План работы кружка "Умный карандашик".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
План работы кружка "Умный карандашик" по формированию графических навыков у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnyy_karandashik.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка м и «Умный карандашик»
по формированию графических
навыков у старших дошкольников
Учитель-логопед МАДОУ №10
г. Емвы
Сокерина Натэлла Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“ИСТОРИЯ ПИСЬМА РЕБЁНКА
НАЧИНАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО
РАНЬШЕ ТОГО МОМЕНТА,
КОГДА УЧИТЕЛЬ ВПЕРВЫЕ
ВКЛАДЫВАЕТ ЕМУ В РУКИ
КАРАНДАШ И ПОКАЗЫВАЕТ,
КАК НАДО ПИСАТЬ БУКВЫ”
Л.С.ВЫГОТСКИЙ.
Поступление в школу - важный момент в жизни ребёнка. Чем лучше ребёнок будет подготовлен к школе, тем легче пройдёт у него адаптационный период, тем увереннее будет он себя чувствовать.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он, как правило, успевает по всем предметам. А если навык чтения формируется с трудом, чтение становится механическим, без понимания прочитанного, то это влияет на успешность освоения письма.
Опыт показывает, что значительная часть детей поступающих в школу, не подготовлены к письму. У детей зачастую очень мал опыт выполнение графических заданий, несовершенна координация движений руки. Большинство ребят не умеют правильно сидеть располагать тетрадь, держать ручку и карандаш. Наряду с этим не достаточно владеют основами звукобуквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.
Письмо – сложный навык и в полном объеме не доступен дошкольнику в силу объективных причин. Письмо имеет сложную психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно – моторные координации моторный контроль, перцептивную регуляцию и некоторые лингвистические умения– способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ.
Из этого следует – чем лучше у ребенка будут сформированы психо-физические и зрительные функции, фонематический слух и звукопроизношение, тем активнее и прочнее у детей будет проходить процесс освоения чтения и письма.
Можно ли помочь детям избежать трудности при обучении письму? Конечно да. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Как форма организация такой работы нами создан кружок «Умный карандашик».
П Р О Г Р А М М А К Р У Ж К А
« Умный карандашик»
Цель программы – формирование графического навыка письма, развитие зрительного анализа и синтеза, совершенствование мелких движений пальцев рук.
Работа ведется по четырем направлениям, каждое из которых имеет свои задачи.
1. Развитие руки.
- Формировать правильный захват орудия письма;
- упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки;
- развивать мелкую моторику рук.
2. Подготовка к технике письма.
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать чувство ритма:
- познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней;
- Познакомить с правилами проведения горизонтальных и
вертикальных линий, закрепить их в практических упражнениях
3. Аналитико – синтетическая деятельность
- анализ и синтез графических, условных изображений предметов
4. Формирование элементарных графических умений
- проводить упражнения, подготавливающие к написанию
элементов школьного шрифта.
С Р Е Д С Т В А В Ы П О Л Н Е Н И Я П Р О Г Р А М М Ы
Упражнения для развития руки
- «Посолим суп»
- Катаем шарик
- Скакалочка
- Урожай
- Работа со штампами
- Ниткопись
- Бисерография
- Чудесный мешочек
- Пальчиковые игры
- Вырезание
- Обрывание
Упражнения по подготовке к технике письма
- Проверка и уточнение представлений о положении тела
- Определение направлений в пространстве
- Определение пространственных взаимоотношений
- Развитие чувства ритма
- Знакомство с разлиновкой
Материалы, используемые на занятиях:
- Карандаши простые ребристые трех или шестигранные
- Карандаши цветные
- Ножницы
- Листы с заданиями
- Тетради в крупную клетку
- Цветная бумага
- Предметные картинки
- Муляжи
- Объемные и плоскостные геометрические фигуры
- Образцы написания элементов
- Материал для развития мелкой моторики рук: бусины,
Нитки, веревочки, прищепки, мелкие игрушки и др.
Методические приемы:
- Беседа
- Показ
- Дидактическая игра
- Рассматривание иллюстраций
- Демонстрация действий и др.
На каждом занятии проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, связной и грамматически правильной речи.
Занятия проходят один раз в неделю. Длительность занятия 15 – 20 минут, что обусловлено пределом непрерывной работы для шестилетних детей.
ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
1. Тема: Детский сад
Цель – учить захватывать карандаш большим и указательным
пальцем рабочей руки ;
- закреплять навык определения направлений в
пространстве;
- учить проводить прямые и кривые линии.
2. Тема : Кто где живет?
Цель: - учить перекладывать карандаш, захватывая большим
И указательным пальцем;
- учить проводить ломаные линии и линии по точкам
- закрепить знания о диких животных.
3. Тема: На даче.
Цель : - прокатывать карандаш между ладонями;
- уточнять знания об овощах;
- знакомить с понятием разлиновка;
- учить письму прямых палочек
4. Тема: Дары осени.
Цель: - прокатывать карандаш между большим и указательными п. пальцами
- учить ориентации в разлиновке “клетка”
- закреплять написание палочек
5. Тема: Деревья осенью.
Цель: - расслабление кистей рук путём поглаживания листа бумаги
сверху вниз
- знакомство с правилом проведения горизонтальных линий
- дифференциация предметов по цвету и форме
6. Тема: Птицы собираются в стаи.
Цель: - расслабление кистей рук путём поглаживания листа бумаги
от центра в стороны
- формирование правильного захвата орудия письма
- обучения рисованию полуовалов
7. Тема: Надо, надо умываться по утрам и вечерам!
Цель: - вращение пальцев рук сцепленных в замок
- закрепление навыка обводки по штриховым линиям
- обучение приёмам бисерографии
8. Тема: Одежда.
Цель: - попеременное поглаживание лоскутов ткани с разной
фактурой
- формирование умения рисовать прямые линии в
соответствии с заданным направлением
- закрепление навыка штриховки
9. Тема: Дикие животные осенью.
Цель: - круговые движения кистей рук с последующим
расслаблением
- массаж пальцев рук с помощью прищепки
- обучение письму наклонных линий
10. Тема: Путешествие домой.
Цель: - одновременное вращение больших пальцев рук в стороны
- развитие чувства ритма
- обучение письму чередований вертикальных и
горизонтальных прямых
11. Тема: Электроприборы.
Цель: - удерживание карандаша попеременно пальцами рук
- развитие навыка самоконтроля при закрашивание фигур
- обучение обводке извилистых линий по штриховке
12. Тема: Игрушки
Цель: - отщипывание кусочков бумаги и расположение их
симметрично на листе
- закрепление навыка письма параллельных лини
13. Тема: Зимние забавы детей.
Цель: - рисование пальцем в воздухе волны
- подготовка к написанию элемента школьного шрифта
«волны»
- обучение самостоятельному письму элементов
14. Тема: Звери наших лесов зимой.
Цель: - выкладывание из бумажных полосок снежинки
- обучение рисованию вертикальной волны, зигзага,
спирали
- закрепление навыка зеркального копирования
Изображения
15. Тема: Хвойные деревья. Ёлка.
Цель: - развитие кинезиологических умений(кулак, ребро,
ладонь)
- обучение рисованию кругов и овалов
- развитие зрительной памяти и внимания
16. Тема: Новый год.
Цель: - упражнение в наматывании полосок фольги на карандаш - обучение рисованию крестиков
- формирование навыка передачи ритмичности рисунка
17. Тема: Домашние животные.
Цель: - обучение завязыванию бантиков
- обучение рисованию линий с закруглениями
18. Тема: Фигуры
Цель: - закрепление знаний геометрических фигур
- формирование зрительного гнозиса и навыка рисования
фигуры меньшего размера
19. Тема: Профессии.
Цель: - закрепление навыка рисования элементов школьного
шрифта «клубочки»
- развитие мелкой моторики - выкладывание фасолью по к контуру
- развитие руки, формирование захвата и удерживания
мелких предметов в кулаке
20. Тема: Море и его обитатели.
Цель: - обучение использованию сформированных навыков д. деятельности
- закрепление правильного ориентирования на листе
- формирование навыка анализа графических
изображений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. План работы с родителями по теме: «Воспитание духовности у детей через основы православия» в средней группе №2 на 2010 - 2011уч.год. Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
План работы с родителями...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.
Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...
План работы с шефами 2021 учебный год. План работы с шефами на 2022 учебный год
Взаимодействие с ДОУ...