Лексико -грамматическое занятие в подготовительной группе по теме "Времена года. Зима."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

На занятии закрепляются основные признаки зимы через различные игровые ситуации, отработанные грамматические категории вводятся сначала в предложения, а затем объединяются в рассказ.Отработка родственных слов по данной теме происходит на примере слова "мороз" с использованием картинного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Тема: Времена года. Зима.

                        Цели: - закрепить основные признаки зимы;

                                      - учить детей составлять сложные предложения и  

                                        объединять их в описательный рассказ о зиме;

                                      - развивать произвольное внимание, зрительную  

                                        и словесно-логическую память, логическое  

                                        мышление детей;

                                      - стимулировать мыслительную и речевую

                                        активность;

                                                - образование существительных множест-

                                                   венного числа в родительном падеже;

                                                 - учить детей образовывать родственные

                                                   слова к слову «мороз»;

                                                 - согласование числительных с прилагательным  

                                                   и существительным;

                                                 - развитие мелкой моторики;

                                                 - развитие общемоторных  движений, сопряжен-

                                                   ных с речью.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме

                          «Зима», карта – схема описательного рассказа.                    

Ход занятия:

1.Орг.момент.

  а) Игра «Подскажи словечко».

Белые шапки надели дома.

Двор запушила нам снегом …. (зима)

              Начинает календарь

              Месяц с именем ……  (январь)

Снег колючий по земле

Гонит ветер в …..                       (феврале)

              Смех ребячий на горе,

              Все на лыжах в …       (декабре)

- Скажите, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Какое время  

   года было до зимы? Какое время года наступит после зимы?

- Назовите по порядку зимние месяцы?

 б)Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдно соединить пальцы левой и правой руки

К нам зима пришла опять.

Пальцы обеих рук сгибать и разгибать

Снег лежит сплошным ковром-

Руки положить на стол

Изменилось всё кругом.

Развести пальцы, лежащих на столе рук

2. Объяснение нового материала.

 а) - Итак, к нам пришла зима! Скажите, как зиму мы называем ласково-

       зимушка.

     - Как мы узнаём, что насупила зима? По каким признакам? Посмотрите на

       картинки и отберите только те из них, которые относятся к зиме.

 б)  Дидактическое  упражнение «Продолжите ряд»:

     - Продолжите ряд, назови как можно больше слов:

       Зима-это…мороз, снег…

       Снег-это …вьюга, снеговик…

       Лёд-это … сосулька….

     в) Дидактическое  упражнение «Скажи наоборот».

        Зимой бывает снегопад, а осенью…

        Зимой бывает снег, а летом…

        Зимой падает, а весной…

        Зимой катаются на санках, а летом…

        Зимой лес спит, а весной…

        Зимой катаются на коньках, а летом…

        Зимой бывает холодно, а летом…

        Зимой деревья белые, а летом…

        Зимой растут сугробы, а летом…

        Зимой насекомые прячутся, а весной…

3. Упражнение в образовании родственных слов.

                  Мы слова похожие,

                  Как родственники схожие.

                  Мы живём одной семьёй,

                  Поиграть хотим с тобой.

- Отгадайте загадку и мы узнаем слово, к которому будем придумывать

  слова-родственники:

                  Какой это мастер на окна нанёс

                  И листья и травы и заросли роз.       ( мороз)

- Как назовём сильный мороз? (морозище)

- Как ласково назовём мороз? (морозец)

- Если мороз сильный , то нос можно…. (отморозить)

- Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (заморозить)

- Как называется самое холодное место в холодильнике? (морозилка)

- Следующее слово-отгадка на загадку:

                    Белый мороз  к палочке прирос.

                    Молочное, шоколадное

                    И всегда прохладное.  ( мороженное)

- Какой будет  день, если в этот день обещают сильный мороз (морозный)

- Как зовут сказочного героя? (Морозко)

4.Физминутка  «На  дворе  у  нас  мороз».

На  дворе  у  нас  мороз.

Чтобы  носик  не  замёрз,

Надо  ножками  потопать

И  ладошками  похлопать.

Дети  топают  ногами  и  хлопают  руками.

А  теперь  представим  лето.

Речка  солнышком  согрета.

Мы  плывём, плывём, плывём,

Дно  ногами  достаём.

Плавательные  движения  руками.

Мы  выходим  из  речушки

Направляемся  к  опушке.

Ходьба  на  месте.

5.Работа над рассказом по опорной схеме  «Зима».

    1) Зимой солнце холодное и совсем не греет землю. Оно прячется за    

        облаками.

   2) Небо зимой хмурое и затянуто тучами.

   3) Зима покрыта снегом и часто метёт метель.

   4) Деревья и кусты засыпаны снегом. Кругом огромные сугробы.

   5) Люди одели тёплую одежду.

   6)Зимой одни животные меняют шубку, а другие впадают в спячку.

   7)Птицы ищут корм.    

   8)Дети катаются на коньках и лыжах, лепят снеговиков.

               

        Пересказ рассказа 2-3 детьми         

   

6.Итог занятия.

    - Назовите зимние месяцы.

    - Назовите  слова-родственники к слову МОРОЗ.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"

Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда  с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий  в подготовительной группе с ОНР....

Подгрупповое лексико-грамматическое занятие в средней группе на тему "Зима в Крыму"

- Закрепление представлений о смене времен года. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях природы.- Уточнение и расширение словаря по теме Зима (снег, лед, мороз, идти, па...

Лексико- грамматическое занятие в подготовительной группе с ТНР по теме:"Животные Жарких стран".

Лексико-грамматическое занятиедля детей подготовительной группыЖивотные жарких странЦель: познакомить с животными жарких стран, с их детёнышами и образом жизни.Задачи: Образовательные: научить отличат...

Конспект обобщающего лексико-грамматического занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»

Конспект обобщающего лексико-грамматического занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»...

Занятия в подготовительной группе Тема: «Времена года. Зима».

КОНСПЕКТ Занятия в подготовительной группе Тема: «Времена года. Зима». Цель:-Закреплять знания детей о временах года и их признаках, систематизировать знания по названиям месяцев года...