Занятие "Наш округ ЯНАО. Наш город Салехард".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Фронтальное занятие по развитию лексико - грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_k_konkursu_o_yamale.docx | 25.55 КБ |
svidetelstvo.pdf | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Формирование положительного отношения к природе родного края невозможно без единства и тесной взаимосвязи знаний, чувств и практической деятельности детей. Ямало-Ненецкий Автономный Округ расположен в Арктической зоне на севере омывается водами Карского моря. Административный центр - г. Салехард. Старейший и единственный город на полярном круге.
Древняя история Обского Севера восстанавливается из фольклора ненцев. Народы, населяющие территорию края – ненцы, селькупы, манси, ханты. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством, охотой.
На территории округа открыты месторождения углеводородов: газовые, нефтяные, газоконденсатные, нефтеконденсатные, нефтегазовые. Газовые месторождения отличаются гигантскими запасами, которые обеспечивают потребности России. В недрах Полярного Урала содержится золото, свинец, хромовые руды, мрамор и другие. В округе самое крупное поголовье оленей в России.
Культурная жизнь Ямала расцвечена красками многонациональных культур народов, населяющих округ. В округе действуют музеи, выставочные залы, дома культуры, библиотеки, центры детского творчества. Для меня Ямальский Север - это малая родина. Здесь я выросла, здесь живут мои родные, друзья. Мне хочется, чтобы дети знали, как можно больше о тех местах, где они растут.
Дошкольный возраст - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети начинают овладевать средством человеческого мышления – речью!
Понимая, как детям необходимо знакомиться с литературой нашего северного края, знакомиться с произведениями устного народного творчества я стала разрабатывать и проводить развлечения с детьми. По моему мнению, только авторы, живущие на Крайнем севере, могут передать в своем творчестве красоту природы Ямала, воспевать родной Север. Передать свои чувства, любовь к родному краю. Я стала сочинять стихи, рассказы, сказки о нашем Северном крае.
Детям, на мой взгляд, нужно прививать любовь к северу, чтобы они, как можно больше, знакомились с культурой, традициями, обычаями коренных, малочисленных народов. Все это можно донести до детей через игры, сказки, загадки, песни, стихотворения.
Тема: «Наша страна. Округ ЯНАО. Город Салехард».
Цель: Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях. Вспомнить названия улиц, обратить внимание в честь кого и чего названы улицы. Познакомить с разнообразными народами, живущими в России и субъектами Федерации.
Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Учить составлять простое распространенное предложение с косвенным дополнением, выраженным формой творительного падежа.
Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику руки, обогащение словаря.
Воспитывать любовь к родине, Российской Федерации, округу, городу Салехарду, своему дому, к семье, родителям.
Оборудование: карта, картины, фотографии.
Речевой материал: область, округ, республика, Родина, Российская Федерация, президент, столица, Москва.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Игра «Что больше, что меньше?».
Что больше, Российская Федерация или Тюменская область?
Что меньше, Тюменская область или город Салехард?
Что больше, Ямало - Ненецкий автономный округ или город Салехард?
Что больше, город Салехард или город Москва?
Что меньше, Тюменская область или Ямало - Ненецкий автономный округ?
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Горячий чай».
Представьте, что нам налили горячий чай. Для того, чтобы быстрей остыл чай, нужно подуть на чашку. Покажите чашечку, сделайте глубокий вдох и выдохните. Плечи не поднимаются, щеки не надуваются.
Чай остыл, можно выпить.
2. Артикуляционная гимнастика:
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Лошадка – цокать языком в разном темпе.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «О» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу. Громко – рука поднята наверх.
Когда мы с вами рассказываем стихотворение на утреннике, наш голос какой? Тихий или громкий? Почему громкий?
4. Беседа:
Где мы живем? Как называется наш город?
Как называется ваша улица, в которой вы живете?
Как называется наш округ? Как называется наша Федерация?
Что больше, Тюменская область или Ямало - Ненецкий автономный округ? Тюменская область или Российская Федерация?
Сколько наций живет в Российской Федерации?
5. Словарная работа:
Что означают эти слова республика, город, президент, Федерация, округ, автономный, губернатор, субъект, нация.
6. Чтение стихотворения:
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клены, и дубы,
А какие есть грибы!
А еще пекут в печи
Вот такие калачи!
Чем восхищается автор стихотворения?
Восхищается небом, реками, васильками, незабудками, кленами, дубами, грибами, калачами, Родиной.
7. Знакомство с поговорками о Родине.
Родина – мать, сумей за нее постоять.
Всякому мила, своя страна.
Для родины своей, ни сна, ни жизни не жалей.
Любовь к родине на огне не горит, и на воде не тонет.
Что должен делать человек ради своей Родины? Как человек дожжен защищать свою родину?
8. Игра «Чем?».
Для того, что Родина наша процветала и развивалась, все люди должны трудиться. Назовите, кто, чем трудится?
Дворник подметает веником.
Дворник чистит снег лопатой.
Маляр красит кисточкой.
Столяр ремонтирует мебель отверткой.
Врач лечит лекарствами.
ФИЗМИНУТКА «Машины»
На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход!
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю
9. Игра «Назови свой адрес».
Сейчас будем называть свой полный адрес, представьте, что вы уехали заграницу, например, в Турцию, и называете свой полный адрес.
Я живу в Российской Федерации, в Тюменской области, Ямало - Ненецком автономном округе, в городе Салехарде.
III. Итог.
Где мы живем? Как называется наша Родина? Как должен человек относиться к своей Родине?
Список литературы:
1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010 год.
2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. – М.: , 2008 год.
3. Новиковская О.А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития речи дошкольников. - М.: АСТ; СПб.; Сова; Владимир: ВКТ, 2008 год.
4. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009 год.
5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет/ авторы – составители Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.
6. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009 год.
7. Сеничкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 год.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Мой город Салехард» в старшей группе
Конспект занятия по направлению «Развитие представлений о человеке в истории и культуре с содержанием регионального компонента» в старшей группе...
Конспект тематической беседы для детей подготовительной к школе группы по теме "Путешествие по городу Салехард"
Совершить заочную экскурсию по городу Салехард- Рассказать о памятниках Великой Отечественно...
Спартакиада дошкольных учреждений города Салехард
Спартакиада дошкольных учреждений города Салехард...
31.05.2020 Нравственно-патриотический проект "Мой любимый город - Салехард"
Нравственно-патриотический проект Тема: "Мой любимый город".Вид проекта: нравственно-патриотический.Тип проекта: творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный (01-3...
19.06.2020 Нравственно-патриотический проект "Мой любимы город- Салехард!"
Тема: "Мой любимый город- Салехард".Вид проекта: нравственно-патриотический.Тип проекта: творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный (01-31 октября 2018г)Участник...
УЛИЦЫ ГОРОДА САЛЕХАРД
Историко-архитектурный комплекс Обдорский острог — это уникальный музей под открытым небом, повторяющий облик древней крепости XVII века. Крепость была одним из первых русских поселени...
Познавательная экскурсия «Мой город Салехард»
Познавательная экскурсия «Мой город Салехард» Продолжать закреплять знания детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию т...