироваться  на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: Расписное яйцо, золотое кольцо, расписная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубое блюдце, голубая чашка, зеленое ведерко, зеленый совок, большая тарелка.

Организация: У логопеда на подносе предметы. Предлагается угадать предмет по описанию. Например: круглая, блестящая, как будто золотая? (это пуговица) Круглое, блестящее, золотое? (это кольцо)

"Чего не стало?"

Цель: Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: Игрушка Петрушка, открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей: яблок, груш, вишен, черешен, слив; бананов, апельсинов, лимонов, помидоров, огурцов.

Организация: К детям в гости приходит Петрушка, приносит с собой открытки. Логопед предъявляет детям открытки по одной и предлагает назвать, что на них нарисовано. Названные открытки размещаются на стенде так, чтобы с одной стороны были существительные с нулевыми окончаниями, с другой  - с ненулевыми окончаниями.

Петрушка хочет поиграть в игру "Чего не стало?" На стенде оставляются пять картинок, например, яблоки, груши - слева, бананы, апельсины, лимоны - справа.

Петрушка: Хорошо запомните картинки. Запомнили? Закрывайте глаза. (Прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.) Теперь откройте глаза. Чего не стало? (бананов) Что появилось? (огурцы) Снова закройте глаза. (Убирает яблоки. На их место ставит груши.) Открывайте глаза. Чего не стало? (яблок)

Логопед уточняет, как надо правильно говорить: не стало бананов, но не стало яблок.

Аналогично обыгрываются другие открытки.

В другой раз можно использовать открытки с изображением цветов, грибов и т.д.

   "Чего не хватает Мише для прогулки?"

Цель: Образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Материал: Картинки с изображением зимней одежды.

Организация: Логопед рассказывает детям историю про двух мальчиков. Толя был аккуратный, его одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая одежда лежала у Толи в шкафу? (дети называют предметы одежды, выставляются картинки). Толя быстро собрался на прогулку надел... (снова называют предметы одежды, картинки со стенда убирают). А Миша был неаккуратный, разбросал всю одежду. Нашел только шарф и шапку. Чего еще не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку? Дети называют по памяти сами, логопед выставляет соответствующие картинки, исправляет ошибки детей.

"Вы хотите? - Мы хотим."

Цель: Упражнять в образовании форм глагола "хотеть"

Организация:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем прыгать, бегать, петь. Я хочу поиграть в игру, а вы хотите? Подумайте, что каждый из вас хочет сделать (погулять, похлопать в ладоши, попрыгать). Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это сделать или хочу ли это сделать я.

Дети говорят о своем желании что-то сделать, и спрашивают об этом товарищей. Например, я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь? А вы, Тамара и Сережа, хотите? и т.д.

"Что для чего?"

Цель: Активизировать глаголы в неопределенной форме.

Материал: Кукла, картинки с изображением предметов, используемых при умывании, одевании, прочих действиях.

Организация: Логопед знакомит детей с куклой, рассматривает с ними предметы на картинках. называет их. Затем кукла вытаскивает из набора  картинку, а дети должны не называя ее, сказать, зачем нужен этот предмет. Например, зубная щетка нужна для того, чтобы чистить зубы.

"Чье, чье? - Мое"

Цель: Образовывать притяжательные местоимения, согласовывать существительное и местоимение в роде.

Материал: Мешочек, сорока, одежда, игрушки детей.

Организация: логопед знакомит детей с сорокой-воровкой и сообщает, что она насобирала разных вещей в группе, все схватила. что плохо лежит. Смеется над вами: "Чье, чье все? Мое!" Давайте-ка посмотрим, что чье? Дети по очереди достают из мешка разные вещи,, называют их, с помощью вопросов: "чей? чья? чье?", определяют хозяина. Хозяин получает вещь после того, как назовет "мое, моя, мой".

   "Что изменилось?"

Цель: активизировать употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около) и наречий.

Материал: Лесенка, игрушки.

Организация: Логопед расставляет на ступенях лесенки игрушки.

 - Эта играна внимание. Запомните, кто где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял наверху слева, а сейчас на средней ступеньке между слоном и лягушкой.)

Таким образом, обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке.

"Страшный зверь"

Цель: Соотносить названия животных и и их детенышей.

Материал: Игрушки (картинки) животных и их детенышей.

Организация: - Я вам расскажу историю. У девочки Вари была кошка с котятами, собака со... (щенками), утка с... (утятами), курица с... (цыплятами) и т.д. Рассказ сопровождается показом игрушек.

- Как-то раз утята прибежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: "Тра-та-та-тах!" Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к...(кошке), щенята

 к...(собаке) и т.д. Успокоили мамы своих малышей и снова побежали к воде. От кошки бегут... (котята), от курицы... (цыплята) и т.д. И вдруг снова: "Тра-та-та-та-тах!" Опять побежали малыши к своим мамам (перечисляют кто к кому). И спрашивают: "Кто так страшно трещит?" Смотрят ,метнулась к лесу птица какая-то: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: "Тра-та-та-тах!" да и скрылась. Кто же напугал утят, котят, цыплят, щенят. (После первых ответов используется картинка подсказка.)

"Отгадайте, кто это?"

Цель: Точно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.

Организация: Логопед изображает тигренка (рычит, растопырив пальцы-когти) и предлагает детям отгадать кто это.

- Кого я изобразила, кто это? (тигр) А кто детеныш у тигра? Один тигренок, а если их много, как скажем? (тигрята) Изобразите тигрят.

Далее взрослый вызывает ребенка, шепотом говорит ему задание изобразить котенка. Дети отгадывают. Затем логопед вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то же самое задание.

- А теперь кто у нас? (котята) Котята испугались и убежали, кого не стало? (котят) 

Аналогично загадываются и другие животные и птицы: козленок, утенок, цыпленок.

"Ослик в гостях у медвежонка"

Цель: Соотносить названия предметов посуды и продуктов, для которых она предназначена.

Материал: Игрушки медвежонок, ослик, набор кукольной посуды.

Организация: - Сегодня в гости к медвежонку пришел ослик. Мишка решил угостить его чаем. Стал накрывать на стол. Какая посуда ему нужна? (ответы детей) Медвежонок ставит эти предметы на стол.

- Чай, зверята, будут пить из чашек. К чаю нужен сахар (выставляется чай в коробочке) Еще нужны сухари и салфетки (кладет на стол)

- Ребята, медвежонок сделал что-то не так. Куда нужно положить сахар? Для сахара есть специальная посуда. Это сахарница. И для салфеток есть специальная посуда, как она называется...(салфетница). А кто догадается, как называется специальная тарелка для сухарей? Это...(сухарница).

_Зачем нужна специальная посуда? Правда, ребята стол стал опрятнее, когда все поставили по своим местам?  Давайте еще раз повторим медвежонку, как надо накрывать на стол. Сахар надо положить в...(сахарницу) и т. д.

"Холодно - тепло"

Цель: Образовывать степени сравнения наречий.

Организация: Один из играющих (водящий) выходит за дверь. Остальные прячут на видном месте какую-нибудь игрушку. Затем зовут вошедшего. Он начинает искать, остальные участники комментируют поиск: если он приближается к игрушке, то говорят - тепло, теплее, совсем тепло, горячо; Если удаляется от игрушки - прохладно, холодно, еще холоднее, совсем холодно.

   "Как поросенок говорить научился"

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Организация: Я хочу вам рассказать историю, как девочка учила говорить поросенка. (Чтение рассказа Л. Пантелеева "Как поросенок говорить научился") После проводится беседа по прочитанному. Как вы думаете, поросенок действительно научился говорить? (рассуждения детей)  Поросенок умеет только хрюкать. А какой звук издавать будет учить девочка корову? (му-у-у) Что делает корова? (мычит) и т.д.

"Птичья школа"

Цель: Образовывать слова и глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: Силуэт дерева, мяч, картинки с изображением птиц.

Организация: Выставляется силуэт дерева, дети сидят полукругом, логопед читает стихотворение Б. Заходера "Птичья школа". Дети заучивают четверостишие:

Отлично! В заключение

Сегодня будет пение.

Все, даже желторотые,

Поют с большой охотою.

Затем дети встают в круг, перекидывают друг другу мяч под чтение стихотворения. У кого останется в руках мяч на последнем слове, вытягивает картинку с изображением птицы и подает голос. Остальные дети должны угадать птицу и что она делает.

"Я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка"

Цель: Активизация глаголов.

Материал: Петрушка, чашка, чайник, часы, ключи, свеча, щетка и т.д.

Организация: Логопед загадывает детям загадку о том, кто придет в гости. Петрушка приносит с собой корзину с вещами. Петрушка просит угадать, что это за предметы на ощупь. Угаданный предмет выставляется на стол.

После Петрушка предлагает детям поиграть. Дети закрывают глаза, а в это время со стола убирается один предмет.

- Что спрятал Петрушка? (чашку) Зачем Петрушке чашка? (ответы детей)

Можно предложить детям побыть в роли ведущего, помочь Петрушке провести игру.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Можно использовать на занятиях уже знакомые сюжеты, описанные выше. Словарь их расширяется, отбираются слова с непродуктивными формами словоизменения.

"Сочиняем рифмовки"

Цель: Упражняться в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: Две сороки, щенки, синички, предметные картинки одежды и обуви.

Организация: Логопед читает английскую народную песенку в переводе С.Я. Маршака.

          Даю вам честное слово:

          Вчера в половине шестого

          Я встретил двух свинок

          Без шляп и ботинок.

          Даю вам честное слово!

Давайте мы с вами тоже сочиним веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте (предъявляются картинки-подсказки)

Даем вам честное слово:        

  Вчера в половине шестого    

                Мы видал двух сорок

                Без...(ботинок) и...(чулок)      

                Без (ботинок) и (чулок)  

                Повстречали мы (сорок)    

                Без (носков)          

                (Щенков)    

                И синичек  

                Без (тапочек) и (рукавичек)    

                Без (тапочек) и (рукавичек)      

                (Синичек).                            

   "Где я был?"

Цель: Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Организация: Логопед загадывает детям загадку. Например: Я видела медуз, морских коньков, акул. Где я была? (На море)

Потом предлагает детям загадать, о том месте, где они были, называя только тех, кого они там видели. Только надо говорить, кого видели много.

Главное в этой игре - не отгадывание, а загадывание.

    "Кузовок"

Цель: Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования.

Материал: Кузовок, расписной платок.

Организация: Дети сидят полукругом и передают друг другу корзину со словами:

        Вот тебе кузовок,

        Клади в него что на  -ок,

        Обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, если ребенок не смог назвать слово, он должен положить в корзину какой-нибудь предмет. По окончании разыгрываются залоги, корзинку накрывают платком.

 -Чей залог вынется, что тому делать? (попрыгать, поплясать, загадать загадку)

    "Незнайкины игры"

Цель: Побуждать детей задавать вопросы.

Материал: Мяч, предметные картинки, красный кружок.

Организация: Логопед сообщает детям о том, что Незнайка прислал им письмо. Логопед открывает конверт и по одной достает картинки, выкладывает их на панно. В письме Незнайка предлагает поиграть в игру "Угадай мой предмет" Дети закрывают глаза, а логопед прячет метку за картинку. Открыв глаза, дети задают наводящие вопросы, на которые можно ответит "да" или "нет". Например: Это игрушка? Это животное? У него есть хвост? Хвост пушистый? и т.д.

    "Один - много"

Цель: Учить образовывать формы существительных множественного числа

Материал: Мяч.

Организация: Логопед кидает одному из детей мяч и называет один предмет. Ребенок, который поймал мяч - называет много предметов.

Например: мяч - много мячей, свеча - много свечей.

    "Садовник"

Цель: Употреблять существительные в родительном падеже.

Материал: картинки с изображением садовых цветов.

Организация: Дети получают картинки с изображением цветов, держат перед собой так, чтобы их было видно. Выбирается ведущий - садовник.

- Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме розы.

-(Роза отвечай) Я!

- Что такое?

-(Отвечай) Влюблена.

- В кого?

-(Называй цветок) В незабудку.

-(Незабудка продолжай) Я!

- Что такое?

 и т.д.

     "Какой, какая, какое"

Цель: Ориентировать детей на грамматическую форму слова.

Материал: Мяч.

Организация: Дети встают в круг, логопед кидает мяч, задавая вопросы. Например, "О чем можно сказать -  большой?" Кто поймает мяч - отвечает на вопрос.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.

"Домашние животные"

Цель: Упражнять детей в образовании наименований детенышей животных в родительном падеже множественного числа.

Организация: Логопед рассматривает с детьми картинки из серии "Домашние животные". Задает вопросы:

- Как называются детеныши животных?

- Если их много?

"Новенькая"

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; в словообразовании.

Организация: Логопед рассказывает, дети дополняют при необходимости предложение.

  - Таня первый раз пришла в детский сад. Она ничего не знала о том, что надо делать, как вести себя. Стала Таня собираться на прогулку. Какие вещи надевают на прогулку? (Ответы детей)  А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Ответы детей)

  - Таня была еще маленькая и не знала, куда нужно класть продукты. Давайте ей поможем: хлеб кладут в...., сахар, конфеты, мыло, салфетки, масло, соль и т.д.

  - На занятии Тане показали картинки с изображением зверей, но она не очень хорошо знала, как называются их детеныши. Давайте ей поможем. Кто у волка? У кролика? У белки? и т.д.

"Первая рыбка"

Цель: Обратить внимание на то, как разные суффиксы меняют смысл слова, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки.

Организация: Логопед читает рассказ Е. Пермяка "Первая рыбка".

- Какими словами назван улов мальчика ? (Ерш, большущий ершище, маленький ершишка). Логопед объясняет детям смысл выражений, почему так говорят.

После беседы проводится игра, в которой дети называют слова по образцу: волк - волчище - волчишка.

"Есть у меня братишка"

Цель: Закрепить образование трудных форм глаголов.

Организация: Логопед читает стихотворение И. Лопухиной "Есть у меня братишка..." Интонацией незавершенности логопед побуждает детей договаривать строчку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...