Использование элементов пескотерапии (sand-play) в логокоррекционной работе.
методическая разработка (логопедия) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elamentov_peskoterapii.doc | 127.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 9
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Методическая разработка
использования элементов пескотерапии (sand-play)
в логокоррекционной работе.
Разработаны: Бондарь Натальей Петровной,
учителем – логопедом,
высшая квалификационная категория
2014г.
Из наблюдений: "В логопедическом кабинете есть песочница.
Все, и "забежавшие на минутку" взрослые,
и дети, пришедшие на занятие,
обязательно останавливаются на одну-две
минуты у песочницы и начинают
"рисовать незатейливые узоры".
Странно? Нет!"
В настоящее время в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся:
- Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
- Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
- Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
- Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
- Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
- Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
- Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.
Для того, чтобы повысить продуктивность занятий и поддерживать устойчивый интерес к коррекционному процессу в своей работе использую элементы пескотерапии.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Частичный перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу, дает больший эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. Повышается
его активность, желание участвовать в коррекционном процессе.
Во-вторых, в песочнице создается
дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы.
В-четвертых, песок обладает замечательным свойством "заземлять" негативную психическую энергию, т.е. происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, этим и объясняется желание прикоснуться к песку, погрузить в него руки, ощутить его сыпучесть и изменчивость.
Таким образом, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Игры с песком:
- улучшают эмоциональное состояние;
- снимают мышечную напряженность;
- мотивируют ребенка к активной деятельности;
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
- повышают речевую активность;
- способствуют расширению словарного запаса;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- помогают овладению навыками звукового анализа и синтеза;
- способствуют развитию связной речи;
- позволяют плавно регулировать поведенческие трудности.
Условия организации игр с песком:
Для организации игр с песком я использую песочницу, ее размер меньше традиционного 58см х 38см х 6см (условия логопедического кабинета) и набор миниатюрных предметов и игрушек:
- фигурки людей и животных, сказочные персонажи;
- дома, изгороди, ворота, мосты, вышки, различные постройки;
- деревья и другие растения;
- транспортные средства;
- разнообразный бросовый и природный материал (бусы, пуговицы, ракушки, камешки, семена, колпачки от фломастеров, крышки от бутылок, шнурки и т.д.);
Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, я их леплю из пластилина, теста, вырезаю из картона. Перед тем, как началом игр с песком, вместе с детьми проговариваем правила игры в песочнице, так как игры с песком выдвигают значительное число ограничений и запретов.
Элементы пескотерапии использую для развития направленной воздушной струи, ручной моторики, для автоматизации изолированных звуков и закрепления произношения поставленных звуков в слогах, словах, для развития и корригирования процессов восприятия, произвольного внимания и памяти, для развития связной речи.
Упражнения для развития направленной воздушной струи:
"Песочный ветер"- ребенок дует через трубочку на песок, выдувая углубления, ямки, дорожки на песке.
«Раскопки» - ребенок дует через трубочку на холмик из песка, куда спрятан какой-нибудь мелкий предмет, выдувая его из песка.
Упражнения для развития ручной моторики:
«Следы на песке» - ребенок кулачками или ладонями с силой надавливает на песок, двигаясь в разных направлениях.
«Топотушки» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Змейка» - ребенок кончиками пальцев рисует на поверхности песка различные дорожки: извилистые, зигзагообразные, прямые (в разных направлениях).
«Пальчиковые бега» - ребенок ударяет каждым пальчиком правой и левой руки, продвигаясь вперед;
«Черепашьи бега» - ребенок толкает указательными пальцами правой и левой руки, «черепашек», сделанных из скорлупы грецких орехов, продвигаясь вперед по поверхности песка (потом средними, безымянными пальцами и мизинцами);
«Ралли» - используются колпачки от бутылок или мелкие гоночные машины, ребенок толкает предметы указательными пальцами правой и левой руки, продвигаясь вперед;
«Поющие пальчики» - ребенок надевает колпачки от фломастеров на все пальцы и касаясь поверхности песка каждым пальчиком поочередно пропевает гласные звуки;
«Будь внимательным» - ребенку необходимо выложить на песке по словесной инструкции разные по структуре и размеру (камни, бусы, геометрические фигуры, семена и т.д.), например: "Выложи 1 большой камень, 2 маленьких, затем, 2 бусинки, 1 ракушку, 3 фасолинки"и т.д.
«Узоры на песке» - ребенок выкладывает на песке из природных материалов разнообразные фигуры: по шаблону, по представлению;
"Песочные холмы"- ребенок пересыпает песок из одной горки в другую, из кулачка в ладошку;
"Песочный дождик" - ребенок закрывает глаза, кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок поднимает этот палец и называет его;
«Играем в школу» - ребенок пишет на песке печатные буквы, цифры, рисует геометрические фигуры по заданию учителя-логопеда. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, поэтому ребенок чувствует себя более уверенно.
Упражнения для автоматизации звуков, развития фонематического слуха:
Все вышеперечисленные упражнения для развития ручной моторики можно использовать и на этапе автоматизации, дополняя движения пальцами, произнесением заданных звуков, слогов и слов.
«Змейка» - ребенок «рисует» пальцем различные линий, с одновременным длительным произнесением автоматизируемого звука;
«По неведомым дорожкам» (используются фигурки пальчикового театра) - логопед предлагает ребенку надеть на указательный палец ведущей руки фигурку пальчикового театра. Например, для звука [з] можно использовать изображение комарика, для звука [ц] изображение кузнечика, для звука [ж] изображение пчелки и т.д. Затем «рисуя» дорожку на песке указательным пальцем, ребенок одновременно произносит звук (з-з-з); на этапе дифференциации звуков логопед предлагает ребенку надеть фигурки на указательные пальцы обеих рук. Например, дифференцируя звуки [с] - [з], ребенок надевает на палец правой руки фигурку с изображением капельки (для звука [с]), а на другой палец фигурку с изображением комарика (для звука [з]), затем «рисуя» дорожку на песке правой рукой, произносит звук [с], а «рисуя» дорожку левой рукой, произносит звук [з].
«Рассыпавшееся ожерелье" - логопед высыпает в песочницу бусинки и говорит: «Однажды злая колдунья, рассердившись на жителей королевства, украла у них ожерелье, рассыпав его по всему белому свету. С тех пор удача покинула королевство. Давай поможем жителям собрать ожерелье». Ребенок, собирая и нанизывая бусинки на шнурок, называет слоги или слова с заданным звуком»;
«Пляжный футбол» - во время произнесения слогов и слов с заданным звуком ребенок и логопед перекатывают мяч друг другу;
«Соревнование» - логопед предлагает ребенку называть слова с заданным звуком; за каждое, правильно названное слово играющие рисуют на своей половине поля условное изображение. В конце игры изображения подсчитываются.
«Эхо» - логопед произносит слоги, а ребенок повторяя их, «записывает» серию слогов на песке условными обозначениями, после воспроизводит их по памяти, аналогично проводится упражнение со словами.
са-са, са-са-са, са-са-са-са;
са-ас, са-ас-са, ас-са; и т.д.
«Какой звук лишний?» - логопед достаёт из коробки мелкие игрушки: корову, тигра, пчелу, змею, ёжа, кузнечика, птичку, при этом каждой игрушке присваивается определённое звучание: корова – мычит [м-м-м], тигр – рычит [р-р-р], пчела – жужжит [ж-ж-ж], змея – шипит [ш-ш-ш], ёж – фырчит [ф-ф-ф], кузнечик стрекочет [ч-ч-ч], птичка свистит [с-с-с] и т.д. Логопед: «Теперь я буду называть звуки, а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок».
Кроме того, данные упражнения помогут ребенку в интересной форме усвоить и сложные грамматические категории родного языка; расширить словарный запас, сформировать навыки звукового анализа. Например, называя слово на заданный звук, можно предложить ребенку сосчитать до пяти с этим словом, превратить «большой» предмет в «маленький», один предмет во множество предметов, разделить слово на слоги, сосчитать количество звуков в слове и т.д.
Упражнения для развития связной речи:
«Сказка на скорую руку» - ребенку предлагаются шаблоны фигур людей, зверей, машин на выбор. Ребенок обводить пальцем выбранный шаблон, создавая сюжет будущей сказки или истории. Затем придумывает сказку или историю, используя зачины: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Дело было…», «Однажды…».
"Фанты"- логопед предлагает ребенку выполнить определенные задания: придумать слово на заданный звук, подобрать к нему слова-признаки, или слова-действия, сосчитать с этим словом до пяти, придумать предложение с заданным словом и т.д. ; за каждое правильно выполненное задание ребенок получает игрушку из коробки. В конце игры ребенок придумывает историю, используя данные игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода sand-play на индивидуальных логопедических занятиях
Метод sand-play,как дополнительное средство на индивидуальных логопедических занятиях для детей дошкольного возраста....
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Автоматизация звука [c]. (с использованием методики sand-play)
Конспект индивидуального занятия с использованием методики sand-play...
Тематическое планирование логокоррекционной работы на 2012-2013 уч.год.
Перспективно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий....
Здоровьесберегающие технологии в логокоррекционной работе
Анализ работы «Использование здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе»"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, за...
Инновационные технологии «Sand-art» и «Sand-play» в работе педагога-психолога ДОУ
В данном материале описаны техники работы с песком, материал может быть полезен педагогам-психологам ДОУ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в прямых слогах и словах с использованием технологии sand-play (игра с песком).
Данное занятие разработано в соответствии с ФГОС ДО, нацелено на автоматизацию звука [л] в прямых слогах и словах. Конспект представлен в форме технологической карты с описанием деятельности педагога ...
17.10.21 Песочная игровая терапия Sand-play в работе с детьми с нарушениями речи
Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребенка с речевыми нарушениями...