Мастер класс для воспитателей ДОУ
методическая разработка по логопедии на тему
МБДОУИЛ детский сад «Улыбка»
Мастер класс для воспитателей ДОУ
Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Подготовила: учитель- логопед Букина Е.Ю
Цель. 1.Обучение педагогов качественному выполнению артикуляционных упражнений.
2. Обучение педагогов массажу губ в игровой форме.
3.Обучение педагогов упражнениям для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.
Задачи.
1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).
2.Закрепить артикуляционную моторику.
3.Без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
План:
1 этап
1. Теоретическая часть.
1.1.Актуальность.
1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.
1.3. Рекомендации к занятиям.
1.4. Рекомендации к проведению упражнений.
1.5. Уточнение названий органов артикуляции.
2. Практическая часть.
2.1. Показ упражнений для развития подвижности губ и мимических мышц лица, и объяснение положения органов артикуляции.
2.2. Выполнение упражнений педагогами.
2 этап
2.3. Показ педагогам массажа губ и лица.
2.4. Выполнение упражнений педагогами.
3 этап
2.5 Показ педагогам упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.
2.5. Выполнение упражнений педагогами.
1этап
Актуальность.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам, то есть это правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать интонации вопроса, просьбы, восклицания.
В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика.
Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.
Особенностью современных детей являются недостатки устной речи, которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основе устной речи формируется письмо.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
И сейчас наша цель с вами - это научится качественно выполнять артикуляционные упражнения.
Рекомендации к занятиям
Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлой истории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.
Воспитатели, глядя в зеркала, показывают и называют органы артикуляции.
Показ и объяснение первого упражнения.
№1.«Лягушка – слоник»
«Лягушка» - губы одинаково растянуты в обе стороны, улыбка широкая, зубы оскалены, зубы сомкнуты в «заборчик».
«Слоник» - губы, вытянули в трубочку.
Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.
7. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.
№1. «Поправились – похудели»
«Поправились» - ровно надули обе щеки, подержали до 5 секунд.
«Похудели» - втянули щёки в рот между боковыми коренными зубами.
№2 «Полощем рот» - рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;
- одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.
№3 «Гармошка» лю-ли…
«Лю» - губы втянуты трубочкой, кончик языка, коснувшись альвеол, опускается в серединное положение, кулачки сжаты, приклеены один к другому.
«Ли» - губы на улыбке, между верхними и нижними резцами широкая щель. Широкий язык лежит на дне рта, кончиком крепко упирается в нижние зубы. .
№4 «Позови голубей» гу-ли…
«Гу» - повторяем положение губ на «у»- «позови уток», язык задней верхней частью приподнимается к мягкому нёбу и отталкивается от него.
«Ли» - как «ли» в «гармошке»
Руки полусогнуты в локтях, большой палец, начиная от мизинца «растираем корм» между подушечками пальцев.
№5 «Частушки» - «и-иих и-иих»
Дети держат в правой руке настоящий или воображаемый платок, кладут руку на левое плечо и медленно поднимая руку, вверх отводят её вправо, произносят и-иих!... Голос от обычного до очень звонкого. Губы широко улыбаются, зубы оскалены, кончик языка упирается в нижние зубы, а в конце упражнения на звук «х» отодвигается назад, а спинка поднимается к мягкому нёбу. Выражение лица весёлое, поводим плечами, потопываем ногами.
№6 «Уколи пальчик» - «ай!»
Дети касаются стола указательными пальчиками и резко отдёргивают их, касаются - ааа, отдёргивают - иий. На лице гримаса боли. На «а» рот широко открыт ииий - как на «и» в «частушках» кончик языка упирается в нижние зубы.
№7»Ушибли колено» - «ой!»
Дети потирают колено. Опять на лице гримаса боли. Рот на «о» -стон, на «иий», как в предыдущим упражнении.
№8 «Позови товарища» - «эй»
Дети отводят вправо правую руку и машут рукой к себе, на «э» рот открыт широко, оскал шире, чем на «а», затем на «й» как в «частушках». На лице мольба, просьба, гнев, предостережение.
№9 «Иди-уйди»
а) Дети протягивают обе руки вперёд, затем умоляющим движением притягивают их к себе, говоря: и-дии!... Губы и язык в положении «ти» из упражнения «позови уток». На лице гримаса мольбы, просьбы, предостережения, обещания.
б) Уй-дии! Дети резким взмахом отталкивают руки от себя, отбрасывают от себя что-то или кого-то. Губы и язык как в упражнении «позови уток», но на «й» спинка языка подтягивается к мягкому нёбу.
На лице гнев, нетерпение, угроза, брезгливость, страх.
2 этап
Масссаж губ в игровых упражнениях.
Показ педагогам массажа губ в игровых упражнениях.
Выполнение педагогами упражнений перед зеркалами.
1.Кучерское «тпру» - вибрация губ.
2.«Балалаечка» - играем поочереди 1:1- :1-2-3: 1-2-3-4: 1-2-3-4-5 пальцами на нижней губе на приблизительный звук «у».
3.Поколачивание двумя пальцами по губам на звуках «а-о».
4.Игра указательным пальцем между губами на звуке «и»
5.Придерживаем указательным пальцем левой руки верхнюю губу, а указательным пальцем правой руки шлёпаем снизу-вверх под нижней губой на звуке «у». должно получится «б-б-б».
6.Ставим в уголки рта указательные пальчики и делаем круговые движения к носу и от носа.
7.указательные пальцы над верхней губой и под нижней губой, растягиваем губы в разные стороны.
8. «Прятки» - затягиваем в рот поочерёдно то верхнюю, то нижнюю губу, губы на полуулыбке.
Показ педагогам игрового массажа лица на потешке «Водичка- водичка».
Выполнение массажа педагогами перед индивидуальными зеркалами.
Педагоги произносят потешку «Водичка-водичка» и сопровождают текст движениями:
Складывают ладошки чашкой и набирают воду на звуке «сь».
Водичка, водичка, умой моё личико!
Начиная от середины лба, проводим четырьмя пальцами по краю лица к подбородку.
Чтобы глазоньки блестели
Двумя пальцами от носа по закрытым глазам и ушам
Чтобы щёчки краснели.
Кулачками потираем энергично щёки около носа.
Чтоб смеялся роток.
Двумя пальцами от середины рта к ушам.
Чтоб кусался зубок!
Повторяем первое движение от середины лба к подбородку и заканчиваем его указательным пальчиком около губ.
3 этап
Упражнения для развития подвижности мышц языка.
Показ педагогам упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.
Выполнение упражнений педагогами.
Игровые упражнения для развития подвижности мышц языка.
Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
|
· Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
|
-Упражнение «Лошадка» Цоканье.
-Упражнение «Грибок»
• Упражнение «Киска сердится». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
|
|
«Почистим зубы»
а) Рот открыт, язык «лопаткой», чистит нижние зубы, затем «выбрасывает мусор», проскальзывает по краям зубов, по губе и закрывает нижнюю губу. Челюсть не двигать.
б) Рот открыт, язык подносит вверх на альвеолы, на бугорки, откуда растут верхние зубы, и скользит влево вправо, медленно, потом быстро. «Тик-так, тиик-таак, затем тик-так».
Следить, чтобы рот был широко открыт, а кончик языка, чтобы совсем не виден. Челюсть не двигать.
в) Рот открыт, язык круговыми движениями по поверхности верхних, а затем нижних зубов.
г) Рот зарыт, то же движение языком по зубам над губами. Челюсть не двигать.
«Вкусное варенье»
а) Рот открыт, круговыми движениями высунутым языком облизываем сначала верхние, потом нижние губы по часовой стрелке и против часовой стрелки. Кончик языка заострён, а спинка распластана.
б) Рот открыт, язык сначала скользит от начала верхней губы в рот, потом от начала нижней и тоже в рот. Кончик языка загнут крючком.
в) рот открыт, язык тянется е нёбу, затем к подбородку, как можно длиннее вытягиваем язык изо рта. Вытираем губы.
«Покрасим крышу»
а) «Измеряем глубину рта» Рот открыт широко. Язык вытягивается и задевает кончиком альвеолы, переходит к нёбу, в двух местах к нёбу, стараясь достать самую высокую точку нёба, возвращается по этим же точкам.
б) «Моляры» - это же движение делаем неотрывно, плавно, язык скользит по нёбу назад вперёд. Кончик языка не виден.
«Барабан»
а) Рот открыт. Кончик языка закруглён крючком и поднят к границе перехода альвеол е подъёму нёба и ударяет, вызывая барабанную дробь д-д-д.… При этом звуке «д» есть признак английского. Кончик языка не виден. Дробь на зубах делать нельзя.
б) Язык в этом же положении, непрерывная дробь «пулемёт»
«Чашечка»
Рот открыт, язык лежит лопаткой на нижней губе. Одновременно кончик языка и края его вверх, должна получиться глубокая чашечка, в которой может удержаться витаминка или капелька воды. «Чашечка» правильна лишь в том случае, если подняты и края и кончик языка.
После того как «чашечка» сделана в передней части рта, поднимаем её к границе
перехода от альвеолы к нёбу и охлаждаем нёбо – это переход к звуку «ш».
«Трубочка»
Рот открыт, язык «лопаткой» лежит на нижней губе. Одновременно поднимаются только края языка, получается лодочка, если ребёнок затрудняется, можно положить на середину языка спичку или палец, язык сам обнимает спичку или палец. Это упражнение формирует желобок для подачи воздушной струи на звуки. Как получится желобок, сильно дуем на подставленную ладошку, остужаем её.
«Иголочка»
Рот открыт. Язык лежит «лопаткой», затем сильно вытягиваем вперёд. Язык весь напрягается, напоминая конец указки, тянемся кончиком к ладони. Губы принимают положение на «о». Язык вытягивается на 1-3 см. в зависимости от длины языка ребёнка.
Упражнение «лопатка», «трубочка», «чашечка», «иголочка» должны быть отработаны и выполнены идеально, так как это основные постановочные упражнения.
«Болтушки»
а) Рот открыт. Язык, обнимая верхнюю губу часто-часто как бы «облизывает варенье»,
при этом сохраняет форму «чашечки».
б) Рот открыт на «у» «иголочкой». Язык задевает уголки рта. Эти «болтушки» получаются сверху вниз и слева направо, их надо чередовать.
Я благодарю вас за участие и надеюсь, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.
Библиографический список.
Артикуляционная гимнастика для малышей Автор В.Н. Костыгина, канд. пед. наук.
Хрестоматия для маленьких Автор: Елисеева Л.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_2014.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»
МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...
Мастер - класс воспитателя высшей категории МБДОУ №19 "Ивушка" г.Сальска Чирковой Валентины Игнатьевны
Тема: «Повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности на основе использования современного физкультурного оборудования» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах ...
Мастер-классдля воспитателей "Давайте жить дружно!"
Мастер-классТема: «Давайте, жить дружно!»Ф.И.О. – воспитатель Камышанская Инна АнатольевнаДата проведения: 28.10.2016г.Цель мастер-класса: объединение педагогического коллектива, фор...
Методическое объединение воспитателей района по обмену педагогического опыта работы Тема "Проведение мастер-классов воспитателей-победителей и призёров районного, республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года"
Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер-класс. Цель мастер-кла...
Мастер-классдля детей и родителей "Я и мой ребёнок"
Укрепление отношений между родителем и ребёнком, сформировать позитивную коммуникацию....
Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»
Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...
Мастер-классдля родителей Подкова счастья на удачу
Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготов...