КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: « Причины речевых нарушений»
консультация по логопедии по теме
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: « Причины речевых нарушений»
Учитель – логопед: ЗИМИНА И. А.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в окружающий его мир. Хорошее знание русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для успешного обучения в школе.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и служит активным и могучим средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_rechevykh_narusheniy_konsultatsiya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: « Причины речевых нарушений»
Учитель – логопед: ЗИМИНА И. А.
МДОУ ДСКВ № 14 города Ейска МО Ейский район
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в окружающий его мир. Хорошее знание русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для успешного обучения в школе.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и служит активным и могучим средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу детского сада обязательно включается развитие у детей полноценной речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных недочётов и дефектов речи. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. Е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Возрастные несовершенства речи в раннем детстве (от 1,5 до 2,5 лет) в общем, соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но в дальнейшем из-за не совершенствования речи постепенно возникают и возрастают определённые неудобства и трудности контакта с окружающими. Уже с 4 – 5 лет дети начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а впоследствии в школу. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь насмешек и «поправок» со стороны сверстников. Тягостные чувства особенно резко проявляются при тяжёлых изъянах речи, они преследуют ребёнка в школе и после неё, мешают ему учиться, а в зрелом возрасте избирать привлекающую его профессию. Детский сад не может не заботиться о будущей судьбе своих воспитанников.
Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:
- Высокая пластичность мозга, т. Е. способность быстро и легко переключаться, легко протекает переделка звуков речи, повышенная подражательность речи взрослых.
- Способность всё превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
- Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, многократно повторяют их.
- Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и поэтому легко затормаживаются. И так, возрастные особенности развития детей дошкольного возраста позволяют им овладеть правильным произношением к концу пребывания в детском саду. А гибкость режима детского сада даёт возможность уделять этому достаточно времени.
Кратко охарактеризую основные причины патологии детской речи:
- Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
- Родовая травма и асфиксия (т. е. недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
- различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
- Наследственные факторы.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микро-социальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции и нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении детей в школу, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются в раннем дошкольном возрасте, то медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Родители же в свою очередь должны проявлять большую заинтересованность в формировании правильной речи детей, должны высоко расценивать роль языка в жизни человека и беспокоиться, чтобы ребёнок не остался на всю жизнь с изъянами речи. Родители должны подчёркивать важность устранения недостатков речи и сами участвовать в работе: поощрять детей, выполнять советы специалистов: логопеда и воспитателей, закреплять достигнутые успехи.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс не происходит сам по себе, а под влиянием речи взрослых. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит правильную речь, получает от взрослых указания, как правильно говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной и чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка среда была вполне полноценной, чтобы все окружающие говорили правильно. Часто с ребёнком разговаривают, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают, лепечут. Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Развитие у детей слухового внимания и фонематического восприятия стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного его обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи, до того, как они превратятся в сложный, стойкий дефект.
Необходимо так же учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребёнок начинает значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги и окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Таким образом, можно отметить, что у ребёнка возникает целая цепь нарушений, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, и если его не устранить в дошкольном детстве, оно повлечёт за собой нарушение чтения и письма в школе.
Коррекционно-воспитательная работа с нуждающимися детьми проводится на специальных занятиях с логопедом. Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально. В речевую логопедическую группу дети зачисляются специальной ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией), в которую входят различные специалисты: педагоги, психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, врач-психиатр, психолог. В зависимости от поставленного диагноза пребывание детей в логопедической группе составляет 1 или 2 года. Детей принимают в речевую группу с 4-5-и лет. Вся работа проводится согласно разработанным «Программам» систематически и планомерно. В результате эффективной коррекционной работы, в которой должны принимать участие не только работники детского сада, но и в первую очередь родители несовершенство речи у детей, называемое дислалией, исчезает полностью и навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Что нужно знать родителям о причинах речевых нарушений"
Порою, родители даже и не предполагают, почему их ребенок не начинает говорить,как его сверстники. Этих причин очень много... Остановимся на главных......
Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями "Микрополяризация головного и спинного мозга"
Консультация "Микрополяризация головного и спинного мозга"...
Консультация для родителей "Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет"
В материале кратко освещаются причины речевых нарушений у детей, а также даются рекомендации родителям по предупреждению этих нарушений...
Консультация для родителей: "Какие бывают речевые нарушения?"
О речевых нарушения. Виды речевых нарушений....
Консультация для родителей. Тема: "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".
Профилактика речевых нарушений у детей.Развитие и становление речи детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, потом начинает говорить первые слова, потом предложе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....
Консультация для родителей "О причинах речевых расстройств"
Представляю вашему вниманию, который содержит информацию о причинах возникновения речевой паталогии, ее структуре и процессах компенсации этих проблем....