Общее недоразвитие речи у детей
статья по логопедии на тему
Этапы формирования средств речевого общения с учетом уровня речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_nedorazvitie_rechi.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирования всех компонентов речи. При нарушениях речи наблюдаются различные более избирательные отклонения от нормы процесса функционирования речевой деятельности.
При общем недоразвитии речи задачей логопедической работы является поэтапное формирование средств речевого общения с учётом уровня речевого развития ребёнка.
На первом этапе обучения, когда ребёнок практически является не говорящим, логопедическая работа начинается с расширения понимания речи. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением одного и того же материала. Для успешности занятий особенно важно установить тесный эмоциональный контакт с ребенком.
Различными игровыми приёмами ребёнка следует побуждать к речевому общению, но ни в коем случае не принуждать, так как это вызовет речевой негативизм и ещё больше задержит развитие речи. Одновременно у ребёнка стимулируют звукоподражания и общение с помощью аморфных слов- корней (машина- «би-би», мишка- «ми» и т. п.) в то же время работают над пониманием речи.
Затем очень постепенно переходят к более систематизированным занятиям, на которых, кроме функции подражания, стимулируют развитие зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
Важно научить ребёнка сортировке предметов по цвету, форме и величине, сооружать простые постройки из кубиков по образцу, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции, затем показывать называемые предметы на картинках и выделять их на сюжетной картинке.
Важное значение имеет работа по развитию понимания речи. Ребёнка учат понимать названия предметов и действий, а также вопросы: покажи, где сидит зайка, куда идет девочка? Кому мама даёт мяч? И т. п.
Развитие понимания речи проводится систематически и последовательно и имеет важное значение в логопедической работе. При работе с не говорящим ребёнком нельзя перегружать его пассивный словарь малопонятными для него словами.
Нужно стремиться, чтобы он показывал, а затем и называл предметы и действия в конкретной ситуации, в которой находится.
Важное значение на этом этапе логопедической работы имеет развитие речевого подражания. Эта работа проводится одновременно с активизацией всей подражательной деятельности.
После того, как научили ребёнка соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, обогатили пассивный словарь ребёнка, развили функцию речевого подражания, пора переходить к следующему этапу работы.
Целью этого этапа является развитие фразовой речи, прежде всего, двухсловного предложения, расширение объёма понимания речи, обучению словоизменению и различию грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. Одновременно следует формировать начальные представления о количестве: один и много.
Ребёнок должен также научиться соотносить слова большой и маленький с величиной предлагаемых ему предметов различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных :покажи, где мяч, а где мячи и т. п.
На этом же этапе стимулируют формирование первых форс слов. Вначале они могут проговаривать лишь ударный слог, в дальнейшем воспроизводить два и более слогов слитно. Постепенно ребёнка учат объединять усвоенные слова в двухсловные предложения.
На по следующем этапе работы расширяется объём заданий по формированию двухсловных предложений и понимания речи. Кроме этого, ребёнка обучают установлению грамматической связи между предметом и его действием, формируют простое предложение, развивают слоговую структуру слов. Учат ребёнка делить слова на слоги, сочетать число слогов с хлопками рук.
На дальнейших этапах работы расширяют объём предложений, особое внимание обращают на развитие понимания грамматических форм числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных. Ребёнка учат строить предложения из нескольких слов, формируют слоговую структуру слов и работают по коррекции звукопроизношения, а также начинают разучивать простые стихи. Затем расширяют объём предложений и развивают связную речь.
Кроме общего недоразвития речи, наиболее частыми речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста являются расстройства звукопроизношения: дислалии, ринолалии и дизартрия.
При дислалии нарушение звукопроизношения имеет место при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выделяют функциональную и механическую дислалию. При функциональной дислалии ребёнок при нормальном речевом развитии с трудом овладевает нормативным произношением. При этом у него нет органических нарушений WYC. Препятствующих нормальным движениям органов артикуляции.
Логопедическая работа при дислалии направлена на формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопедические занятия должны проводиться регулярно и поэтапно.
Операции звукового анализа в начале работы проводятся на речевом материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. Ребёнка учат узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого.
Одновременно проводится работа над улучшением движений органов артикуляции и развитие ощущений этих движений.
Важное значение имеет обучение ребёнка выбору адекватной артикуляционной позы для произношения нужного звука. Для этого логопед с детьми проводит артикуляционную гимнастику. Особенно детям нравится « Сказка о весёлом язычке». Во время игры дети учатся запоминать артикуляционные позы и правильно произносить некоторые звуки.
Наряду с работой над правильным произношением, важное значение отводится развитию фонематического восприятия. Эти упражнения тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции , так как дифференцированное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится поэтапно. Сначала ребёнка знакомят с конкретным звуком, подбирая к нему конкретный образ из сказки или рассказа. Затем учат выделять изолированные звуки, связанные с конкретным образом.
Затем проводится работа по узнаванию звуков в слове. Далее учат определять позицию звука в словах.
В заключение ребёнок учится дифференцировать сходные по звучанию звуки и придумывать слова на заданный звук.
При работе над звуковым анализом и синтезом слов используют схемы.
Библиография:
- Е.М. Мастюкова « Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст» М.1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста"
Презентация на тему " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста" раскрывает объективные и субъективные причины возникновения ОНР у детей старшего дошкольного возраста. В пр...
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определит...
Преодоление общего недоразвития речи у детей в семье
В статье даны советы родителям по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста и предложены рекомендации по работе с неговорящим ребенком....
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
описана система коррекционной работы с детьми с онр....