Лексико -грамматическое занятие в подготовительной группе по теме "Времена года. Зима."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
На занятии закрепляются основные признаки зимы через различные игровые ситуации, отработанные грамматические категории вводятся сначала в предложения, а затем объединяются в рассказ.Отработка родственных слов по данной теме происходит на примере слова "мороз" с использованием картинного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексико -грамматическое занятие в подготовительной группе по теме "Времена года. Зима. | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Времена года. Зима.
Цели: - закрепить основные признаки зимы;
- учить детей составлять сложные предложения и
объединять их в описательный рассказ о зиме;
- развивать произвольное внимание, зрительную
и словесно-логическую память, логическое
мышление детей;
- стимулировать мыслительную и речевую
активность;
- образование существительных множест-
венного числа в родительном падеже;
- учить детей образовывать родственные
слова к слову «мороз»;
- согласование числительных с прилагательным
и существительным;
- развитие мелкой моторики;
- развитие общемоторных движений, сопряжен-
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме
«Зима», карта – схема описательного рассказа.
Ход занятия:
1.Орг.момент.
а) Игра «Подскажи словечко».
Белые шапки надели дома.
Двор запушила нам снегом …. (зима)
Начинает календарь
Месяц с именем …… (январь)
Снег колючий по земле
Гонит ветер в ….. (феврале)
Смех ребячий на горе,
Все на лыжах в … (декабре)
- Скажите, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Какое время
года было до зимы? Какое время года наступит после зимы?
- Назовите по порядку зимние месяцы?
б)Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять | Поочерёдно соединить пальцы левой и правой руки |
К нам зима пришла опять. | Пальцы обеих рук сгибать и разгибать |
Снег лежит сплошным ковром- | Руки положить на стол |
Изменилось всё кругом. | Развести пальцы, лежащих на столе рук |
2. Объяснение нового материала.
а) - Итак, к нам пришла зима! Скажите, как зиму мы называем ласково-
зимушка.
- Как мы узнаём, что насупила зима? По каким признакам? Посмотрите на
картинки и отберите только те из них, которые относятся к зиме.
б) Дидактическое упражнение «Продолжите ряд»:
- Продолжите ряд, назови как можно больше слов:
Зима-это…мороз, снег…
Снег-это …вьюга, снеговик…
Лёд-это … сосулька….
в) Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Зимой бывает снегопад, а осенью…
Зимой бывает снег, а летом…
Зимой падает, а весной…
Зимой катаются на санках, а летом…
Зимой лес спит, а весной…
Зимой катаются на коньках, а летом…
Зимой бывает холодно, а летом…
Зимой деревья белые, а летом…
Зимой растут сугробы, а летом…
Зимой насекомые прячутся, а весной…
3. Упражнение в образовании родственных слов.
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй,
Поиграть хотим с тобой.
- Отгадайте загадку и мы узнаем слово, к которому будем придумывать
слова-родственники:
Какой это мастер на окна нанёс
И листья и травы и заросли роз. ( мороз)
- Как назовём сильный мороз? (морозище)
- Как ласково назовём мороз? (морозец)
- Если мороз сильный , то нос можно…. (отморозить)
- Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (заморозить)
- Как называется самое холодное место в холодильнике? (морозилка)
- Следующее слово-отгадка на загадку:
Белый мороз к палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное. ( мороженное)
- Какой будет день, если в этот день обещают сильный мороз (морозный)
- Как зовут сказочного героя? (Морозко)
4.Физминутка «На дворе у нас мороз».
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. | Дети топают ногами и хлопают руками. |
А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. | Плавательные движения руками. |
Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. | Ходьба на месте. |
5.Работа над рассказом по опорной схеме «Зима».
1) Зимой солнце холодное и совсем не греет землю. Оно прячется за
облаками.
2) Небо зимой хмурое и затянуто тучами.
3) Зима покрыта снегом и часто метёт метель.
4) Деревья и кусты засыпаны снегом. Кругом огромные сугробы.
5) Люди одели тёплую одежду.
6)Зимой одни животные меняют шубку, а другие впадают в спячку.
7)Птицы ищут корм.
8)Дети катаются на коньках и лыжах, лепят снеговиков.
Пересказ рассказа 2-3 детьми
6.Итог занятия.
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите слова-родственники к слову МОРОЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...
Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"
Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР....
Подгрупповое лексико-грамматическое занятие в средней группе на тему "Зима в Крыму"
- Закрепление представлений о смене времен года. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях природы.- Уточнение и расширение словаря по теме Зима (снег, лед, мороз, идти, па...
Лексико- грамматическое занятие в подготовительной группе с ТНР по теме:"Животные Жарких стран".
Лексико-грамматическое занятиедля детей подготовительной группыЖивотные жарких странЦель: познакомить с животными жарких стран, с их детёнышами и образом жизни.Задачи: Образовательные: научить отличат...
Конспект обобщающего лексико-грамматического занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»
Конспект обобщающего лексико-грамматического занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»...
Занятия в подготовительной группе Тема: «Времена года. Зима».
КОНСПЕКТ Занятия в подготовительной группе Тема: «Времена года. Зима». Цель:-Закреплять знания детей о временах года и их признаках, систематизировать знания по названиям месяцев года...
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка в осенний лес»
Конспект образовательной деятельности рекомендован для детей с ЗПР...