Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы
материал
Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы
1. «Пальчиковый бассейн». Его легко изготовить даже в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис.
Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажёра позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
- «Разноцветные прищепки». Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, атонически-астатическая форма ДЦП.
Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительность процедуры от 3-5 минут до 7-9 минут:
1-3 дни – большой палец;
4-6 дни – большой и указательный пальцы;
7-9 дни – большой, указательный, средний пальцы.
Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.
Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузок помогает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного торможения.
Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребёнка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.
- Логопедическая щетка «ёжик». Рабочую поверхность «ёжика» можно изготовить из массажной щётки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь её поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребёнка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания «ёжику» жёсткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щётки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведён). Использование щётки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки,
б) зубцами наружу.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Вот некоторые упражнения, которые проводятся с использованием «рукавички-ёжика»:
Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность зубцами наружу).
3.1. Прикасание поверхности щётки к различным частям тела ребёнка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов «Поздоровайся», «Где ёжик пробежал», «Большой и маленький ёжик».
3.2. Лёгкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа: хлоп-хлоп (похлопывающие движения по ладони), моя рученька (поглаживающие движения от кисти к локтю). С горки – бух (поглаживающие – от локтя к кисти, похлопывающие – по ладони), на горку – ух (поглаживающие - от кисти к локтю, похлопывающие – по локтевому суставу).
3.3 Различение ровных и неровных поверхностей (зеркала, тарелки, расчёски, щётки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания).
Упражнения на соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения (игольчатая поверхность зубцами к ладонной поверхности руки).
3.4. Ребёнок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например: / / / / / / / / «Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу».
С безречевыми детьми эти упражнения выполняются способом совмещённых действий, когда педагог проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая текст руками ребёнка.
Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.
3.5. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (с наращиванием и редуцированием ряда, с заданным количеством). Например: «Тук, тук-тук, тук-тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп».
3.6. Со сменой темпа (быстро – медленно).
3.7. Со сменой ударения (громко – на ударных слогах, тихо – на безударных).
3.8. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений. Например: «Бом-бом (хлопки ладонью по столу), хлоп-хлоп (хлопки в ладоши), тук-тук (ребром ладони по столу).
3.9. С изменением громкости (от тихого полушёпота к громкому голосу) и двигательных усилий (от лёгких касаний к интенсивному отстукиванию).
Упражнения с использованием слоговых рядов (учитываются речевые возможности детей).
3.10. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках).
а) одинаковых – па-па-па,
б) со сменой темпа (медленно-быстро) – ПА-ПА-ПА-ПА, па-па-па-па; па-па-па-ПА-ПА-ПА-па-па-па-па,
в) с наращиванием ряда – та, та-та, та-та-та, та-та-та-та.
3.11. Проговаривание слоговых рядов:
а) со сменой согласных – па-па-та, па-та-ка, ка-та-па, та-па-ка,
б) со сменой парных согласных – ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, та-да-да, та-та-да, да-та-та.
Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений.
4. Пальчиковая гимнастика с использованием резинок с различной степенью упругости.
а) на отведение, противопоставление пальцев,
б) на сопротивление,
в) на координацию.
Надетые в виде восьмёрки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений. Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.
5.Пальчиковая гимнастика с использованием поролонового мячика. (Диаметр мячика 3-4 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочерёдно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5-10 секунд.
Мячик поочерёдно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными, мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.
Упражнение с двумя поролоновыми мячиками выполняется аналогично упражнению 5, но пальцами обеих рук одновременно/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики на занятиях тестопластики
Тесто-удивительно пластичный материал для лепки различных фигур композиций и т.д. Занимаясь лепкой, как правило, детям предлагают пластелин, но детям так же можно предложить и тесто. Овладение различ...

Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мел...

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....

Развитие мелкой моторики и речи. Пальчиковая гимнастика.
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев о...
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики
Главными особенностями развития мелкой моторики является то, что период раннего детства и младшего дошкольного возраста (дети 2-4-го года жизни) является сенситивным периодом для ее развития, то, что ...

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики
Консультация для родителей Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастикиРазвитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие дв...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...