Значение театрализованных игр в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
консультация (логопедия) по теме

Сидаева Ольга Саидовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Значение театрализованных игр

                        в коррекционном обучении  детей

                                  с  нарушениями речи

Игра     является     основной       деятельностью      ребенка  дошкольного возраста. Для   детей   с   нарушениями   речи,  посещающие  специализированный  детский   сад,  игровая деятельность  сохраняет  свое  значение   как   необходимое условие      всестороннего    развития    ребенка     (развития психических   процессов,   речи,   интеллекта,    личности  в целом).

           Однако неустойчивость внимания,   плохая   слуховая  и   зрительная    память,  слабость   мотивации    и  контроля, трудности   в   ориентировке  в  пространстве,  недостаточная скоординированность            движений,             недостаточное развитие       познавательной         деятельности,         нечеткая  дифферинцированность                   словаря,            нарушения  грамматического строя речи,  трудности усвоения   логико – грамматических  конструкций, нарушения   фонематического слуха, фонематической  стороны  речи,  несформированность целенаправленной деятельности, незрелость  эмоционально – волевой  сферы,   свойственные детям  с  ОНР,  в   различной степени  влияют на их игровую деятельность.

         Дети,  склонные к  тормозным  процессам,  проявляют  в игре робость, скованность, быструю  утомляемость.  Детям  с повышенной     возбудимостью     не      хватает       внимания, сосредоточенности. Все эти  факторы  необходимо  учитывать при организации  игр для детей с ОНР.

         В  систему коррекционной работы с детьми с нарушениями речи необходимо включать  игры и игровые  упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют  речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают практические наблюдения, немаловажная роль в этом принадлежит театрализованным играм.

          Участие в театрализованной деятельности тренирует  память и  образное  восприятие  ребенка,   развивает воображение и фантазию. Участвуя  в ней, дети знакомятся с окружающим  миром  во всем его  многообразии через образы, краски,  звуки, а умело поставленные  вопросы заставляют их думать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения.  С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется и расширяется словарь ребенка, совершенствуется звукопроизношение, интонационная сторона речи. У ребенка улучшается связная речь, ее грамматический строй.

         Исходя из особенностей психического развития детей, театрализованные игры строят на  материале сказок. Тематика театрализованных игр  может быть разнообразной, например: семья, времена года, из жизни животных, из  жизни растений, труд людей и др.

         При выборе игр необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно - развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется  так,  что  каждая тема пронизывает все  этапы   работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные  уроки  сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Таким образом, в театрализованных играх тесно взаимосвязаны между собой развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения, с другой стороны.

          В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит взрослому (логопеду). Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в  театрализованных играх. Речь логопеда (воспитателя) на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как  говорит взрослый, действует  за  персонажей, имитирует ролевые движения. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на  контрастах. Особое внимание при этом надо уделить   анализу сюжета игры, разбору действий и поступков   игроков, уточнению знаний о предметах, явлениях, их значении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх.

         Постепенно творческая активность детей возрастает. Логопед (воспитатель) организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят,  но и  действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль.  Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развиваются мелодико-интонационная  выразительность, плавность речи. Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный  образ  находится  в тесной связи с ритмическими  движениями под стихотворный  текст.  Дети  легко улавливают  музыкальность, напевность, ритмичность  родной речи. В  ритме стихотворной речи дошкольникам легче преодолеть трудности  произношения звуко – слоговых  сочетаний.

         В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация,  вырабатывается  чувство

ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, « балансируют» процессы возбуждения и торможения.

        Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная  речевая область расположена  рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

         Проведенные исследования и наблюдения показали,  что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи  у  детей. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят или  плохо  говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются  и разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, необходима тренировка тонких движений пальцев рук, которая оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «пальчиковый театр», игры с куклами би ба бо.

         Кроме указанных видов театрализованных игр, при их организации можно использовать фланелеграф.  Картинки иллюстрируют   рассказ, сказку. Можно использовать настольный театр, театр кукол, в котором четко  фиксируются различные ситуации.

         От игры к игре нарастает активность детей, они  запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.  У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче  образа. Дети начинают  чувствовать  ответственность  за  успех  игры. Логопед  (воспитатель) остается активным участником игр. Своими пояснениями он направляет  внимание детей на те  предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

         Учитывая все вышесказанное, а также особенности развития детей  с  ОНР, можно сказать, что  театрализованные игры являются одним из эффективных  способов  коррекционного воздействия  на  ребенка, в  котором    наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи»....

«Современные технологии коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи»

«Современные технологии коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи»...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Статья Значение театрализованной деятельности в коррекционном процессе детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодалению коммуникативной дезадаптации....

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

Значение театрализованных игр в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение ...