Этапы развития речи
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Этапы развития детской речи.
Часть 1: от 0 до 1 года.
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
Часть 2: от 1 года до 7 лет.
1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.
3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Начало речи. "Уроки подражания"
К концу первого года своей жизни ребенок начинает произносить первые осмысленные слова. Сколько радости вызывает у матери простое слово «мама», обращенное к ней! Но прежде, чем малыш окажется способен сказать его, причем сказать не «случайно», он должен пройти большой путь - и пройти с помощью родителей.
Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком почти всецело остается чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Очень важно разговаривать с малышом, когда вы его перепеленываете, кормите, купаете, укладываете спать. Это создает радостный и ласковый эмоциональный тон в вашем общении с малышом, тон, который он улавливает и на который отвечает. Но не только поэтому - не умея еще произносить звуки, не понимая, конечно, ничего из того, что вы приговариваете, ребенок прислушивается к вашей речи, он начинает чувствовать, что это к нему обращаются, в нем рождается желание ответить. Поэтому совершенно не правы те родители, которые не придают значения ранним разговорам с младенцем, не веря в то, что он может их понять.
Уже в 2-3 месяца малыш начинает «разговаривать» в те моменты, когда он спокоен (до сих пор он лишь кричал, когда был чем-то озабочен). Пока это лишь неясное бормотание, в котором можно услышать нечеткие звуки - чаще всего отрывистые и гортанные аа, га, ги, кхы. Затем, примерно с 4 месяца, они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что младенец вступил в так называемую стадию гуления.
Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок способен и на то, что довольно образно определяется как лепет. Он начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка...
Поддержите, постарайтесь развить это звуковое умение малыша. Вы еще не можете научить его подражать тем звукам, которые есть в нашей взрослой речи, но вы можете научить его повторять за вами то, что может произносить он сам (важно поэтому и вам учиться слышать лепет младенца!). «Ба-ба-ба», - лепечет малыш. Взрослый подхватывает эти слоги. После небольшой паузы он слышит их снова из уст ребенка. «Игра-перекличка» полезна для развития подражания, речевого слуха, произношения.
Лучшее время для такой игры - примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Непременное условие - хорошее настроение его. Учтите важное обстоятельство: когда вы произносите звук, стремясь вызвать у малыша его повторение, малыш должен хорошо видеть ваше лицо. Ведь он не только слушает вас, но и смотрит на ваш рот, следит, за движениями губ.
Начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: а-а-а, у-у-у. Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился «переключать» движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам, повторениям слогов, комбинациям их.
Не перегружайте свою речь во время «уроков подражания» («Сашенька, скажи а-а-а...»). Лишние слова лишь затеняют звук, повторения которого вы хотите добиться.
Учтите, что на первых порах малышу трудно будет повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и он будет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было. Эта способность ляжет в основу намеренного подражания целым словам и выражениям, которые ребенок позже будет заимствовать из речи взрослых.
Может ли лепет сам по мебе превратиться в речь? Нет. Ребенок сам не составляет слова из слогов, образующих лепет, таких, как ма, ба, па, дя; ребенок сам не составляет слова, которые стали бы обозначение близких людей (мама, папа, баба, дядя). Именно взрослые составляют слова из произносимых ребенком сочетаний и учат его произносить их, называть ими маму, папу, бабушку.
«Естественных» слов, которые рождались бы у малыша независимо от того, учат его этим словам или нет, не существует.
Это не значит, что малыш не участвует в создании своих первых слов. Роль его заключается в том, что он предоставляет нам, взрослым, «строительный» материал. Запас звуков у ребенка богат, среди произносимых им звуков есть те, которые похожи на звуки языка, на котором говорят окружающие его люди и который станет его родным языком. Есть и такие звуки, которые похожи мало, есть непохожие совсем.
Взрослые, строя первые слова малыша, берут из лепета только то, что входит в звуковой состав их языка. Причем в большинстве случаев они делают это совершенно бессознательно, просто не слыша звуков лепета во всем их многообразии и оригинальности. Их развитый речевой слух, уже вполне сложившийся, сформировавшийся в соответствии со звуковыми нормами родного языка, прилаживает, подравнивает эти звуки к тем, которые имеются в их, взрослом, родном языке.
Обучая малыша речи, мы возвращаем ему взятые из его гуления и лепета звуки и звукосочетания, так сказать, во втором издании - переработанном, дополненном и... сокращенном. Когда малыш слушает взрослого и подражает ему, он не просто воспроизводит свой лепет в первозданном виде, он понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов.
Начало речи. Понимание.
Во втором полугодии жизни у ребенка происходит развитие речевого слуха, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш второго полугодия жизни добивается многого.
С ростом возможностей ребенка - с формированием у него восприятия предметов, движений, действий - растут и требования к управлению поведением. Конечно, кое-что можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами - подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие. Но это именно «кое-что» - без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. Возникает необходимость в передаче ребенку смысла слов.
Когда взрослые кормят ребенка, одевают его, играют с ним, они говорят с ребенком, называют действия и предметы: «Встань... Дай ручку... Наденем шапочку... А теперь завяжем платочек... Вот мячик... Возьми мячик...» Все это повторяется неоднократно, изо дня в день. И понемногу малыш начинает понимать отдельные слова и короткие фразы, даже если вы и не заботились об этом специально. Но конечно, лучше все-таки заботиться, помогать малышу в этом непростом деле, облегчать ему восприятие и понимание вашей речи, ваших слов.
Тут плохи две крайности: скупость на слова и многословие. Мало разговаривать с малышом - это, конечно, плохо. Но ничуть не лучше, когда на него обрушивается слишком много слов, в которых теряется то, которое он должен услышать. Вот мама показывает малышу игрушечную собачку и говорит: «Посмотри, моя радость, какая хорошая игрушка! Дедушка тебе подарил. Собачка лает, хвостиком машет, а глазки у нее черные! Ты не бойся, она не кусает, она любит маленьких детей. Она только плохих людей кусает!» Конечно, малыш радуется, слыша мамин голос, разглядывает собачку. Но слово «собачка» безнадежно затерялось в потоке других слов, а сам малыш извлечь его оттуда, конечно, не может.
Чтобы слово сделалось понятным ребенку, стало обозначением, названием предмета, действия, нужно, чтобы оно было вами ясно отнесено к этому предмету, этому действию. Вы показываете малышу новую игрушку, он заинтересовался ею, тянется к ней. Назовите ее ясно, отчетливо, подчеркните это название голосом, паузой, так чтобы малыш действительно услышал произносимое вами слово. Потом, уже только услышав это слово (когда вы спрашиваете, например: «Где мячик?.. Где киска?..»), он начинает искать предмет глазами. Он понял вас, а правильнее сказать - он учится понимать.
Так начинается во втором полугодии речевое общение. Оно еще не полное, потому что говорит только взрослый, а ребенок отвечает действием, но все-таки это настоящий, достаточно точный ответ на вполне конкретный вопрос. Собеседники понимают друг друга.
Поскольку малыш отличает близких ему людей от других, вообще одного человека от другого, он может понимать имя человека. Конечно, строго говоря, «папа», «мама», «бабушка», «дедушка» - это не имена близких людей, но малыш узнает это гораздо позже и будет удивлен, что не только его маму называют «мама». Сейчас это слово для него - имя конкретного человека, так же как сочетания слов «баба Катя» и «баба Оля» - просто имена двух бабушек, которые он воспринимает как «Бабакатя» или «Бабаоля», тем более, что и взрослые произносят эти сочетания как одно слово, с единым ударением.
Вы подметили, что Ваш восьмимесячный малыш уже неплохо различает предметы, что он среди игрушек тут же выделяет новую и тянется к ней. Пользуясь этим, легко научить его понимать название новой игрушки, нового заинтересовавшего его предмета. Вы показываете малышу игрушку - «Вот мишка» - и убираете ее. Раньше, в первом полугодии жизни, малыш тут же отвлекся бы («С глаз долой - из сердца вон»), но теперь он продолжает смотреть в ту сторону, где был мишка, ждет его появления и очень радуется, когда игрушка появляется снова. Вы опять называете игрушку в момент, когда она появляется, - это закрепляет понимание слова.
Не все можно взять в руки и показать, назвав, поэтому нужно, чтобы малыш понял значение указательного жеста. Начинаете с предметов, до которых можно дотянуться. Вы поочередно показываете и называете 2-3 предмета, до которых только дотрагиваетесь: «Это киска. Это мишка. Это ав-ав». Малыш следит за движением вашей руки. Когда он поймет значение указательного жеста, в ваши руки попадет средство привлекать его внимание к предметам, находящимся вдали. Например, вы гуляете с малышом по улице и хотите показать ему летящую птицу. Никаких словесных указаний («Посмотри вверх и немного вправо - птичка летит») он, разумеется, не поймет. А вот ваш указательный жест он поймет легко и впервые в жизни откроет для себя, что птицу зовут птицей.
Слово обобщает.
«Где огонек?» - спрашивают малыша, и он устремляет взор на настольную лампу. Но лампочка под абажуром для него не огонек, а что-то другое. Поначалу слово для малыша выступает только как имя единичного, конкретного, этого предмета, с которым оно впервые связалось.
К пониманию обобщающей роли слова малыш еще должен прийти. Чтобы слово-название не оставалось для него именем единичного предмета, нужно показывать ребенку одинаковые предметы («Это ложка. И это ложка. И это ложка»), предметы, различающиеся величиной, формой, цветом (лежат два мячика, один большой, второй маленький; и про тот и про другой скажем: «Это мячик»). Свойства и особенности предметов малыш будет усваивать позже, но и сейчас, во второй половине первого года жизни (особенно к его концу), нужно обращать на это внимание.
Слово и действие.
Речь взрослого должна управлять не только восприятием ребенка, но и действиями его. Вот почему так важно учить малыша понимать слова, которые обозначают движения, действия. Одевая или раздевая ребенка, вы помогаете ему встать, сесть, лечь и говорите при этом: «Встань... Вставай... Сядь... Садись... Ложись...» Он усваивает эти слова и потом проделывает все это сам, когда вы к нему обращаетесь с соответствующей просьбой. Когда малыш научится ходить, он должен одновременно научиться у вас словам «иди», «подойди», «стой»...
Когда вы учите ребенка движениям и действиям, которые выполняются руками, обязательно учите его одновременно и пониманию слов, которые эти действия обозначают («разожми кулачок», «дай», «положи», «отпусти»). Он должен протягивать ручку при слове «здравствуй», должен уметь помахать ручкой при прощании («До свидания!»)
Когда малыш научится выполнять по просьбе взрослого отдельные действия («возьми», «положи», «подними»), это создаст основу для того, чтобы с помощью слов строить более сложные действия: «Возьми мячик, дай мне», «Возьми мишку, положи на стул».
Словом можно побудить годовалого малыша воздержаться от действия, когда взрослый произносит строгое «нельзя». Сначала это слово всегда должно подкрепляться делом. Если ребенок тянется к хрупкой вазочке, надо не только сказать «нельзя», но и придержать его ручки, а затем постараться переключить его внимание на более подходящее занятие. В дальнейшем окажется достаточно одного словесного запрета, произнесенного со строгой интонацией.
Следующим шагом за пониманием речи других людей является произнесение ребенком своих первых осмысленных слов.
Начало речи. Первые слова.
Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Возникают не вдруг - на богатой почве лепета, понимания слов, произнесения звуков, слогов и слов по подражанию.
Составляя для малыша его первые слова, взрослые используют слоги, которые уже умеет произносить сам малыш. Но, повторяя за взрослым эти слова (мама, папа, баба), малыш не просто пристраивает один слог к другому. Слоги похожи, но не одинаковы - один ударный, другой безударный. Значит, чтобы получилось настоящее слово, надо «оформить» его ударением, тогда оно будет звучать как единое целое. Слыша произносимое взрослым слово, малыш и воспринимает его в целом, но на первый план при этом выступает для него ритм слова, который создается ударным слогом. Именно поэтому в речи ребенка появляются слова, состоящие из одного ударного слога (ка - каша) или воспроизводящие ритм услышанного слова (тика, типа - птичка, птица).
Как появляются первые осмысленные слова? Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает свое желание. Взрослый говорит в этот момент: «Что тебе дать? Собачку? Скажи: «Дай... Дай ав-ав!»
Малыш не сразу, конечно, станет говорить «Дай!», тем более «Дай ав-ав!». Надо, чтобы подобная ситуация повторилась не раз, прежде чем малыш вместо возгласов нетерпения произнесет «Дай!»
Пусть даже в таких случаях взрослые и не ставят перед собой цели научить ребенка выражать свою просьбу словами. Сама ситуация вынуждает его к этому. Ведь вряд ли взрослый в ответ на его нетерпеливые возгласы выложит все игрушки перед малышом, чтобы он взял ту, которая его сейчас привлекает или будет доставать их поочередно, спрашивая: «Эту дать?.. Эту?.. Эту?..» Зачем это делать, если можно спросить, - кстати, не так ли поступаем мы, общаясь между собой? Но если в разговоре взрослого со взрослым можно о форме вопроса особенно и не заботиться, то в разговоре с малышом это необходимо.
Вернемся к приведенному примеру. Малыш тянется за собачкой, которая стоит среди других игрушек. Чтобы понятно для взрослого выразить свою просьбу, он должен сказать: «Дай собачку (ав-ав)!» или «Ав-ав!». Поскольку второе проще, лучше спрашивать малыша так: «Что дать?.. Собачку? Ав-ав?» - и, подсказывая ответ, предлагать сказать: «Ав-ав!»
Дело не только в простоте или сложности возможного для ребенка ответа. Дело в том, какой смысл имеет просьба малыша (не выраженная пока в словах). Ведь он хочет получить не любую из игрушек, а именно собачку. Поэтому без слова «дай» можно обойтись (то, что взрослый игрушку должен дать, ясно как бы само собой), а вот без слова «собачка» или «ав-ав» обойтись нельзя никак. Для малыша сейчас имеет значение предмет, а не действие. И если он произнесет в этот момент «ав-ав», это слово наполниться смыслом, простое звучание превратится в обозначение, в название предмета. Это превращение облегчается тем, что ребенок уже понимает слово, когда его произносит взрослый.
Но возьмем другую ситуацию: ребенок тянется к той же недоступной собачке, рядом с которой других игрушек нет. Что выступает здесь на первый план? Конечно, действие. Предмет можно и не называть, он «назван» самой ситуацией. Взрослый, конечно, понимает, чего хочет от него ребенок, но должен требовать, чтобы малыш произнес слово «дай»: «Скажи: «Дай!» И когда рано или поздно ребенок это слово произнесет, звучание его свяжется с действием взрослого, который подает ему игрушку. Слово приобретет смысл.
К концу первого года жизни ребенок владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к меховой шапке, т.е ко всему теплому и мягкому.
К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий. Он сам произносит 10-12 слов. Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-с), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би - машина, бо-бо - больно). Основные достижения малыша в развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год его жизни, хотя иногда бывают и исключения.
От года до трех. "Он уже все понимает!..
Уже к концу первого года малыш начинает понимать окружающих его людей. Но возможности его в этом отношении не следует переоценивать: понимание речи еще очень своеобразно - оно относится очень часто не к отдельным предметам и действиям, а к ситуации в целом. Поясним это.
Годовалый малыш по просьбе матери показывает, где у него нос, глазки, ножки и т.д. Но вот об этом его просят другие люди - и ребенок не отвечает на просьбу, он просто не понимает ее. Дело в том, что сигналом к действию служат пока не слова сами по себе, а жесты матери, мимика, интонации.
Когда взрослый говорит малышу: "Дай ручку", он сопровождает свои слова соответствующим жестом. Ребенок улавливает связь этих слов и жеста, схватывает значение ситуации в целом, реагирует на нее.
Лишь со временем малыш начинает понимать слова вне зависимости от того, кто произносит их, какими жестами они сопровождаются. Слова постепенно приобретают самостоятельное значение.
Количество слов, которые малыш понимает (так называемый пассивный словарь, отличающийся от активного словаря, т.е. слов, которые он произносит) быстро нарастает в первом полугодии второго года жизни. Сначала ребенок усваивает названия непосредственно окружающих его вещей, затем имена взрослых, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. К двум годам ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы.
Этому способствует постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком, рост опыта малыша (особенно в связи с умением ходить).
Обычно после полутора лет ребенок и сам начинает спрашивать о названиях предметов. Сначала он только показывает пальцем на какие-нибудь вещи и вопросительно смотрит на взрослого. Иногда он произносит при этом отдельные звуки. Затем к жесту присоединяются слова: "Это что?.. Это что?.." Правда, вначале малыш интересуется не тем, как именно вы назвали предмет. Ему просто важно, чтобы ему ответили. Но, "сделав вывод", что с окружающими можно общаться при помощи речи, он довольно скоро начинает требовать не любого ответа , а ответа по существу.
"Это что... называется?" - спрашивает девочка у матери, показывая пальцем на стул. Мать шутя говорит ей: "Это стол". Дочка недовольна и повторяет вопрос. Мать продолжает игру: "Это кроватка". Следует новое повторение вопроса. Наконец мать дает правильный ответ, девочка удовлетворена и повторяет: "Стул".
Конечно, такие игры-шутки имеют смысл в том случае, если малыш уже знает название предмета. Любопытно то, что ребенок почти никогда не соглашается с неправильным обозначением и добивается верного. Подобными вопросами ребенок как бы проверяет свои знания.
На третьем году жизни ребенок делает существенные шаги в понимании речи взрослых. Важно то, что не только увеличивается количество понимаемых слов, но и само понимание становится качественно иным. Можно заметить: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы. Это значит, что он понимает уже не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он сейчас видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка - он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.
Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых в известной мере ново для него. Причем это такие рассказы, которые ребенок слушает без иллюстраций, без помощи наглядности. Это очень важно - понимать речь саму по себе. Ведь главное преимущество речи в том и состоит, чтобы тот, кто говорит, мог передать другому, слушающему, все, что он хочет передать, не пользуясь ничем, кроме речи, - ни жестами ("Во-о-о-т какую рыбу поймал рыбак!"), ни картинками, ни игрушками.
Рассказы, с которыми взрослый обращается к детям, небольшие, короткие. Краткость их, однако, состоит не в том, чтобы в небольшом числе коротких предложений изложить какое-то понятное ребенку содержание. Краткость в самом содержании. Оно должно представлять собой последовательность нескольких простых событий, каждое из которых известно и понятно ребенку. Когда взрослый рассказывает ребенку такие рассказы, он преследует цель научить ребенка воссоздавать в воображении ситуацию, о которой идет речь в рассказе. Поэтому такой рассказ для ребенка - это прежде всего та же картина, которую он воспринимает не зрительно, а через речь.
Вот, например, рассказ Л.Н.Толстого для детей: "Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали". Здесь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Ценность подобных рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постоянно приучает ребенка слушать и понимать все более сложные рассказы.
От года до трех. "... и многое может сказать!"
Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. К трем годам количество произносимых ими слов возрастает до 250-300. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов, и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги ("клой" - открой, "сото" - высоко), а при стечении согласных один звук ("камейка" - скамейка, "тул" - стул), иногда вставляют лишние звуки в слово ("таньканчик" - стаканчик) и т.п.
Усвоение грамматики.
Но главное событие в развитии речи в этот период заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребенок использует в своих предложениях (зачастую из 3-4 слов), приобретают соответствующую грамматическую форму: "девочка села", "девочка сидит", "лопатку баба дела (сделала)".
С этого времени начинается один из важнейших этапов овладения родным языком - овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает примерно к трем годам. Так, к этому времени в своей речи он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами - "на волка похож", "под землю спрятался" и т.д.), формы глаголов, сложные предложения с союзами ("Во сне видела, что волк укусил мне руку", "Форточка открыта, чтобы проветрилось").
Все это не означает, однако, что в дальнейшем ни самому ребенку, ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться, совершенствуя владение языком. Ведь многие тонкости, трудности исключения из правил ребенку еще предстоит усвоить. Кроме того, в общении со взрослыми и сверстниками ребенок усваивает разговорную форму речи. А поскольку в разговорной речи практически отсутствуют причастия и деепричастия ("прыгающий", "прыгая" и т.п.), нет их пока и в речи ребенка.
Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них - это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные - когда ребенка просят, например: "Пойди к бабушке и скажи ей: "Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку".
Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый дает ребенку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретной ситуации. Можно даже сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, "речевого поведения".
Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребенок учится сознательно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.
Речевые задания с уже определенной формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: "Подойди к бабушке и попроси ее достать твою шапочку", "Попроси у бабушки свою шапочку".
Речевые задания могут даваться и для того, чтобы ребенок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился к другому ребенку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.
Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: "Где?", "Какой?", "Куда?" т.д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): "Спроси у папы, куда он положил новую игрушку". Ребенок может задать вопрос различными способами: "Куда ты положил новую игрушку" или "Мама спрашивает, куда ты положил новую игрушку" или "Мама спрашивает, где новая игрушка" и т.д.
Важная роль таких речевых заданий и устных рассказов (о ни шла речь в предыдущей статье) в развитии речи малышей вовсе не означает, что рассматривание с детьми предметов, игрушек, картинок и чтение книжек с иллюстрациями имеют второстепенное значение. Наглядность, непосредственное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, с происходящими вокруг событиями остаются прочной основой обогащения знаний и представлений детей.
Накопление словарного запаса.
Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т.е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются сами себе - руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы и т.д.
Предметная картинка, кажется, очень простой: нарисована кукла, зайка, собака, флажок, мячик... Казалось бы, не очень много можно извлечь из такой картинки для того, чтобы развивать речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И, если изображен новый, незнакомый малышу предмет, он познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно. Но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бывают синие, красные, зеленые. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, с ушами торчащими, настороженными, собаки лохматые и с гладкой шерстью. На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы. Собака на картинке или сидит, или лежит, или бежит, или лает. Поэтому, показывая ребенку такую картинку, можно спрашивать и о названии того, что изображено, и задавать вопрос "Что делает?"
До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы "Где сидит?", "Где лежит?" способствуют закреплению использования предлогов в речи, и не только помогают преодолеть пропуски предлогов, но также учат их правильному употреблению.
Начало формирования связной речи.
Предметные картинки, на которых изображены именно предметы, а не живые существа, годятся не только для того, чтобы обогащать речь детей новыми словами, которые обозначают предметы, их свойства и качества.
Взрослый показывает малышу картинку (синий мячик) и спрашивает: "Что это?" Едва ли малыш ответит: "Синий мячик". Скорее он скажет: "Это мячик" или просто "Мячик". Следующий вопрос взрослого: "Какой?", "Какого цвета?" Ответ: "Синий". Если мы ограничиваем свою задачу тем, что учим малыша различать и называть разные цвета, можно сказать: "Да, это синий мячик". Но можно сказать и по-другому: "Да, это мячик. Мячик синий" Вроде бы небольшое различие, но оно существенно. Ведь здесь мы даем ребенку образец построения связного высказывания. В самом деле, здесь последовательно высказываются два суждения: "Это мячик" и "Мячик синий". И второе не просто следует за первым - оно тесно с ним связано, вытекает из него. В первом предмет выделяется из многих других: это мячик, а не что-нибудь иное. Во втором этот выделенный, названный предмет характеризуется по одному из его свойств, в данном случае - по цвету.
Это очень простой, элементарный случай связного высказывания, зачаток связной речи, но она и развивается у ребенка постепенно, от простых форм к сложным. Сейчас, на третьем году жизни, это лишь начало, лишь основы формирования связной речи. Более основательно работа над связной речью проводится начиная со следующего, четвертого года жизни малыша, когда намного обогатится его словарь, и он усвоит главные правила грамматики родного языка, а также его "звуковые" правила.
От года до трех. Звуки речи.
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно ("дяй" вместо "дай"). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо "машина" - "паина", вместо "велосипед" - "апипед"). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом ("второй" произносится как "тоой", "коёй"; "дверь" как "вей").
Знакомя малыша с новыми словами, обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: "Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь ты скажи как кричит гусь." Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), поправьте его.
Общая смягченность речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими по произношению. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками: "сяпка" (шапка), "зюк" (жук), "сенок" (щенок), "цяйник" (чайник), иногда вместо звука ч ребенок может произносить звук ть: тисы (часы). Твердые свистящие заменяются мягкими ("сянки" вместо "санки"), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать фразы четко, внятно.
Несовершенства речи впоследствии (на 4-6 году жизни), чаше всего, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако, малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, не произносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т.п.
Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность "поиграть" звуками.
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Чики-чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
Едет Дуня в тележке,
Щелкает орешки.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу -
Во серебряную.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: "Ах, ты мой теньцик далягой!" и т.п. Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более, что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, свое неумение. Известный лингвист А.Н.Гвоздев, много занимавшийся изучением развития речи детей, приводит такие примеры.
"Женя Г., разговаривая со своим двоюродным братом Володей (2 г.6 м.), поправляет его картавое произношение. Володя не защищается, а только оправдывается: "Я так не умею".
Иногда сознание своего неумения правильно произнести слово доставляет ребенку большое огорчение. Борис В. долго не мог овладеть словом "лапша", начал пытаться произносить по слогам, удавалось легко, целиком - опять не удается. "Мама, я не умею" - и расплакался (3 г.).
Женя Г. по собственному почину, часто в разговоре с самим собой, говорит о наиболее ярких особенностях речи почти всех знакомых ему детей (сам он в 2 года и 8 месяцев уже говорил вполне правильно). Его двоюродный брат Володя произносил мягкое ль вместо й, но никто не обращал на это внимание Жени. И вот он однажды неожиданно сообщает: "Мама, Володя "такаля" (такая) говорит".
Это внимание ребенка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогает ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью, ясностью своей речи, за ее темпом, так как в убыстренной речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают.
Речь и умственное развитие.
Обобщения.
"Часы", - говорим мы малышу, показывая на маленькие наручные часики и на большие стенные часы, на будильник и на уличные часы. "Пуговица", - учим мы говорить и про черную пуговицу на пиджаке у отца, и про маленькую белую пуговицу на рубашке.
Усвоить, что одинаково могут называться предметы со столь различными внешними свойствами, малышу трудно. Мы-то их называем одинаково потому, что роль их в нашем обиходе одинакова - часы, какие бы они ни были, показывают время, пуговица любой формы должна застегиваться. Но ведь ребенок еще не знает этого! И если бы он не усваивал с нашей помощью разнообразных предметных действий, если бы не постигал, для чего нужны те или иные вещи, как с ними обращаться, - овладеть обобщением предметов он был бы просто не в состоянии.
Ведь замечаемые нами в речи ребенка второго года жизни его собственные слова-обобщения относятся, как правило, к совершенно разным предметам, сходство которых подмечается по случайным признакам, причем эти признаки могут все время меняться. Малыш называет кошку просто "кх". Затем он начинает применять это слово к меховому воротнику (он такой же пушистый), потом к мелким блестящим предметам (из-за сходства с глазами кошки?), к вилке (познакомился с кошачьими коготками!) и даже... к портретам бабушки и дедушки (здесь, по-видимому, тоже главным оказались глаза).
Взрослых, конечно, такие случаи первое время забавляют, но вскоре малышу все более последовательно начинают внушать, что слово с предметом связаны определенным образом. И он усваивает это, причем, иногда заходит так далеко, что превращает название предмета как бы в имя собственное: только его любимый красно-синий мяч - "мя", любой другой мяч этого имени не достоин.
Как же учить ребенка обобщать? Вы должны учесть, что словесное "натаскивание" ребенка, чем расширение опыта его действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями. Первые подлинные обобщения предметов - по их назначению, функции - возникают сначала "практически", в действии, а уж потом закрепляются в слове.
Остроумные опыты наглядно показали, какое преимущество имеет действие с предметами перед простым показыванием и называнием их.
Одной группе малышей показывали игрушки - совочек, ведерко - и учили их называть предметы. Дети запомнили названия. Тогда им дали такие же игрушки, но окрашенные в другой цвет. Если дети не переносили названий, которые они усвоили, на новые игрушки, то их пытались обучить этому специально (постепенно изменяли знакомый цвет и приучали не обращать на него внимания).
Другой же группе малышей игрушки не просто показали. Дети усваивали их названия, играя. Они совком насыпали песок, ведерком носили воду. Затем, как и в первом случае, игрушки заменяли новыми - точно такими же, но иначе окрашенными.
Было обнаружено, что во втором случае дети усваивали обобщенное значение слов лучше и быстрее. Стоило им хоть однажды поиграть в новые игрушки, как они правильно их называли.
Итак, мы обнаруживаем, что наиболее верный путь интеллектуального развития малыша - введение его в возможно более широкий круг практических действий, которые должны сопровождаться, естественно, речевым развитием.
Любопытно, что у детей раннего возраста название предмета иногда связывается с его назначением чрезвычайно прочно. Когда малыш узнает, что новый предмет называется так же, как тот, с которым он уже умеет обращаться, он готов и с этим новым предметом действовать так же. Отсюда порой курьезные случаи. Двухлетний мальчик подходит к матери, держа в руке крохотный игрушечный стульчик. На вопрос ребенка: "Что это?" - мать ответила: "Стул, Сашенька". К ее величайшему удивлению, мальчик немедленно поставил стульчик на пол и начал присаживаться, всем своим видом говоря: "Раз это стул - на нем сидят".
Речь и умственное развитие.
Знаки.
Малыш поначалу "думает действием". Что же дает ему возможность начать "думать словами"?
На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг - в сознание его входят знаки. Мы, взрослые люди, окружены знаками и целыми системами знаков буквально со всех сторон. Язык, математическая символика, географические карты и технические чертежи, различные виды искусств, отображающие мир в картинах, музыке, танце, сигнализация на транспорте и дорожные указатели - все это системы знаков. Они очень не похожи друг на друга, но объединяет их то, что они замещают настоящие вещи, явления, их свойства и отношения. Математические знаки (цифры и символы) обозначают количественные отношения, химические формулы - состав веществ, картины - внешний облик людей и предметов.
Наиболее развитая, всеобъемлющая система знаков - это язык. Словесные рассуждения заменяют действия с предметами и с их образами, делая возможным словесно-логическое мышление. Ребенок раннего возраста такой развитой формой мышления еще не владеет. Поставьте перед ним какую-нибудь задачу - например, задачу на доставание игрушки палочкой - и спросите: "Что ты будешь делать?" Малыш либо вовсе не ответит вам, либо скажет что-нибудь вроде: "Вот сделаю - увидишь". Спросите его: "Как достать куклу с полки?" - он не скажет. Но если ему нужно ее достать, он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и доберется до желанной игрушки.
Итак, словесно свои действия малыш выразить не может. Вы скажете: "Но ведь дети много болтают порой, делая что-нибудь". Это так, однако прислушайтесь внимательнее: их слова просто сопровождают действие, никакого отношения к нему не имея; в лучшем случае они выражают эмоции - удовольствие от того, что все идет как надо, или неудовольствие от того, что ничего не выходит ("Ну что же это такое! Что это за безобразие!").
Почему же речь малыша не содержит пока рассуждений, которые относились бы к самому процессу решения задачи? Дело в том, что для двухлетнего ребенка слово еще не стало знаком, заместителем реального предмета или действия. Оно просто такое же свойство предмета, как любое другое - цвет, величина, форма.
Слово должно "оторваться" от предмета. Но как? После двух лет наступает время, когда дети начинают в игре отделять действие от предмета - делают вид, что пьют, или "пьют" из кубика. Это ведь уже не само питье, а его обозначение, точно так же, как кубик становится не кубиком, а "чашкой", замещая, дублируя ее. Таким образом, "знаковость" сознания возникает в практической, предметной деятельности ребенка. Слово лишь разделяет судьбу знака-предмета, знака-действия.
Усвоение того, что одно можно использовать вместо другого, - важный поворотный пункт в осознании ребенком окружающего мира. Вы можете увидеть это не только в игре, но и в других сторонах жизни малыша.
Малыш учится рисовать. В какой-то момент он начинает видеть в своих каракулях изображения реальных предметов, людей. Каракули приобретают значение, становятся знаками, графическими образами. Любопытно, что при этом очень часто рисование оказывается связанным с игрой. Вот мальчик рисует замкнутые формы, ритмично повторяя их на листе. К каждой пририсовывает расходящиеся в разные стороны линии. "Ой! - восклицает он, всматриваясь в свой рисунок, - Сколько жуков ползает!" Взрослый наклоняется над рисунком. "Вот сейчас жук убежит", - говорит ребенок и закрывает ладонью изображение. Так рисунок приобретает смысл и значение в игре, которую придумывает малыш.
Когда дети впервые овладевают "знаковостью", они склонны видеть обозначения знакомых предметов буквально во всем, по малейшему намеку. Они как бы наслаждаются этой своей способностью, стараясь извлечь из нее максимум удовольствия, подобно тому, как овладев прямохождением, они на первых порах намеренно усложняют свое передвижение, видя радость в самом процессе ходьбы, прежде недоступном для них.
Вот на стол упала капля молока. Мальчик рассматривает белую каплю на красной поверхности стола: "Смотри, мама, цыпленочек!" Теперь уже нарочно капает молоком, капля разбивается, от нее во все стороны отходят игольчатые лучики: в этой капле малыш опознает ежика. Соединяет обе капли пальцем и решает: "Змея. Она кусает и душит".
Или вдруг в игре малыш начинает по своему желанию произвольно менять имена всех близких людей: дядя - это дедушка, мама - бабушка, папа - дядя, а сама девочка, которая устроила такую игру, - мама. Это показатель того, что слово уже понимается ребенком как знак, что оно может "отрываться" от того, что оно обычно обозначает.
Вы, без сомнения, с понимаем, отнесетесь к подобным выдумкам и фантазиям малыша, будете рассматривать их как важную пробу сил, поощрять и поддерживать их, по возможности обогащать.
Даже в буйном фантазировании дети на третьем году жизни обнаруживают при необходимости довольно высокую степень критичности и здравого смысла. Девочка увлеклась игрой в дочки-матери и предлагает отцу быть папой, а она будет его дочкой. Отец отвечает: "Я и так все время папа, лучше уж ты сама будешь папой, а я буду твоим сыном". Девочка заявляет: "Ну я же не папа, у меня платье, а ты в блюках..."
Разные стороны мышления малыша - развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, зарождение обобщений, усвоение знаков - пока разобщены, не связаны между собой. Мышление в раннем детстве делает лишь первые шаги. Но эти шаги готовят основу для того, чтобы ребенок овладел со временем более сложными, развитыми формами мышления. Произойдет это уже в более позднем возрасте.
Возраст "почемучек".
На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается - начинается возраст "почемучек". Малыш задает массу вопросов, проявляя неуемную любознательность.
- Почему дверь скрипит?
- Что такое бензин?
- Почему в ноге щекотно?
- Кто сидит в телефоне?
При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: "Он пошел... А потом он увидел... А потом он взял..." - оказывается разговор идет о дедушке. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений).
Учтите, что эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными.
Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвертого-пятого года жизни главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.
Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей. Не только названия цветов (красный, синий и т.д.), но и их оттенков. Не только названий формы, величины предметов, но и материала из которого эти предметы сделаны.
Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Такие вопросы как "Кто это?" или "Что это?", естественно предполагают ответы, называющие предмет. Вопрос "Какой?" заставляет называть различные признаки предмета. Если вы спросите: "Из чего сделан?" - ребенок назовет материал; при этом он, кстати, должен будет поставить слово в родительном падеже ("Из стекла"). "Что делает?" - называет действие. "Для чего нужен этот предмет?" - этот вопрос вызывает распространенный ответ; иногда при ответе малыш строит даже сложное предложение.
Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим. Вы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их - закрепите слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Вот, например, игра "Какое что бывает?" . Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова "высота".
На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: "А что шире ручеек или река?"
Такую игру можно проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме ("Что бывает красным, зеленым, круглым?").
Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях - ведь он может еще не знать слово), уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.
Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение - обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.
Что ответить "почемучке"?
Если ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!
Вопросы, вопросы, вопросы...
Часто случается, что малыш задает один и тот же вопрос помногу раз в день, при этом почти не меняя формулировки и интонации. Например: "А где папа?" - "папа на работе". Проходит меньше пяти минут: "А где папа?" (тем же голосом) - "Папа на работе, тебе уже сказали". Еще через некоторое время: "А где папа?" (интонация не меняется). В третий раз мама не выдерживает: "Зачем тебе папа? Тебе что, с мамой плохо?" Конечно, нет, и дело совсем не в этом! Просто двухлетним детям очень важно убедиться, что в мире все находится в том же порядке, что и пять минут назад, а главное - об этом ему сообщает компетентный источник.
Задавая один и тот же вопрос несколько раз подряд, малыш, скорее всего, рассчитывает получить от взрослого тот же ответ, что и в прошлый раз. "Это шляпа?" - "Шляпа". Через десять минут: "Это шляпа?" - "Конечно, шляпа". Через некоторое время вам начинает казаться, что он говорит это специально, издеваясь над вами. И если, отвечая в десятый или двадцатый раз на тот же вопрос, вы захотите внести хоть какое-нибудь разнообразие в свои ответы (чтобы не чувствовать себя испорченной пластинкой) и скажете "Это кепка", в ответ малыш, скорее всего, начнет возмущаться (иногда даже со слезами): "Нет, это шляпа, шляпа!" Такая реакция вполне обоснованна: малышу очень важно убедиться в том, что один и тот же предмет называется одним и тем же словом.
Но вот в глазах ребенка появляется хитринка. Ответы на вопросы уже не так важны: все равно, шляпа это или кепка, понятно, что не кошка: не убежит и не оцарапает. Зато очень интересно понаблюдать, что происходит со взрослым, сколько раз он еще сможет ответить на вопрос и можно ли заставить его повторять ответ бесконечно? Покажите ребенку, что вы поняли его намерения или откликнитесь на игру. Начните задавать ему тот же вопрос или придумайте какой-нибудь свой, похожий. "Это ручка? А это мишка?" Для обоих участников смысл игры можно будет выразить так: "Мы с тобой знаем, как это называется, и отлично понимаем друг друга".
Если вы не настроены "играть", можете просто показать, что поняли ребенка, но не хотите участвовать в его развлечениях. Добрым доверительным тоном поясните ему, что он сам знает, что перед ним шляпа, а кепка - тоже в каком-то смысле шляпа. Однако, если вы ответите резко, с раздражением отмахнетесь от ребенка, в нем может зародиться неуверенность и недоверие ко всем взрослым. У малыша даже может возникнуть мысль, что взрослые сами ничего не понимают в окружающем мире или что этот мир понять вообще невозможно. В результате таких размышлений количество вопросов у ребенка уменьшится, но в то же время ему придется искать новые способы исследования мира, правда, уже без вашего участия...
Хочу все знать!
Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: "Куда едут машины?", "Где живут микробы?", "Почему зима?" или: "Что такое развод?" Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно.
Ребенок достигает возраста "почемучки", и у родителей начинаются тяжелые времена. Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого...
Словесная дуэль.
"Почемучесть" ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: "Почему?" Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого.
"Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?" - все эти вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка. За этими совершенно разными вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: "Почему я должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а чего делать нельзя?" Конечно, в ответ взрослый может показать силу и власть старшего, ответив: "Ты должен, потому что я так сказал". Однако такой ответ произведет впечатление один или два раза, а потом вам придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая количество сказанных слов. Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для всех, что ночью спать надо всем (и взрослым и детям), чтобы быть здоровыми и сильными.
Сверим наши планы...
Обычно на смену бесконечной череды "почему?" приходят новые вопросы, которые можно объединить в группу "А что если...". Причем чаще всего ответ ребенок хорошо знает, потому что уже пробовал проверить, что будет, если... Ребенок спрашивает себя и окружающих, что будет, если сделать что-нибудь не так. Например, что скажет папа, увидев деловые бумаги разложенными по полу? Малыш ждет возгласа "ай-ай-ай" или другого традиционного проявления недовольства. Получив ожидаемую реакцию, малыш подтверждает правильность своих предположений. "А если не убирать игрушки? Или поставить стул на стол и сверху еще табуретку?" Ребенок сверяет свой вариант с вашим и убеждается в правильности своих предположений, если ответы совпадают. Что, в свою очередь, делает его более уверенным в собственной компетентности: "Я так и знал, что все упадет!"
Есть еще одна серия каверзных вопросов. Спрашивая у мамы, когда она разведется с папой, любимый сын (или дочь) совсем не советует вам решить свои супружеские проблемы таким образом. Скорее всего, ребенок услышал что-то про разводы в детском саду или на детской вечеринке, беседуя со сверстниками. Теперь ему очень важно проверить, какое место занимает развод в жизни взрослых. Может быть это так же необходимо, как ходить на работу или чистить зубы, и все родители должны иногда разводиться? А может быть это и необязательно. Кто же расставит все точки над i, как не родители? Отсюда и возникает вопрос, который подчас ставит в тупик своей необоснованностью. Кстати, такой же подтекст могут иметь вопросы о смерти, рождении детей или других событиях семейной жизни.
Разные взрослые, разные ответы.
Очень быстро ребенок понимает, с какими вопросами лучше обращаться к маме, а с какими - к папе, брату или деду. Каждый взрослый может показать ему мир с какой-то новой стороны. И даже если ответы разных членов семьи не всегда совпадают, малыш всегда может выбрать подходящий вариант. Хорошо, когда в семье кто-то может ответить серьезно и научно, еще лучше, когда кто-нибудь способен дать простое и понятное объяснение. И когда каждый член семьи занят подбором ответов на вопросы ребенка, главное проследить за тем, чтобы этот процесс не перерос в спор между взрослыми: кто же из них самый лучший "отвечатель"...
А вдруг причина в другом?
Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно больше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. "Ты правда меня любишь?", "Ты видишь, какой я уже умный?", "Объясни мне, что происходит..."
Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит маленький почемучка верить в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. "Все равно мне ничего не понятно: слишком много слов и раздражения. Да и сам я еще такой маленький и бестолковый. Что со мной разговаривать?"
Учимся рассказывать.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.
Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."
После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.
А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.
Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.
Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...
Этапы развития речи.
Речь ребенка - важная черта его личности. В статье показаны этапы речевого развития ребенка, что может служить памяткой для родителей....
Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"
Помощь родителям в развитии речи у детей...
Этапы развития речи
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научили...
Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»
В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...