Сценарий индивидуальной образовательной деятельности "Путешествие маленькой мышки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Лагутина Светлана Равиковна

Сценарий индивидуальной образовательной деятельности направлен на коррекцию звука «Ш», на закрепление артикуляции и изолированное произнесение звука «Ш», а также на произнесение звука «Ш» в слогах и  словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий индивидуальной образовательной деятельности                                  

Тема: «Путешествие маленькой мышки»

в старшей группе

Форма занятия: индивидуальная (старшая логопедическая группа).

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]; продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.

2. Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (определять наличие звука в словах); формировать навыки звукового, слогового анализа и синтеза (обозначать место звука в слове и соотносить слово со схемой, делить слово на слоги); развивать лексико-грамматические категории (упражнять в образовании множественного числа имен существительных).

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать активность, работоспособность и формировать контроль за собственной речью.

Оборудование: карта «Путешествие маленькой мышки»; трафаретные изображения  листьев с нарисованными на них картинками (мышь, душ, камыш, ландыш, карандаш); картинка «Утка в камыше» (наложенные изображения); предметные картинки с символами на обратной стороне (машина, вешалка, карандаши, шляпа, ромашка, игрушка, вишня); предметные картинки для упражнения «Покупки» (шуба, шляпа, машинка, катушка, шкаф, лимон, подушка, кувшин); логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»; настенное пособие «Веселый язычок»; карточки «Артикуляционные упражнения»;  схема звука [ш] (Акименко В.М.); наборы схем для обозначения места звука в слове и составления слоговой схемы; карандаш.

Интеграция: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое.

Методические приемы: организационный момент, путешествие по карте; отгадывание звука [ш] по схеме (Акименко В.М. «Схемы звуков»); артикуляционная гимнастика; физминутка (игра «Утка в камыше»); игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мелкой моторики (наложенные изображения, игра «Помоги мышке вернуться домой», пальчиковая игра «Карандаш»); упражнение на формирование правильного речевого выдоха (игра «Подыши с мышкой»); упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия (игра «Пройди по дорожке»); упражнение на формирование звукового анализа и синтеза (игра «Помоги мышке войти в дом»); упражнение в образовании лексико-грамматических категорий (игра              «Один-много»); упражнения на закрепление артикуляции и изолированного произнесения звука [ш] (акустико-артикуляционная характеристика                 звука [ш], настенный стенд «В мире согласных звуков», игра «Пошурши как листочки»); упражнения на произношение звука [ш] в слогах и словах (игра «Утка в камыше», игра «Подскажи словечко», игра «Пройди по дорожке», логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»); проблемная ситуация; сюрпризный момент; итог занятия.

       

     Ход индивидуальной образовательной деятельности.

  • Здравствуй, Кирилл! Поздоровайся с гостями и проходи.

1. Вводная часть.

Организационный момент.

  • Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. А помогать вам в пути будет какой звук?

(Логопед выкладывает схему звука [ш] Акименко В.М. Ребенок произносит [ш]).

  • В конце путешествия тебя ждет сюрприз.

Задание № 1. Акустическая и артикуляционная характеристика звука.

  • Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).
  • Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой).
  • Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие).
  • А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).
  • Докажи, что этот звук глухой.

(Ребенок закрывает уши ладошками, прикладывает тыльную сторону ладони к горлу и произносит звук [ш]).

  • Да, звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой и живет в стране согласных звуков в синем домике под зеленой крышей.
  • Мышка оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано

(Карта «Путешествие маленькой мышки»). Что ты видишь в самом начале? (Домик).

Задание № 2. Артикуляционная гимнастика.

  • В этом домике за высоким забором (Упражнение «Заборчик») живет мышка. Мышка проснулась и открыла окошечко (Упражнение «Окошко»). Вышла на крыльцо (Упражнение «Лопаточка») и увидела качели (Упражнение «Качели»). Пошла мышка пить чай с вареньем. Ах, какое вкусное варенье! (Упражнение «Вкусное варенье»). Выпила одну чашку чая (Упражнение «Чашечка»), другую, третью и подошла к двери (Упражнение «Парус»).

Задание № 3. Формирование правильного выдоха.

Игра «Подыши с мышкой»

  • Вышла мышка из домика, а вокруг такой свежий воздух. Давай подышим вместе с мышкой свежим воздухом. Только дышать будем правильно: воздух брать носом, выдыхать на «чашечку», щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный (3 раза – ш-ш-ш…).

2. Основная часть.

Задание № 4. Закрепление изолированного звука [ш].

Игра «Пошурши как листочки»

  • Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:   мы…    ду…    камы…  ланды…      каранда…  

(Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук).

Задание № 5. Закрепление звука [ш] в прямых и обратных слогах.

Игра «Утка в камышах».

  • Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

ша – шу – ша                  ши – шо – ши

ше – ша – шу                  ша – ши – шо

(Ребенок качает поднятыми на головой руками и проговаривает слоговые цепочки стоя).

  • А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:

аш – аш             ош – ош            ыш – ыш            уш – уш  

(Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев).

Задание № 6. Определение наличия звука [ш] в словах.

Игра «Пройди по дорожке».

  • Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки.

(Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком).

  • Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются (На обратной стороне каждой картинки изображен символ).

Задание № 7. Игра «Один – много».

  • По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи. Мышка купила много … (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка, шляпа, катушка, мешок, кувшин).

Задание № 8. Упражнение на развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Игра «Помоги мышке вернуться домой».

  • А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.

(Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы).

  • А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобиться карандаш.

(Ребенок выполняет пальчиковую игру «Карандаш» и проводит карандашом по пунктирной линии).

Карандаш.

Карандаш в руках катало

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Задание № 9. Обозначение места звука в слове. Слоговая схема слова.

Игра «Помоги мышке войти в дом».

  • Вот и домик мышки. А войти мышка сможет, если ты ей поможешь выполнить 2 задания.

(Логопед выкладывает на стол из конверта набор схем).

  • Определи место звуку [ш] в слове МЫШКА.

(В зависимости от того, где находится звук и какой это звук, ребенок выкладывает схему).

  • Выбери схему, которая подходит к слову МЫШКА.

(Ребенок произносит слово МЫШКА, хлопками делит его на слоги и из набора схем выбирает нужную схему).

Задание № 10. Игра «Подскажи словечки».

  • Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках … (карандаши).

Носит яркий гребешок

Наш веселый … (петушок).

Вот бежит малышка –

Серенькая … (мышка).

Зашуршали тихо шины –

Это едет к нам … (машина).

Мама просит Машу:

«Свари братишке … (кашу)».

Мышка моется под душем,

Моет хвостик, моет … (уши).

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

  • Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня ей очень хорошо помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (Ш – ш – ш).
  • Давай еще раз закрепим звук [ш] в словах.

(Логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»).

  • Молодец. Получай подарок от мышки (Шарик). Вечером, когда ты встретишься с родителями, обязательно расскажи им о нашем путешествии и поиграй в игры, которые тебе запомнились и понравились.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое индивидуальное логопедическое занятие по звукопроизношению "Путешествие маленькой мышки"

Тема: Звук [Ш] Цель Закрепить артикуляцию и произнесение звука [Ш] изолировано, в слогах, слова. Задачи  Учить определять наличие звука в словах.  Упражнять в образовании множественного числа имен с...

Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 1-ой ясельной группы Тема: « Большой-маленький»

Сценарий  непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области социально-коммуникативное развитиедля детей 1-ой ясельной группыТема: « Большой-маленький»Используемые технологии:...

Тема: «Путешествие маленькой Мышки». Автоматизация звука [Ш].

Занятие «Путешествие маленькой Мышки» является промежуточным на этапе автоматизации звука [Ш] у детей - логопатов, а точнее завершающим на этапе автоматизации звука [Ш]   в слова...

Сценарий организованной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию для детей 4-5 лет Тема: «Сказочная мышка»

Сценарий организованной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию  для детей 4-5 летТема: «Сказочная мышка»...

Сценарий праздника к Дню 8 Марта "Маленькая мышка в гостях у ребят" (2 младшая группа)

На праздник приходит весёлая мышка и приносит воздушный  шарик и целую корзинку с игрушками, атрибутами для игр и танцев.Утренник весёлый и совсем не сложный, т.к. группа плохо говорящая....

Конспект занятия "Путешествие маленькой мышки".

Консспект индивидуального логопедического занятия .Цель: автоматизаци звука /ш/ в слогах и словах....