МУЗЫКА – ЯЗЫК, ПОНЯТНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Музыка", раздел работы "Слушание музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka-_yazyk_dlya_vsekh.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкально в подготовительной группе занятия
«МУЗЫКА – ЯЗЫК, ПОНЯТНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ».
Ребята, вы знаете, сколько разных стран существует на Земле?
В каждой стране свой язык. Итальянцы говорят на итальянском языке, немцы - ... англичане - ...
И чтобы люди понимали другу друга, им нужны переводчики.
Но есть одни язык, где переводчики не нужны – его понимают все. Может быть, кто-то догадается, что это за язык такой?
Хотите, я вам покажу буквы этого языка? (ноты). Догадались?
Это язык музыки. В любой стране музыкант, на каком бы языке он ни говорил, по этим нотам сыграет ту же музыку, что и я вам сейчас сыграю.
Звучит фрагмент из «Щелкунчика» П.Чайковского.
Дети называют. Вы назвали правильно – эту сказку знают во всем мире.
-Ребята, к нам недавно приезжали артисты и вы смотрели спектакль. (дети называют). Представьте себе, что этих артистов пригласили в другую страну на гастроли. Вот приедут наши артисты, например, в Японию, а малыши не поймут спектакль, потому что японские дети не знают русского языка Как быть? (дети высказывают предположения).
- А теперь вспомните сказку «Щелкунчик». Вы только слушали музыку и смотрели, что происходит. Ни один герой здесь не разговаривал, а сказку поняли все. Кто же нам ее рассказал?
- МУЗЫКА.
А поняли бы ее дети в Германии, в Америке? Вот вы сейчас сами себе доказали, что музыка – язык, понятный для всех
- МНОГОГОЛОСИЕ В МУЗЫКЕ.
- Я знаю, что вы очень любите игру «Угадай по голосу». Послушайте пьесу, называется она «Папа и мама разговаривают».Ясно, что голоса у них разные Каким голосом говорит папа? А мама? (воспитатель предлагает детям подобрать антонимы).
Исполняется пьеса М. Арсеева «Мама и папа разговаривают».
Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.
Слышу – мама говорит, слышу – папа говорит.
Без труда могу я сам их узнать по голосам.
Мамин звонкий, серебристый, папин – низкий и басистый.
Пьеса прозвучит еще раз, а вам вот такое задание –когда будет звучать мамин голос, руку поднимут девочки, когда папин – мальчики.
- Кто был внимательным, тот услышал, что в конце пьесы два голоса звучат одновременно. В музыке это называется многоголосие.
3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ.
Ребята, вы любите, когда вам читают книги? Особенно интересно, если
в одной книге много разных рассказов. Сегодня мы будем слушать музыкальные рассказы. Многие композиторы сочиняли их специально для детей. Как называется такой сборник у П.Чайковского? Какие пьесы вы уже слышали из «Детского альбома»?
Еще раньше, до Чайковского такой же альбом для детей сочинил замечательный немецкий композитор – Роберт Шуман. Он был большой выдумщик и фантазер. Его музыку очень любил П.И. Чайковский
У этого музыкального рассказа грустное название – «Первая утрата».
Воспитатель: Как вы поняли название? (толкование слова, лексические оттенки слов «потеря» – «утрата»).
Р. Шуман «ПЕРВАЯ УТРАТА»
Человек словами может рассказать о своем настроении, но музыка лучше передает состояние человека. Какое у вас настроение после этой музыки?
(печальное, задумчивое, грустное).
Когда человеку грустно, то и речь у него... (медленная, тихая). Мы как будто слышим интонации жалобы (отрывок).
Ребята, мы только что сказали, что по голосу можно определить настроение человека, его характер. А какой вы представляете себе Бабу Ягу? Как она выглядит – ее внешний вид, характер? Опишите ее словами. А может быть, кто-то захочет ее показать? (ответы детей).
Послушайте, как изобразил ее в музыке П.И. Чайковский.
« Баба Яга» из «Детского альбома».
Вот как музыкой можно рассказать про Бабу Ягу! Вы услышали в музыке
голос Бабы Яги? Она кричит, ругается, выкрикивает свои проклятья. Какой у
нее голос? (грубый, сердитый, недовольный, отрывистый, резкий, громкий).
ФРАГМЕНТ.
И в конце музыка затихает, как будто Баба Яга уже успокоилась, но продолжает ворчать.
Сегодня я вам играла музыкальные рассказа из двух «Детских альбомов»
композиторов Шумана и Чайковского. Они очень разные по характеру.
Давайте попробуем с помощью цвета передать настроение от этой музыки.
Музыкально-дидактическая игра «МУЗЫКА В ЦВЕТЕ».
4. ИНТОНАЦИЯ В МУЗЫКЕ.
.
Я вам задам простой вопрос, чтобы вы ответили потом на более сложный.
- Для чего человеку нужна речь? (ответы).
- А что появилось раньше: музыка или речь? ( на простом примере - сначала
малыш начинает говорить , потом учится петь).
Музыка появилась из нашей речи. Потому что наша речь богата разными интонациями. Вы своим голосом, интонациями можете приказать,попросить, пожаловаться, задать вопрос.
Вместо распевок у нас будут музыкальные вопросы и ответы. Вы должны будете придумать не только мелодию, но и передать интонацию вопроса и ответа своим голосом.
Эти стихи сочинила девятилетняя девочка:
- Здравствуй, киса, как дела? Что же ты от нас ушла?
- Не хочу я с вами жить, хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
Мы с вами придумали песенку на эти стихи.
Индивидуальный опрос.
- Твою кошечку было жалко, она была обиженная
- А кто покажет голосом сердитую кошечку?
Вы очень любите песню «Повстречались две подружки». Когда встречаются двое собеседником, как называется разговор между ними? (Диалог).
Диалог между подружками должен прозвучать так, чтобы мы услышали самые разные интонации в их голосе – вопрос, просьбу, удивление.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ ПО РОЛЯМ (анализ исполнения).
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ.
Я знаю, что вы умеете придумывать рассказы. Из чего состоит рассказ?
(из предложений). В музыке, в музыкальных рассказах тоже есть предложения и называются они «музыкальные фразы».
Представьте себе, что вы – музыканты в оркестре.
Задание такое – конец каждой музыкальной фразы вы должны отметить звучанием треугольника. А играть мы с вами будем старинный танец «Гавот», раньше их исполняли на клавесинах.
«ГАВОТ» муз. Госсека. (д.м.и. и синтезатор).
А сейчас предлагаю музыкантам поиграть в игру «Ищи». В музыке к этой игре отчетливо слышится каждая фраза. Начало музыкальной фразы мы поем, а на окончание перебегаем к другой паре.
Краткий анализ – итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Музыке надо учить всех детей"
Консультация для родителей. Тема: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии» Д.Б. Кабалевский ...
Конспект НОД "Музыка - язык чувств и образов"
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей четвёртого года жизни "Музыка - язык чувств и образов"...
МУЗЫКАЛЬНЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ «МУЗЫКА – ЯЗЫК ЧУВСТВ»
Занятие 1 . Три поросенкаПрограммные задачи. Через переживание детьми эмоционального содержания музыкальных произведений подводить к пониманию, что радостное, веселое настроение выражается в характере...
Программа с одарёнными детьми "Музыка -язык чувств"
Цели и задачи программы работы с одаренными детьмиЦель:создание условий для развития дошкольников, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей разви...
Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе
Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...
Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:"Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии"...
Упражнения: для губ и языка (для всех групп звуков)
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);улучшить подвижность артикуляционных органов;укрепить мы...