Логопедический массаж.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Голубева Татьяна Ивановна

Логопедический массаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_massazh.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ   МАССАЖ

  1. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания.

  1. В направлении от середины лба к вискам.
  2. От бровей к волосистой части головы.
  3. От линии лба  вниз через все лицо к шее.
  4. От мочек уха по щекам к крыльям носа.
  5. По верхней губе от угла рта к середине.
  6. По нижней губе от угла рта к середине.

Движения повторяются 5-7 раз, по времени массаж не превышает 3-х минут, проводится ежедневно.

  1. Расслабление языка и его корня.

  1. Точечный массаж подчелюстной ямки, который проводится в течение 15 секунд вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью.
  2. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти – 15 секунд.
  3. Легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка в течение 15 секунд деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно.

  1. Расслабление оральной мускулатуры.

Достигается легкими постукиваниями, поглаживаниями мышц лба, щек, шеи, губ, языка.

Движение проводится двумя руками в направлении от периферии к центру по 6-8 раз, несколько раз в день.

  1. Расслабление губ при гипертонусе губ.

  1. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.
  2. Поглаживание верхней губы и нижней губы от уголков к центру.
  3. Постукивание губ.
  4. Точечный массаж губ (по 3-8 раз несколько раз в день).

  1. Расслабление мышц шеи.

        

        Правая рука логопеда подкладывается под голову ребенка и медленными плавными движениями поворачивает голову в одну и другую сторону, покачивает вперед 3-5 раз. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

        При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и языковой мускулатуры проводится путем поглаживания, растягивания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания, по направлению от середины линии к ушам к периферии.        

  1.         Укрепление лицевой мускулатуры (2-мя руками).

  1. Поглаживания лба от середины к вискам. 
  2. Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к углам.
  3. Разминание скуловой и щечной мышцы, поместив указательный и средний пальцы обеих рук нижней части и виска спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяются 8-10 раз несколько раз в день.

  1. Укрепление губной мускулатуры при гипотонусе.

        С этой целью производится поглаживание, растирание, разминание, вибрация губ.

  1. От середины верхней губы к углам.
  2. От середины нижней губы к углам.
  3. Поглаживание носогубных складок к крыльям носа.
  4. Пощипывание губ (по 8-10 раз ежедневно о 2-3 раза).

VIII. Укрепление язычной мускулатуры (с помощью       деревянного шпателя)

  1. Продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику.
  2. Вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык.
  3. На поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания из стороны в сторону.

Движения 1, 2, 3 повторяются 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения передаваемые языку через штапель, в течение 5-10 секунд, способствуют активации мышц языка.

  1. Точечный массаж при гиперкинезах.

  1. Перекрестный точечный массаж в области губ.

        Указательный палец левой руки помещается в область середины левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательный палец правой руки помещается на правую носогубную складку, а левой руки под углом слева, и производят те же движения.

  1. Указательный палец левой руки помещается в области середины носогубной складки слева, правой руки под углом нижней челюсти справа. Производят вращательные движения в этих точках. Затем движения проводят на противоположной стороне.
  2. Указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при 1, 2 пункта или же в точке под углом слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком под ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это упражнение проводят на противоположной стороне.
  3. При резко выраженных гиперкинезах используют следующие точки: если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки, ил под углом слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и также осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем эти упражнения повторяются в противоположной стороне.
  4. При стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой и точку, находящаяся в области одной из носогубных складок, где тоже делают точечный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.

        Эти приемы проводятся 3-4 раза, подбираются строго индивидуально, так как неправильно выполненный массаж может только увеличить гиперкенезы. Точечный массаж производится ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...