Логопедический массаж
учебно-методический материал (логопедия) по теме

конспект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ.

Учитель-логопед Ольштинская Е.А.

ГБДОУ № 120 Фрунзенского района С.Петербурга

Используемая литература.

1 Е.А.Дьякова “Логопедический массаж”М., 2005г.

2 И.В.Блыскина “Логопедический массаж”СПб., 2004г.

3 О.Г. Приходько “ Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии” М., 1999г.

4 Л.О.Бадалян “Невропатология” М., 1997г.

5 Е.В.Новикова “Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения” М., 2004г.

6 Е.Н..Краузе “Логопедический массаж” CПб., 2004г.

7 Г.В.Дедюхина “Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом” М.2003г.

8.О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва “Исправляем произношение” CПб., 2007г.

9 О.И.Крупенчук “Массаж логопедический: зондовый и классический” СПб 2009г.

Центральная нервная система.

 В глубине коры центральной извилины в двигательной зоне коры головного мозга( в пирамидных клетках) начинается основной двигательный корково-мышечный путь –пирамидный или кортико-спинальный путь, по которому следует приказ выполнить то или иное движение. Периферические отростки двигательных нейронов выходят из коры , собираются в единый пучок, проходят белое вещество полушарий и входят в ствол мозга, в конце ствола мозга частично перекрещиваются(продолговатый мозг является частью ствола) и затем спускаются в серое вещество спинного мозга .По пирамидному пути передаются импульсы произвольного движения.

В задних отделах верхней лобной извилины располагается также и экстрапирамидный центр коры.

 Экстрапирамидная система –двигательная система, помогающая осуществлению произвольного движения, обеспечивает автоматическую регуляцию “заученных” двигательных актов, поддержание общего мышечного тонуса, перераспределение мышечного тонуса при движениях. Она участвует в осуществлении эмоционально-двигательных реакций – мимических движений. Данная система влияет на перераспределение тонуса мышц, делает их движения более плавными , создаёт фон для осуществления быстрых, точных и дифференцированных движений. При её поражении наступают  грубые нарушения мимических функций, что проявляется в изменениях  тонуса произвольной мускулатуры, исчезновении содружественных движений и в проявлениях гиперкинезов (непроизвольных насильственных движений).

Периферическая нервная система – черепномозговые и спинномозговые нервы. Из спинномозговых нервов 1-4-го шейных сегментов спинного мозга образуется шейное сплетение, которое лежит на шее под грудинно-ключично-сосковой мышцей. Оно дает начало нескольким нервам. Эти нервы иннервируют в основном кожу задней поверхности головы, нижнебоковой поверхности лица, ушной раковины, над-, подключичной  и верхнелопаточной области. Из волокон 5-8 шейных и 1-2 грудных спинномозговых нервов образуется плечевое сплетение. Оно лежит в надключичной и подключичной ямках. Из этого сплетения выходят нервы, иннервирующие кожу и мышцы верхнего плечевого пояса.

Грудные нервы являются смешанными спинальными нервами. Верхние два нерва принимают участие в образовании плечевого сплетения, нижний – 12 – в образовании поясничного сплетения .Грудные нервы иннервируют мышцы грудной клетки, мышцы спины и брюшного пресса. Чувствительные волокна иннервируют кожу наружной и передней поверхностей грудной клетки и живота.

Из ветвей 1-4 поясничного и частично 12  грудного нервов образуется поясничное сплетение. Оно расположено кпереди от поясничных позвонков .Нервы этого сплетения иннервируют кожу и мышцы бедра.

Ветви 5 поясничного и 1-2 крестцовых спинальных нервов образуют крестцовое сплетение, главным нервом которого является седалищный нерв. Он смешанный.В области подколенной ямки он делится на малоберцовый и большеберцовый нервы. Выше разделения седалищного нерва от него отходят веточки, иннервирующие мышцы, сгибающие голень. Малоберцовый и большеберцовый нервы иннервируют кожу и мышцы голени и спины.

Черепномозговые нервы - в количестве 12 пар отходят от головного мозга. В моторном акте (акте говорения) непосредственное участие принимают пять пар.

5 пара -тройничный нерв. Смешанный. Осуществляет двигательную и чувствительную иннервацию. Обеспечивает проведение чувствительности от кожных покровов лица, переднего отдела  волосистой части головы, слизистой оболочки носовой и ротовой полостей, языка, глазного яблока, мозговых оболочек.

Двигательные волокна нерва иннервируют жевательные мышцы(жевательную, височную, крыловидные). Двигательное ядро находится в мосту. На основание мозга тройничный нерв выходит из толщи моста в области мосто-мозжечкового угла. От гассерова узла отходят три ветви тройничного нерва.

Верхняя ветвь тройничного нерва –глазничный (лобный) нерв -выходит из полости черепа через верхнюю глазничную щель и осуществляет чувствительную иннервацию кожи лба , передней волосистой части головы, верхнего века, внутреннего угла глаза, спинки носа., глазного яблока, слизистой оболочки нижней части носовой полости, мозговых оболочек.

Вторая ветвь тройничного нерва – верхнечелюстной (подглазничный)нерв – выходит из полости черепа через круглое отверстие (в области щеки под скуловой костью) и иннервирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, верхней части щёк, верхней губы, верхней челюсти и её зубов, слизистой оболочки нижней части носовой полости.

Третья ветвь тройничного нерва  - нижнечелюстной (подбородочный) нерв – выходит из черепа через овальное отверстие нижней челюсти и иннервирует кожу нижней части щеки, нижнюю губу, нижнюю челюсть и её зубы, подбородок, слизистую оболочку щёк, нижней части ротовой полости, передние две трети  языка, слюнные железы, жевательные мышцы.

Определить объём движения и силу мышц, иннервируемых двигательными волокнами тройничного нерва, поможет следующий тест. Нужно положить пальцы обеих рук на область жевательных и височных мышц ребёнка и попросить его воспроизвести жевательные движения. На поражённой стороне жевательные мышцы напрягаются слабее. Визуально отмечается отклонение нижней челюсти при открывании рта. Снижение функции этих нервов влечёт за собой вялость мышц челюсти, вследствие чего рот ребёнка широко не открывается, губы плотно не смыкаются, он медленно пережёвывает пищу.

7 пара -лицевой нерв. Это двигательный нерв. Иннервирует мимическую мускулатуру , кожу головы, затылочную часть затылочно-лобной мышцы, мышцы ушной раковины, частично мышцы дна полости рта и подкожную мышцу шеи.. Ядро нерва расположено на границе между мостом и продолговатым мозгом. Волокна нерва выходят из мозга в области мосто-мозжечкового узла и входят во внутреннее слуховое отверстие височной кости, из черепа выходит через шило-сосцевидное отверстие, расположенное за ухом.

Установить функциональное состояние верхних ветвей лицевого нерва можно при помощи тестов, определяющих объём и силу отдельных мышц лица. Нужно предложить ребёнку:

. поднять и нахмурить брови

.закрыть, а затем зажмурить глаза

. закрывать и открывать глаза поочерёдно.

О поражении верхних ветвей лицевого нерва свидетельствуют следующие признаки: неравномерность глазных щелей, невозможность морщить лоб, поднимать и нахмуривать брови, зажмуривать глаза с силой.

Установить функциональное состояние нижних ветвей лицевого нерва можно при помощи тестов:

.оскалить зубы

.надуть щёки

.посвистеть (“задуть свечу”)

При надувании щёк на поражённой стороне щека менее напряжена.Сглаженность носогубной складки отмечается на месте пареза, рот перетягивается в здоровую сторону.

9 пара -языко-глоточный нерв 10 пара-блуждающий нерв. Исследуются они одновременно, так как совместно обеспечивают  чувствительную и двигательную иннервацию мышц глотки, гортани, надгортанника, мягкого нёба. Двигательные волокна этих нервов иннервируют поперечно-полосатые мышцы мягкого нёба, сжиматели глотки, все мышцы гортани. (Двигательные волокна языкоглоточного нерва самостоятельно иннервируют лишь шилоглоточную мышцу, а двигательные волокна блуждающего нерва – мышцы мягкого нёба и голосовых складок).

Функция этих нервов имеет важное жизненное  значение. Функциональное состояние их двигательных волокон исследуют, оценивая состояние мышц мягкого нёба, глотательных движений, фонации.

Чтобы определить характер сокращения мышц мягкого нёба у ребёнка просят произнести звук Э и посмотреть, отклоняется ли маленький язычок. При одностороннем поражении блуждающего нерва нёбная занавеска на стороне пареза несколько опущена, а маленький язычок отклоняется в здоровую сторону.

12 пара – подъязычный нерв. Это двигательный нерв. Иннервирует мышцы языка. Ядро нерва расположено на дне ромбовидной ямки. Корешки нерва выходят из продолговатого мозга по боковой его поверхности и соединяются в один стволик; этот стволик выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва.

Поражение нерва или его ядра в стволе головного мозга вызывает периферический парез соответствующей половины языка. При этом наблюдается гипотония (язык тонкий, распластанный, удлиненный), отклонение языка при высовывании изо рта в сторону пареза, фибриллярные подёргивания. Движения языка в поражённую сторону ограничены.

Кроме ядер черепно-мозговых нервов, в стволе головного мозга расположены многочисленные клеточные группы и проводники, связывающие различные ядра между собой. Эти образования называют ретикулярной формацией. Ей принадлежит важная роль в регуляции мышечного тонуса.

Физиологическое действие массажа.

Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Поверхность кожи является периферической частью кожного анализатора и тесно связана с центральной нервной системой. В связи с этим меняется в целом функциональное состояние ЦНС. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Под  влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями. Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком. Медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей .Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей. Таким образом , логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Артикуляционные мышцы, мышцы лица и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство, поэтому массаж должен охватывать все области, даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке.

Логопедический массаж играет важную роль в коррекции различных речевых расстройств. Особенно он эффективен при исправлении нарушений произношения у детей с речевым диагнозом- дизартрия, а также с различными сопутствующими диагнозами -ПЭП в анамнезе, ММД.

Логопедическую группу посещают дети с различной патологией ЦНС.

 ПЭП -наиболее часто встречающаяся патология у детей до 1 года, обусловлена целым рядом факторов:  патологией беременности, тяжёлым течением родов, наличием наследственной предрасположенности, перенесёнными инфекционными заболеваниями, травмой головы.

Наиболее частые проявления  ПЭП – трудности в обучении , плохая концентрация внимания, нарушение процессов запоминания, сосредоточения, гиперактивное поведение или, наоборот, наличие страхов, повышенной тревожности, нарушения сна, ночное и дневное недержание мочи, головные боли, утомляемость, нарушения осанки.

Первичные признаки нарушения могут проявляться не сразу, а на 2-3 году жизни.

Логопедическую группу посещают дети с разной степенью зрелости ГМ.

Процесс обучения тесно связан  с восприятием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В коре головного мозга происходит замыкание нервных связей .Поступающая через анализаторы информация  достигает первичных полей коры головного мозга. Именно там формируются образы предметов и явлений. Однако тот или иной образ может быть сформирован при наличии необходимой связи между отдельными анализаторами. Одной из самых важных ассоциативных областей считаются лобные доли. Сохранность лобной ассоциативной области – важная предпосылка успешного усвоения знаний в процессе обучения. Функция лобных долей связана с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляцией сложных форм поведения. Процессов мышления.

Наиболее часто встречающаяся неврологическая патология после года - ММД.

ММД - недоразвитие отдельных функциональных систем мозга или недостаточная организованность межсистемных связей. Характерными признаками является повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные лёгкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, трудности обучения. У детей отмечаются нарушение сна и снижение аппетита, двигательное беспокойство,  повышение мышечного тонуса, расстройство черепно-мозговой иннервации. У некоторых детей выявляется задержка темпа психомоторного развития в течение первого года жизни. На втором году жизни у некоторых детей может быть выявлено отставание в речевом развитии. К трём годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью (“гиперкинетическое поведение”), отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к длительной игровой деятельности , они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

Воздействие на ткани приёмами массажа вызывает возбуждение рецепторов кожи. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Возникшие в ней нервные импульсы поступают в центральную нервную систему. Следовательно, энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения, что является начальным звеном цепи нервно-рефлекторных реакций в механизме действия массажа на организм.

Логопедический массаж изменяет состояние тонуса мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Особенно значимо использование логопедического массажа на начальном этапе работы. Проводится наряду с пассивной, пассивно-активной, и активной артикуляционной гимнастикой. При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими и релаксационными упражнениями.

Предварительная диагностика.

 Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики.

Показанием к проведению логопедического массажа является изменение мышечного тонуса. При осмотре обратить внимание на положение головы относительно туловища, нет ли привычных ассиметричных поз. При осмотре лица обратить внимание на наличие сглаженности носогубной складки, опущение уголка рта, расширение или сужение глазной щели, на наличие приоткрытого рта, слюнотечение.

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев  рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате.

Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

      При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

      При повышенном тонусе (спастические состояния) - язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок).Пассивные движения делаются с трудом.

 Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено.

Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично.

Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

     При пониженном тонусе (паретические состояния) - язык малоподвижный, вялый, дряблый, тонкий. плашмя лежит на дне ротовой полости. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы.

 Губы тонкие, вялые, углы губ опущены, нет полного смыкания, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных движений, как “трубочка”, “поцелуй”, “улыбка”.Рот приоткрыт. Жевание твёрдой пищи может быть затруднено.

Лицо на ощупь вялое, как “кисель”. Малая активность мягкого нёба, возможна нозализация. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Мягкое нёбо - попёрхивания при еде и при питье.

      Часто встречается дистония - меняющийся характер мышечного тонуса -в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону. Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

 При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне. При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных  мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка - язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания  лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Основные приёмы массажа

1 Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях- продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания –щипцеобразный. Выполняется 1-2 или1-2-3-м пальцами .Применяется при массаже языка, губ.  При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

2 Растирание.

Этот приём проводится в области  отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её.  Этот приём выполняется в различных направлениях – прямолинейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

3 Разминание.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание .Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4 Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая- снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5 Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний (БАТ).

Массаж плечевого пояса и шеи.

Расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, что способствует активизации движений нижней челюсти.

1 Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук сверху вниз по боковым областям горла.

2 Медленно поглаживать боковую поверхность шеи попеременно то с левой, то с правой стороны. Поместить ладонь одной руки на боковую часть шеи так, чтобы большой палец находился у угла нижней челюсти. Ладонь движется сверху вниз до ярёмной ямки, а затем параллельно ключице по плечу. Этот массажный приём снимает тонус с грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

3 Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку, руки скользят по задней и боковой частям шеи вниз по направлению к ключицам по плечу. Этот массажный приём снимает тонус с трапециевидной мышцы.

Массаж лицевой мускулатуры.

Массаж в области лба.

Расслабляющий массаж.

1 Поглаживающие движения от середины лба к височным областям.

2 Поглаживание в направлении снизу вверх от надбровных дуг к волосистой части головы.

Активизирующий массаж.

1 Растирание, т.е. спиралевидные движения в направлении от средней линии лба к вискам.

2 Разминание, т.е. сжатие складки кожи двумя пальцами –большим и указательным или прерывистое надавливание.

3 Прерывистая вибрация, или постукивание, подушечками указательного и среднего пальцев попеременно в быстром темпе.

Массаж в области щёк и подбородка.

Расслабляющий массаж.

1 Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а остальные - под подбородком. Пальцы скользят от середины  подбородка к височным впадинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха.

2 Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние -под нижней, а остальные – под подбородком. Движение осуществляется от середины губ к височным впадинам с фиксацией пальцев  в углублениях у козелка и мочки уха.

3 Движения всеми пальцами ( кроме большого) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха.

4 Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка.

5 Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук. Движение начинается от середины подбородка в стороны к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам , боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам , а затем вниз через щёки к середине подбородка.

6 Лёгкое потряхивание и похлопывание (“пальцевой душ”) щёк осуществляется пальцами обеих рук.

Активизирующий массаж.

1 Круговое растирание в области щёк проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырёх пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости. То же движение можно осуществлять и подушечками 2-4-го пальцев.

2 Аналогичным образом круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к крыльям носа.

3 В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание.

4 Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щёк как в продольном, так и в поперечном на правлении.

5 Захватывают в складку кожу щёк между большим и указательным пальцами , легко сдавливают и отпускают, движение пощипывания.

6 Захватив кожу щёк вместе с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами, производят разминание в продольном , поперечном, круговом направлениях.

7 Поколачивание подушками пальцев (кроме большого) производится непрерывно обеими руками по массажным линиям.

8 Пощипывание указательным и большим пальцами.

9 Похлопывание по надутым щекам.

Массаж внутренней поверхности щёки.

Большой палец помещается в рот, остальные пальцы остаются снаружи. При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы , большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения (можно выполнять при помощи соски).

В качестве основных приёмов используют растирание и разминание.

1 Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот.

2 Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу.

3 Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательной мышцы.

4 Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Большой палец-с внутренней стороны щеки.

5 Растирающие спиралевидные движения .Все пальцы , кроме большого располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта.

6 Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (скулового сустава). В положении открытого рта найти “ямку” у мочки уха. Массировать область  “ямки” указательным и средними пальцами.
Массаж мышц губ.

Расслабляющий массаж.

1 Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от середины к средней линии.

2 Такие же движения производят по нижней губе.

3 Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочерёдно правой и левой рукой. Движение начинается от козелка ушной раковины .Указательный палец скользит скользит по коже верхней губы, а средний – по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта.

4 Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носогубные складки , двигаясь от крыльев носа к углам рта.

5 Теми же пальцами производят лёгкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке.

Активизирующий массаж.

Используются приёмы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания , вибрации и пощипывания.(от углов губ к их середине)

1 Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения по верхней губе от середины к углам рта. Такие же движения -по нижней губе.

2 Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами  - от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются.

3 Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.

4 Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают её и перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы. Тот же приём выполняется на нижней губе, таким же образом можно перебирать область носогубных складок.

5 Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и осуществляют приём пощипывания.

6 Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ.

7 “лепим вареники”

Также для массажа губ можно использовать специальные зонды. Движения осуществляются от носа к линии верхней губы, от подбородка к линии нижней губы, вокруг часовой и против часовой стрелки, по носогубным складкам.

Можно проводить разминание губ с захватом губы изнутри .Большой палец вводится под губу, указательный палец располагается сверху. Осуществляются следующие движения.

7 Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта у другому вдоль верхней, а затем нижней губы.

8 Спиралевидные движения, производимые большим и указательным пальцами по верхней , а затем по нижней губе.

9 Движение, осуществляемое указательным пальцем от основания носа вниз, к губе , а также от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта, большой палец при этом находится под верхней губой. Аналогичным образом движения осуществляются на нижней губе.

10 Спиралевидное разминание области носогубной складки. Фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху.

11 Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами.

При нарушении двигательной функции губ после массажа рекомендуется проводить пассивную артикуляционную гимнастику в виде следующих упражнений.

12 Указательные пальцы поместить на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе.

13 Аналогичное движение осуществляется на верхней и нижней губах одновременно. При этом указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы – на нижнюю. При движении пальцев к середине губы собираются в трубочку.

14  Указательные пальцы в том же исходном положении. Движение направлено вверх, при этом поднимается верхняя губа, обнажаются верхние зубы. Таким же образом проводится опускание нижней губы.

15 Аналогичным образом проводится поднимание верхней и опускание нижней губы одновременно. При этом движении указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы – на нижнюю губу. Обратным движением осуществляется смыкание губ, при этом вырабатывается кинестетическое ощущение закрытого рта.

16 Указательные и средние пальцы располагаем около углов рта и слегка растягиваем губы, как при  улыбке

Массаж мышц языка.

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка. Если язык отклоняется в сторону, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую он отклоняется. Та сторона, в которую он отклоняется -спастическая, противоположная -вялая. Вялую сторону укрепляют с помощью глубоких разминаний и вибрации, спастическую часть языка расслабляют поглаживанием.

       Расслабляющий массаж.

При повышенном тонусе язык трудно удержать в полости рта, нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа.

Расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня.

Движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню.

Перед массажем, чтобы расслабить мышцы корня языка, провести вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти, затем вибрацию точки, находящейся в области подчелюстной ямки.

Собственно массаж языка.

 1 Большим и указательным пальцем произвести поглаживающие движения с одной, затем с другой стороны от кончика к корню и обратно.

 2 Большим и указательным пальцем произвести поглаживающие движения с одной, затем с другой стороны из стороны в сторону.

 3 Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка  - справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню.

 4 Производят лёгкое разминание и перетирание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец находится сверху , средний и указательный  - снизу языка.

 5 При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения.

 9 Захватив кончик языка произвести лёгкое потряхивание.

 7 Лёгкое похлопывание языка и ритмичные надавливания шпателем.

После расслабляющего массажа можно сделать упр.пассивной артикуляционной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.

 8 Большой палец находится сверху, средний и указательный  - снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка оттянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону.

 9 Подтянуть язык вперёд, как бы слегка “накручивая” его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение.

        Активизирующий массаж.

Движения активные, направлены в основном от корня языка к кончику. В основном используются приёмы разминания и перетирания.

Как правило, при сниженном тонусе снижен и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения могут быть активными даже в области корня языка. При сниженном тонусе наблюдается гиперсаливация.

 1 Перетирание в продольном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны, затем с другой.

 2 Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику с одной стороны, затем с другой.

 3 Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой.

 4 Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1-2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.

 5 Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.

 6 Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.

 7 Похлопывание мышц языка шпателем.

 8 Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с.

О.И.Крупенчук  при выполнении активизирующего (стимулирующего) массажа использует интересные приёмы.

Поглаживание (ПГЛ). ЛОБ. Упражнения:  Барашки                 Шапочка      

             

Удивление

БРОВИ. Упражнения: Спокойной ночи          

       

ЩЁКИ. Упражнения: Ветерок                Платок                       Умывание

ГУБЫ.  Упражнения: Ветерок                 Клоуны

НОСОГУБНЫЕ СКЛАДКИ. Упражнения: Усы кверху.

ЯЗЫК. Упражнения: Ветерок

ВОРОТНИКОВАЯ ЗОНА. Упражнения: Черпание.

Растирание (РТР). ЛОБ. Упражнения: Пила                      Пружинки

Штрихи                       Змейки

БРОВИ. Упражнения: Пружинки                      Штрихи

ЩЁКИ. Упражнения: Пружинки

ГУБЫ. Упражнения: Пружинки                        Штрихи

НОСОГУБНЫЕ СКЛАДКИ. Упражнения: Пружинки                   Штрихи

ЯЗЫК. Упражнения:                        Змейки                          Пружинки

Спирали

ВОРОТНИКОВАЯ ЗОНА. Упражнения: Пила                   Пружинки

Штрихи

Разминание (РМН). ЛОБ. Упражнения: Шестерёнки                 Гуси

     

Шторки                          Слоники

БРОВИ. Упражнения: Гуси                 Слоники              Шторки

ЩЁКИ. Упражнения: Гуси                  Шестерёнки        Слоники

Чупс с рукой

ГУБЫ.  Упражнения. ГУСИ                Слоники             Шторки

Утята                     Прищепки                         Тёрка

Чупс с рукой                Лыжи

НОСОГУБНЫЕ СКЛАДКИ. Упражнения: Шестерёнки             Слоники

ЯЗЫК. Упражнения: Слоники

ВОРОТНИКОВАЯ ЗОНА. Упражнения: Шестерёнки                       Шторки с

захватом                      Отжимаем бельё

Вибрация (ВБР). ЛОБ. БРОВИ. ЩЁКИ. ГУБЫ. НОСОГУБНЫЕ СКЛАДКИ. Упражнение: Душ.

ЯЗЫК.Упражнение: Похлопывание.

 ВОРОТНИКОВАЯ ЗОНА. Упражнение: Поколачивание.

При выполнении расслабляющего массажа О.И.Крупенчук использует следующие приёмы.

Поглаживание (ПГЛ)

ВОРОТНИКОВАЯ ЗОНА. Упражнения: Дождик с крыши.

ЛОБ. Упражнения: Барашки.                     Шапочка.               Удивление.

 

БРОВИ. Упражнение: Очки.

ЩЁКИ. Упражнения: Ветерок.                    Платок.                  Умывание.

НОСОГУБНЫЕ СКЛАДКИ. Упражнение: Усы вниз.

ГУБЫ. Упражнения: Крошки.                         Молчун.

ЯЗЫК. Упражнение: Ветерок.

Растирание (РТР)

ВОРОТНИКОВАЯ ЗОНА. Упражнение: Пила двумя руками.

ЛОБ. Упражнения: Пила.                 Пружинки.

Змейки.                             Штрихи.

БРОВИ. Упражнение: Пружинки.

ЩЁКИ.Упражнение: Cпираль без нажима.                         Чупс.

НОСОГУБНЫЕ СКЛАДКИ. Упражнение: Пружинка.

ГУБЫ. Упражнения: Пружинка.                    Чупс.

ЯЗЫК. Упражнения: Змейки.                 Пружинки.               Лёгкие спирали.

Вибрация.(ВБР) Упражнение: Машинка. Применяется косметический массажёр.

массажёр.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приёмах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются сегментарно-рефлекторный массаж, массаж рефлексогенных зон, массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажёра и т.п.), а также элементы самомассажа.

СЕГМЕНТАРНО-РЕФЛЕКТОРНЫЙ МАССАЖ.

Основывается на том, что все органы и системы в нашем организме взаимосвязаны. В связи с этим ни одна проблема не может быть рассмотрена как процесс локальный. Всегда появляются рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, иннервируемых теми же сегментами мозга. Эти изменения могут возникать в коже, мышцах, соединительной ткани и в свою очередь влиять на первичный очаг нарушения речи и поддерживать патологический процесс. Взаимосвязи нашего организма осуществляются путём рефлексов.

МАССАЖ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК.

Применяется при понижении рефлекторной возбудимости мышц, находящихся в спастическом состоянии, для укрепления паретичных мышц, улучшения в них кровообращения и обменных процессов. При односторонних парезах применяется асимметричная методика точечного массажа (надавливание на симметричные точки выполняется с разной силой в зависимости от состояния тонуса мышц на симметричных частях тела).

Расслабляющий приём. Применяется при повышенном мышечном тонусе. Пальцы держат в течение 1-2 секунд, затем производят вращательные движения по часовой стрелке в течении 5-6 секунд и углубляют, слегка надавливая на точку. Далее фиксируют достигнутый уровень в течение 1-2 секунд. Потом производят противоположные действия – “вывинчивают” палец против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Выполняют вращательные движения в течение 5-6 секунд. ( При воздействии седативным способом в течение 1 минуты производят 4 входа и выхода, каждый по 15 секунд).

Возбуждающий приём. Применяется при пониженном тонусе , парезах. В течении 1-2 секунд находят точку, в течение 3-4 секунд производят вращательные движения по часовой стрелке , “ввинчивая” палец. Затем максимально надавив на точку, палец резко отрывают. Движения в такой последовательности повторяют 8-10 раз, что составляет 40-60 секунд воздействия.

Для правильного подбора приёмов и дозировки коррегирующего раздражения необходимо установить состояние ребёнка: путём пальпации и осмотра определить тонус мышц верхней половины туловища, мимических мышц и мышц языка.

Антон 6 лет.

Речевой диагноз-Общее недоразвитие речи. Выход из моторной алалии .Дизартрия.

Состояние артикуляционной мускулатуры -гипотонус мышц губ .Не может сделать”Трубочку”. Нарушение функции лицевого нерва -не может поочерёдно закрыть один глаз, не поднимает, не нахмуривает брови, не может надуть щёки, не умеет свистеть. Гипотонус мышц щёк. Нарушение функции языкоглоточного нерва -маленький язычок отклоняется в правую сторону. Нарушение функции подъязычного нерва –неоднородное распределение мышечного тонуса -  девиация языка в левую сторону, гиперкинезы мышц языка. Не может поднять язык на верхнюю губу, наблюдается синкинезии -движение нижней челюсти, движение пальцев рук правой руки.. Не может выполнить упражнения :“Колесо”, “Маляр”. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Приёмы для массажа мышц губ –глубокое  растирание, разминание губ с захватом губы изнутри, пощипывание, перетирание ,интенсивное постукивание от углов рта к середине.

Приёмы для массажа щёк – растирание, разминание, поколачивание щёк в продольном, поперечном и круговом направлении  по массажным линиям. Захватывание в складку щёк большим и указательным пальцами и лёгкое сдавливание, пощипывание. Массаж внутренней поверхности щёк – растирание, разминание круговыми, спиралевидными движениями, перетирание щёк в области жевательной мышцы.

Приёмы для массажа языка- на левой спастичной  стороне – используются расслабляющие приёмы, на правой вялой стороне используются активизирующие приёмы.

Уля 6,5 лет.

Речевой диагноз-Дизартрия (спастико-паретическая форма псевдобульбарной дизартрии).Сопутствующий диагноз -в анамнезе -ДЦП левосторонний гемипарез.

Состояние пальчиковой моторики -затрудняется выполнять упражнение “Колечки”, “Пальчики здороваются”, особенно на левой руке, при выполнении упражнений наблюдается синкинезия пальцев противоположной  руки.

Состояние артикуляционной мускулатуры -парез мышц губ. Не произносит звук У. Не может выполнить упражнение “Трубочка”.Не может надуть щёки –на ощупь щёки как каменные -гипертонус мышц щёк .Язык в гипертонуcе--оттянут назад. Свистящие звуки заменяет на заднеязычные. Не может выполнить упражнения “Почистим зубы”, “Маятник”, “Крепкий орешек”, при выполнении упражнения “Лопатка” язык загибается к подбородку. Гиперсаливация.

 Приёмы для массажа щёк – растирание, разминание, поколачивание щёк в продольном, поперечном и круговом направлении  по массажным линиям. Захватывание в складку щёк большим и указательным пальцами и лёгкое сдавливание, пощипывание. Массаж внутренней поверхности щёк – растирание, разминание круговыми, спиралевидными движениями, перетирание щёк в области жевательной мышцы.

Приёмы для массажа языка -расслабляющие.

Лина 6, 5 лет.

Речевой диагноз-Общее недоразвитие речи .Дизартрия смешанной формы.

В анамнезе -асфиксия в возрасте 1 год -подавилась косточкой.

Состояние пальчиковой моторики -пальчиковые упражнения лучше выполняет левой рукой.

Осмотр невролога (дмн Харченко Е.П. ) в присутствии логопеда. Заключение невролога -правое полушарие более активно. Лицо асимметрично. Правая бровь выше, правая ноздря выше и больше левой, на правой щеке гипертонус. На правой половине языка также – гипертонус, на левой половине языка -гипотонус.

Рекомендации логопеду -расслабляющий массаж правой половины лица и языка, активизирующий массаж левой половины лица и языка. Упражнения со шпателем на сопротивление на продольные мышцы языка. Упражнения “Улыбка”, “Трубочка” выполнять с  сопротивлением  мышц губ с применением точечного массажа.

Массаж биологически активных точек.

Количество сеансов точечного массажа зависит от тяжести патологии у ребёнка .Количество точек к середине курса должно возрастать, к концу курса постепенно уменьшается. Нельзя брать одну и ту же точку более пяти раз за один курс.

В таблице  с 1 по 15 номер представлены точки общего действия, а с 16 по 40 – локального.

В первые сеансы массируют не более 3-4 точек общего действия, которые расположены на верхних и нижних конечностях, ниже локтевых и коленных суставов. Симметричные точки используют попарно и по возможности одновременно. В дальнейшем точки общего действия заменяют на локальные , но обязательно в каждый сеанс должны быть включены 1-2 точки общего действия.

1 сеанс  - Шень-мэнь (3)  Ле-цюе (5)  Цюй-чи (8)

2 сеанс  - Цзу-сань-ли (10)  Нэй-тин (13)  Тянь-ту (16)

3 сенас  -Кунь-лунь (15)  Шень-мэнь (3)  Ди-хэ (17)  Чэн-цзянь (18)

4 сеанс  -Ле-цюе (5)  Цюй-чи (8)  Жэнь-чжун (19)  Инь-тан (20)  Бай-хуэй (21)

5 сеанс  - Цзу-сань-ли (10)  Нэй-тин (13)  Ся-гуань (24)  Цень-чжэн (25)  Цзя-чэ (26)  Да-ин (27)  Инь-сян (28)  Хэ-ляо (29)  

6 сеанс  - Шень-мэнь (3)  Ле-цюе (5)  Сань-сяо (30) Д и-цан (31)  Цзя-чэн-цзянь (32)  Я-мэнь (33)  Лянь-цюань (37) Шан-лянь-цюань (38)

7 сеанс  Цюй-чи (8)  Цзу-сань-ли (10)  Вай-цзинь-цзинь-юй-е (39)  Шуй-ту (40) Тянь-ту (16)  Ди-хэ (17)

8 сеанс  Нэй-тин (13)  Кунь-лунь (15)  Жэнь-чжун (19)  Инь-тан (20)  

9 cеанс  Шень-мэнь (3)  Ле-цюе (5)  Бай-хуэй (21)

10 сенас  Цюй-чи (8)  Цзу-сань-ли (10)  Нэй-тин (13)  

МАССАЖ РЕФЛЕКСОГЕННЫХ ЗОН.

Улучшает кровообращение, способствует расслаблению. Все массажи рефлексогенных зон выполняются интенсивно.

Массаж кистей рук. Можно выполнять ежедневно и многократно в течение дня. Выполняется попеременно. Начинать с поглаживания и растирания правого предплечья в направлении к локтевым суставам..   Массажируют( поглаживают, а затем усиленно растирают)  зону позвоночника 1 и 2 (между 3 и 4 пальцами на тыльной поверхности руки.. Затем растирают ладонь в различных направлениях, , тыльную сторону кисти, запястье, затем массируют пальцы, начиная с мизинца винтообразными движениями несколько раз от кончика и назад, затем , начиная с мизинца массируем (оттягиваем и перебираем) кожные складки между пальцами. .Затем, начиная с мизинца, надавливаем на подушечки пальцев и на ногтевую фалангу.  Большим пальцам уделяется большое внимание, так как это зона головы.. Заканчиваем массаж поглаживанием кисти руки от запястья к кончикам пальцев.

Массаж стоп. Самый эффективный, стимулирует кору ГМ. В отличие от массажа кистей рук выполняется массаж сначала правой, затем левой стопы. Начинать с массажа голени в направлении к коленным суставам. Затем массируют зону позвоночника.  После выполняют поглаживание всей стопы, растирая и разминая в различных направлениях подошвы, затем тыльные и боковые поверхности стопы. Затем переходят к массажу пальцев. Как и на кистях рук, пальцы после разминания ногтевой фаланги массируют , начиная с мизинца, винтообразными движениями. Но в отличие от массажа кистей, промассировав палец, выполняют им круговые пассивные движения, одновременно максимально их вытягивая. И, как всегда, больше внимания уделяют зонам, расположенным на большом пальце стопы и у его основания. Затем перетирают, оттягивая, кожные складки, расположенные между пальцами, и сильно надавливают на их подушечки  ( на подушечку большого пальца надавливают несколько раз). После чего несколько раз сжимают ладонями стопу с боков. И только после этого поглаживают ее по направлению к пальцам. Заканчивают плантарный массаж пассивными вращательными движениями голеностопного сустава.

Аурикулярный массаж – очень эффективен, так как при этом информация с периферии идёт непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору. Повышает концентрацию внимания и улучшает память. Воздействовать нужно мягко, но чувствительно. Начинать с области мочки и завитка, продвигаясь к вершине ушной раковины и ножке завитка, повторяя приём несколько раз. Затем несколько раз массируют противозавиток, сначала по верхней, затем по его нижней ножке. Затем массируют козелок и прилегающую к нему область. Заканчиваем массаж загибанием аурикул вперёд. Потом их резко отпускают.

Массаж волосистой части головы – стимулирует крово- и лимфоток, в связи с чем улучшается регенерационная работа нервов, обменные процессы, а следовательно, память и мыслительная деятельность человека. Поглаживание производят в продольном и поперечном направлениях. Растирание производят в тех же направлениях, но более интенсивно. Его можно выполнять и спиралевидными движениями. Затем производят разминание. Оно представляет собой сдвигание волосистой части головы. Затем выполняют интенсивное пунктирование (постукивание). Заканчивают массаж граблеобразным поглаживанием всей волосистой части головы.

ЗОНДОВЫЙ МАССАЖ.

В логопедической работе применяется массаж артикуляционного аппарата руками и зондовый массаж по методике Е.В.Новиковой, с помощью которого можно целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

Массаж языка руками выполняется 15-30 сеансов по 30 минут. Каждое упражнение выполняется по 30 раз.. Упражнения способствуют расслаблению мышц и служат подготовкой к последующему зондовому массажу.

Из этой методике в своей работе с детьми с гипертонусом мышц языка я применяю щадящий массаж языка с помощью лёгкого сжимания пальцами его боковых краёв и плавного скольжения, а также приём выкручивания языка вправо и влево.

Массаж языка зондами –каждое упражнение выполняется 30 раз, с перерывами. Применяется вилочковый зонд, приёмы –обкол и обкол с прокачиванием. Этот зонд применяется также для определения границы рвотного рефлекса и снятия его. Зонд-“восьмёрочка” применяется для глубокого погружения движениями вверх-вниз, можно применять вместе с вилочковым зондом. Зонды-саночки применяются для поглаживания в различных направлениях. Зонд-топорик применяется для нажатия и скольжения.

Чем ниже тонус -тем интенсивнее нажатие. Зонд-“крестовина” используется при массаже средней и прикорневой частей языка, позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие верхний подъём языка. Применяется лёгкое нажатие, пружинистые возвратные движения вперёд-назад (прокачивания), надавливающие круговые движения вправо-влево (вкручивание зонда в мышцы). Зонд –“толкачик”  используется  при гипертонусе мышц языка. Применяются приёмы -нажатие с прокачиванием по часовой стрелке.

Для поднимания языка к нёбу применяются зонд-крестовина, зонд-топорик, зонды-саночки, зонд –“толканчик”. Движения выполняются под языком от корня к кончику продольно, зигзагообразно, поперечно.

Массаж боковой поверхности языка применяется  при боковом произношении звуков для укрепления мышц боковых краёв языка. В работе задействован весь комплект зондов. Каждое упражнение выполняется 30 раз. Одно и то же упражнение выполняется сначала на поражённой стороне, затем на сохранной. Количество упражнений на пораженной стороне увеличивается в 2 раза.

Массаж щёчных мышц. Перед массажем мышцы нужно подогреть грелкой .Для массажа с обколом мышц применяется  вилочковый зонд. Направление массажных движений сверху вниз, по диагонали, от центра к периферии щеки, спиралевидно против часовой стрелки. Для массажа с перетиранием мышц применяется зонд –“восьмёрочка”. Для глубокого поглаживания мышц применяются зонды- саночки , зонд-топорик, зонд-крестовина, зонд-“толканчик”.

Массаж мышц, окружающих ротовое отверстие.

После массажа губ руками проводится массаж зондами. Массаж проводится с помощью зонда-“толканчик”. Петелька зонда ставится с внутренней стороны , указательным пальцем нажимаем на петельку с внешней стороны и разминаем мышцы, совершая круговые движения. Этим же зондом совершать интенсивные нажатия на мышцы вокруг ротового отверстия и по носогубным складкам. Вилочковым зондом выполнять обкол и обкол с прокачиванием мышц вокруг ротового отверстия, носогубных складок. С помощью зонда-“саночки” совершать глубокое поглаживание мышц вокруг ротового отверстия и по носогубным складкам. С помощью зонда -“топорик” выполнять скользящие движения(поглаживания) вокруг ротового отверстия и по носогубным складкам. С помощью зонда- “восьмёрочка”  совершать перетирание мышц вокруг ротового отверстия. С помощью зонда-“крестовина” совершать интенсивные нажатия на мышцы вокруг ротового отверстия и по носогубным складкам.

     В логопедической работе применяются также массажно-постановочные зонды О.И. Крупенчук и Т.А.Воробьёвой.

Зондом-“вилочкой” удобно массировать нижнюю поверхность языка при выполнении упражнения “чашечка” и опускать нижнюю губу при синкинезии. Зондом-“ёжик” удобно массировать язык, губы, щёки, скуловые и жевательные мышцы , применяется этот зонд при при гипотонусе и парезе мышц. Для ощущения контраста удобно использовать зонд-“ролик”.Этот зонд используется также для массажа лба, щёк, губ, ладоней.

 Зондом-“грабельки”  можно выполнять массаж щёк, лба, губ, языка Зондом-“расчёской” удобно выполнять массаж щёк, губ, лба,  носогубных складок и языка. Зондом -“лапка” удобно выполнять массаж лба, щёк, губ, языка.

 Зонд-“катушка” удобно применять для удержания открытого рта и для постановки заднеязычных звуков. Зонд “ракетка” удобно использовать при повышенном тонусе языка для расслабления мышц языка и для постановки заднеязычных звуков.

Этими же зондами можно пользоваться при массаже пальчиков.

Зонд “весло” применяется для разминающего массажа губ и поглаживающего массажа дёсен.

После применения логопедического массажа можно начинать выполнять артикуляционные упражнения и начинать работу над звукопроизношением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...