Социореабилитация семей, имеющих детей с нарушениями речи
статья по логопедии по теме

Зиздо Наталия Васильевна

Родители детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, такие как заикание, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи, как правило, глубоко встревожены и озабочены их дальнейшим развитием и обучением. И для беспокойства родителей есть основания: современные психологические исследования (А.И.Захаров, Н.Л.Карпова и др.) указывают на зависимость процесса становления личности дошкольника от наличия у него речевого дефекта. Невротические проявления, такие как повышенная тревожность, замкнутость, ранимость, эмоциональная неустойчивость,  страхи, неадекватное поведение, агрессивность, могут отмечаться у детей с различными нарушениями речи. Растерянность родителей связана как с отсутствием специальных психолого-педагогических знаний, так и навыков оптимального взаимодействия со своими детьми. Следует отметить, что в некоторых семьях отмечается неадекватное отношение родителей к дефекту ребёнка:  либо преувеличение значимости дефекта, излишняя фиксация на нём, либо приуменьшение нарушения и недостаточное внимание к проблеме развития. Разные представления о нарушении и разное отношение к нему каждого из родителей приводит к дисгармонии семейных отношений, которая, несомненно, является фактором, тормозящим коррекционный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zizdo_nv_sotsioreabilitatsiya_semey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зиздо Н.В., учитель-логопед,

МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г. Таганрог

Социореабилитация семей, имеющих детей с нарушениями речи

Родители детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, такие как заикание, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи, как правило, глубоко встревожены и озабочены их дальнейшим развитием и обучением. И для беспокойства родителей есть основания: современные психологические исследования (А.И.Захаров, Н.Л.Карпова и др.) указывают на зависимость процесса становления личности дошкольника от наличия у него речевого дефекта. Невротические проявления, такие как повышенная тревожность, замкнутость, ранимость, эмоциональная неустойчивость,  страхи, неадекватное поведение, агрессивность, могут отмечаться у детей с различными нарушениями речи. Растерянность родителей связана как с отсутствием специальных психолого-педагогических знаний, так и навыков оптимального взаимодействия со своими детьми. Следует отметить, что в некоторых семьях отмечается неадекватное отношение родителей к дефекту ребёнка:  либо преувеличение значимости дефекта, излишняя фиксация на нём, либо приуменьшение нарушения и недостаточное внимание к проблеме развития. Разные представления о нарушении и разное отношение к нему каждого из родителей приводит к дисгармонии семейных отношений, которая, несомненно, является фактором, тормозящим коррекционный процесс.

Всё вышесказанное позволяет утверждать необходимость активного включения в социореабилитацию наряду с детьми, имеющими проблемы в развитии и их родителей и ближайших родственников. Данное заключение подтверждается опытом уже 20-ти групп семейной логопсихотерапии, проведённых с 1993 года в Москве, Таганроге,  Новосибирске, Самаре и Самарской области под руководством доктора психологических наук Карповой Н.Л. и её помощников и последователей (И.В.Янченко, А.Ю.Кругликова, Н.А.Ситникова, Ю.Ю. Лотоцкая, Н.В.Глухова, А.Д.Яковистенко, Е.А.Пуговкина).

Остановимся на определении социореабилитации, которая в рамках логопсихотерапии рассматривается как восстановление состояния личностной полноценности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Исходя из этого, социореабилитация семей, имеющих  детей с проблемами в развитии, понимается нами как восстановление или формирование целостности образа ребёнка в глазах родителей, его принятие; нахождение гармоничного пути воспитания и взаимодействия  детей и родителей.

Данное направление в работе коррекционной группы предполагает реализацию следующих задач:

— осознание родителями причин, вызывающих проблематику личностного развития и своей роли в избавлении ребёнка от речевого нарушения;

— улучшение понимания детей, их речевого и личностного поведения;

— обретение веры в способности и возможности своего ребёнка преодолеть речевое нарушение;

— освоение полноценного диалогического взаимодействия между детьми и родителями;

— становление новых коммуникативных отношений в семье;

— улучшение детско-родительских отношений;

— осознание родителями своей самоценности, уважение к своим личностным и творческим потребностям.

        В работе с родителями, мы используем ту же многоэтапность и последовательность, что и с детьми. В результате 4-х летней практики мы убедились, что взаимодействие с семьёй надо начинать с разносторонней психотерапевтической диагностики, которая организуется с целью выявления общей атмосферы в семье и особенностей детско–родительских отношений. Это, прежде всего, библиотерапия в связке с определёнными тестами, а также сочинения, рисуночные тесты. Полученные данные позволяют выстроить стратегию и тактику последующей работы с учётом индивидуальных потребностей и запросов каждой семьи. Проведённая таким образом подготовительная работа способствует возникновению доверительных отношений между родителями и логопедом, а также мотивационной включённости родителей в реабилитационный процесс.

        На протяжении коррекционного курса предусматривается проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам динамики прохождения ребёнком индивидуальной программы развития и коррекции, разрешения проблемных ситуаций, проведении занятий с ребёнком дома и т. п. Наряду с индивидуальной работой в течение года в группе систематично организуются различные встречи,  праздники, консультации, тренинги. С самого начала групповая работа строится на определённых принципах социореабилитации, выявленных авторами методики (Ю.Б.Некрасова, Н.Л.Карпова). Один из них – принцип формирования психотерапевтического разновозрастного коллектива. Единство целей, общность трудностей и переживаний способствуют созданию коллектива, обладающего высокой жизнеспособностью и эффективностью. Групповое взаимодействие и опыт чужого мировосприятия позволяют родителям увидеть новые возможности в построении гармоничных отношений с детьми, научиться понимать себя и своего ребёнка. Содержание логопсихотерапевтического процесса постоянно направлено на решение всё новых и всё более сложных задач, нацеленных на самовоспитание, саморазвитие всех его участников (детей, родителей и педагогов); целенаправленное и последовательное пробуждение их творческого потенциала; мобилизацию энергетических, эмоциональных, волевых, интеллектуальных, физических ресурсов. Многообразие и парадоксальность используемых в работе методов и приёмов позволяют каждому участнику группы создавать, развивать и поддерживать атмосферу сотрудничества; дают возможность проиграть, прожить, прочувствовать различные модели поведения многоплановых и сложных ситуаций в общении, тем самым, формируя способность к саморегуляции и психологическую готовность к решению самых неожиданных коммуникативных проблем. Последующий анализ своих действий, чувств позволяет родителям накопить опыт саморефлексии, научиться не только слушать и смотреть, но и слышать и видеть. Для систематического отслеживания родителями позитивных изменений в коммуникативно-личностном поведении ребёнка организовывается проведение открытых занятий или просмотр видеозаписи занятий с детьми также с последующим обсуждением и анализом.  Родители охотно откликаются на участие в совместных занятиях, проводимых различными педагогами – логопедом, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем. Важно, чтобы на таких занятиях сохранялась атмосфера сотрудничества, сотворчества, доброжелательности, взаимной открытости и доверия.

 Во второй половине коррекционного процесса при достигнутом взаимопонимании и возросшей активности родителей меняется акцент нашего взаимодействия: теперь родители легко и охотно выступают в роли ведущих на совместных встречах и праздниках, берут роль лидера в кругу. Актуализируется осознание родителями своей роли в поддержании нынешнего устойчивого речевого и психологического состояния ребёнка и его дальнейшей пропедевтике. В нашей группе стало традицией участие близких родственников детей в праздниках. Взрослые вместе с детьми не только  участвуют в представлениях, но и являются авторами необыкновенных идей, которые успешно воплощаются ими в жизнь. Наши талантливые мамы рисуют эскизы к оформлению сцены, руководят творческими мастерскими по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам. С каким энтузиазмом и решимостью они участвуют в сложных хореографических постановках! Следует отметить, что папы и дедушки не уступают: проявляют артистические способности и таланты вдохновителей.  Такие формы активизации родителей способствуют их самореализации, раскрытию творческого потенциала, сплочению детско-родительского коллектива. К концу учебного года не только мы, но и сами родители не узнают себя и друг друга. «Никогда не знала, что моя дочь на это способна!» (бабушка 7-ми летнего Ч.Г. после выступления дочери на выпускном празднике в роли Мери Поппинс).  «Наша группа имела для меня огромное значение. Можно сказать, что с этого года начался мой личностный рост»  (мама 6-ти летнего К.О.).

По окончании коррекционного процесса обязательно подводим итоги года. В анализе результативности работы принимают самое действенное участие родители детей. С этой целью мы так же, как и в начале учебного года, используем анкеты, опросники, сочинения, творческие работы. Очень важен в процессе социореабилитации семьи момент отслеживания родителями позитивных изменений в коммуникативно-личностном статусе ребёнка. И когда мама 6-ти летнего К.О. говорит: «Меня перестало тревожить заикание ребёнка!», мы понимаем, что в этой семье произошло восстановление целостности образа ребёнка в глазах родителей, найдены гармоничные пути воспитания и взаимодействия. «Методика изменила не только нашего ребёнка. В первую очередь изменилась я сама. Я стала сильной и уверенной в себе. Проблема заикания для нас больше не существует. Его просто НЕТ! А если и появятся запинки, то мы точно знаем, как помочь дочери справиться с ними» (мама 7-ми летней Ш.Л.).

Как правило, в конце учебного года в детский сад приходят дети-кандидаты в группу следующего года. И родители этих детей получают огромную поддержку, погружаясь в доброжелательную и спокойную атмосферу группы. Раскованное, свободное общение детей – участников группы вселяют в них уверенность в благоприятном решении проблем. Большое значение имеют встречи родителей участников группы и новых детей. Учитывая свой путь, родители оказывают помощь в адаптации вновь пришедших: делятся своим опытом, советами, рекомендациями, поддерживают и настраивают на активное участие в коррекционном процессе. Родители выпускников вместе со своими детьми принимают на себя роль «стариковства» и приходят в нашу группу на следующий год. Оказывая неоценимую помощь новичкам, они участвуют в логопсихотерапевтическом процессе на новом уровне, уже в качестве ведущих, учителей, что способствует их активизации, подтверждению уверенности в себе, своей значимости и возможности самореализации.

Мы стараемся организовать процесс нашего взаимодействия с семьёй, таким образом, чтобы в первую очередь это соответствовало её интересам и запросам и её индивидуальным возможностям. И видим в родителях не помощников, а партнёров в воспитании и развитии детей. За время нашей совместной деятельности изменились не только родители, выросли мы, педагоги, понимая процесс воспитания и развития как самовоспитание и саморазвитие. Общаясь с различными родителями мы принимаем их жизненный опыт, приобретая навыки взаимодействия с различными людьми и расширяя границы своего общения. И считаем, что данная модель социореабилитации семей, имеющих детей с логоневрозом, может быть успешно использована в любых коррекционных группах для детей с различными нарушениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «Школа речи» для родителей микрорайона, имеющих детей с нарушением речи.

Цель: Создание условий для активного сопровождения детей с нарушением речи в  условиях семьи. Задачи:1.      Познакомить родителей с предметной развивающей среды, об...

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей c нарушениями речи, по развитию и обогащению словаря.

Основной целью семинара для родителей является ознакомление родителей с различными способами обогащения и развития словаря, а также закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Статья о целях и задачах психолого-педагогического сопровождения семей, о проблемах, возникающих в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения. о формах психолого-педагогического сопровождения семей....

Консультация для родителей "Особенности семьи, имеющей ребёнка с нарушением речи". (советы логопеда)

В семьях, где растёт ребёнок с нарушением речи, считают, что всё исправится само собой, и это относится к возрастным особенностям. Какую помощь должен получать ребёнок дома от родителей?...

Социально – педагогическая характеристика семей, имеющих детей с нарушениями в развитии

Социально – педагогическая характеристика семей, имеющих детей с нарушениями в развитии...