Сценарий индивидуальной образовательной деятельности "Путешествие маленькой мышки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Сценарий индивидуальной образовательной деятельности направлен на коррекцию звука «Ш», на закрепление артикуляции и изолированное произнесение звука «Ш», а также на произнесение звука «Ш» в слогах и словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий индивидуальной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие маленькой мышки»
в старшей группе
Форма занятия: индивидуальная (старшая логопедическая группа).
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.
1. Коррекционно-образовательные: закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]; продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.
2. Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (определять наличие звука в словах); формировать навыки звукового, слогового анализа и синтеза (обозначать место звука в слове и соотносить слово со схемой, делить слово на слоги); развивать лексико-грамматические категории (упражнять в образовании множественного числа имен существительных).
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать активность, работоспособность и формировать контроль за собственной речью.
Оборудование: карта «Путешествие маленькой мышки»; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками (мышь, душ, камыш, ландыш, карандаш); картинка «Утка в камыше» (наложенные изображения); предметные картинки с символами на обратной стороне (машина, вешалка, карандаши, шляпа, ромашка, игрушка, вишня); предметные картинки для упражнения «Покупки» (шуба, шляпа, машинка, катушка, шкаф, лимон, подушка, кувшин); логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»; настенное пособие «Веселый язычок»; карточки «Артикуляционные упражнения»; схема звука [ш] (Акименко В.М.); наборы схем для обозначения места звука в слове и составления слоговой схемы; карандаш.
Интеграция: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое.
Методические приемы: организационный момент, путешествие по карте; отгадывание звука [ш] по схеме (Акименко В.М. «Схемы звуков»); артикуляционная гимнастика; физминутка (игра «Утка в камыше»); игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мелкой моторики (наложенные изображения, игра «Помоги мышке вернуться домой», пальчиковая игра «Карандаш»); упражнение на формирование правильного речевого выдоха (игра «Подыши с мышкой»); упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия (игра «Пройди по дорожке»); упражнение на формирование звукового анализа и синтеза (игра «Помоги мышке войти в дом»); упражнение в образовании лексико-грамматических категорий (игра «Один-много»); упражнения на закрепление артикуляции и изолированного произнесения звука [ш] (акустико-артикуляционная характеристика звука [ш], настенный стенд «В мире согласных звуков», игра «Пошурши как листочки»); упражнения на произношение звука [ш] в слогах и словах (игра «Утка в камыше», игра «Подскажи словечко», игра «Пройди по дорожке», логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»); проблемная ситуация; сюрпризный момент; итог занятия.
Ход индивидуальной образовательной деятельности.
- Здравствуй, Кирилл! Поздоровайся с гостями и проходи.
1. Вводная часть.
Организационный момент.
- Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. А помогать вам в пути будет какой звук?
(Логопед выкладывает схему звука [ш] Акименко В.М. Ребенок произносит [ш]).
- В конце путешествия тебя ждет сюрприз.
Задание № 1. Акустическая и артикуляционная характеристика звука.
- Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).
- Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой).
- Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие).
- А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).
- Докажи, что этот звук глухой.
(Ребенок закрывает уши ладошками, прикладывает тыльную сторону ладони к горлу и произносит звук [ш]).
- Да, звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой и живет в стране согласных звуков в синем домике под зеленой крышей.
- Мышка оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано
(Карта «Путешествие маленькой мышки»). Что ты видишь в самом начале? (Домик).
Задание № 2. Артикуляционная гимнастика.
- В этом домике за высоким забором (Упражнение «Заборчик») живет мышка. Мышка проснулась и открыла окошечко (Упражнение «Окошко»). Вышла на крыльцо (Упражнение «Лопаточка») и увидела качели (Упражнение «Качели»). Пошла мышка пить чай с вареньем. Ах, какое вкусное варенье! (Упражнение «Вкусное варенье»). Выпила одну чашку чая (Упражнение «Чашечка»), другую, третью и подошла к двери (Упражнение «Парус»).
Задание № 3. Формирование правильного выдоха.
Игра «Подыши с мышкой»
- Вышла мышка из домика, а вокруг такой свежий воздух. Давай подышим вместе с мышкой свежим воздухом. Только дышать будем правильно: воздух брать носом, выдыхать на «чашечку», щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный (3 раза – ш-ш-ш…).
2. Основная часть.
Задание № 4. Закрепление изолированного звука [ш].
Игра «Пошурши как листочки»
- Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить: мы… ду… камы… ланды… каранда…
(Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук).
Задание № 5. Закрепление звука [ш] в прямых и обратных слогах.
Игра «Утка в камышах».
- Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:
ша – шу – ша ши – шо – ши
ше – ша – шу ша – ши – шо
(Ребенок качает поднятыми на головой руками и проговаривает слоговые цепочки стоя).
- А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
аш – аш ош – ош ыш – ыш уш – уш
(Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев).
Задание № 6. Определение наличия звука [ш] в словах.
Игра «Пройди по дорожке».
- Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки.
(Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком).
- Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются (На обратной стороне каждой картинки изображен символ).
Задание № 7. Игра «Один – много».
- По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи. Мышка купила много … (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка, шляпа, катушка, мешок, кувшин).
Задание № 8. Упражнение на развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Игра «Помоги мышке вернуться домой».
- А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.
(Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы).
- А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобиться карандаш.
(Ребенок выполняет пальчиковую игру «Карандаш» и проводит карандашом по пунктирной линии).
Карандаш.
Карандаш в руках катало
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Задание № 9. Обозначение места звука в слове. Слоговая схема слова.
Игра «Помоги мышке войти в дом».
- Вот и домик мышки. А войти мышка сможет, если ты ей поможешь выполнить 2 задания.
(Логопед выкладывает на стол из конверта набор схем).
- Определи место звуку [ш] в слове МЫШКА.
(В зависимости от того, где находится звук и какой это звук, ребенок выкладывает схему).
- Выбери схему, которая подходит к слову МЫШКА.
(Ребенок произносит слово МЫШКА, хлопками делит его на слоги и из набора схем выбирает нужную схему).
Задание № 10. Игра «Подскажи словечки».
- Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Рисуют дружно малыши,
У них в руках … (карандаши).
Носит яркий гребешок
Наш веселый … (петушок).
Вот бежит малышка –
Серенькая … (мышка).
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам … (машина).
Мама просит Машу:
«Свари братишке … (кашу)».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет … (уши).
3. Заключительная часть.
Итог занятия.
- Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня ей очень хорошо помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (Ш – ш – ш).
- Давай еще раз закрепим звук [ш] в словах.
(Логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»).
- Молодец. Получай подарок от мышки (Шарик). Вечером, когда ты встретишься с родителями, обязательно расскажи им о нашем путешествии и поиграй в игры, которые тебе запомнились и понравились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое индивидуальное логопедическое занятие по звукопроизношению "Путешествие маленькой мышки"
Тема: Звук [Ш] Цель Закрепить артикуляцию и произнесение звука [Ш] изолировано, в слогах, слова. Задачи Учить определять наличие звука в словах. Упражнять в образовании множественного числа имен с...
Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.
Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 1-ой ясельной группы Тема: « Большой-маленький»
Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области социально-коммуникативное развитиедля детей 1-ой ясельной группыТема: « Большой-маленький»Используемые технологии:...
Тема: «Путешествие маленькой Мышки». Автоматизация звука [Ш].
Занятие «Путешествие маленькой Мышки» является промежуточным на этапе автоматизации звука [Ш] у детей - логопатов, а точнее завершающим на этапе автоматизации звука [Ш] в слова...
Сценарий организованной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию для детей 4-5 лет Тема: «Сказочная мышка»
Сценарий организованной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию для детей 4-5 летТема: «Сказочная мышка»...
Сценарий праздника к Дню 8 Марта "Маленькая мышка в гостях у ребят" (2 младшая группа)
На праздник приходит весёлая мышка и приносит воздушный шарик и целую корзинку с игрушками, атрибутами для игр и танцев.Утренник весёлый и совсем не сложный, т.к. группа плохо говорящая....
Конспект занятия "Путешествие маленькой мышки".
Консспект индивидуального логопедического занятия .Цель: автоматизаци звука /ш/ в слогах и словах....