«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности»
консультация

Кичигина Ирина Михайловна

Данная консультация сообщает о важности развития мелкой моторики у детей с нарушением зренияя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_melkoy_motoriki.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности»

Содержание.

1.Актуальность выбранной темы.

2. Формы работы.

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Работа с родителями.

5. Результативность работы.

 Приложение.

                                                         1

1.Актуальность выбранной темы

           Целью нашей работы будет рассмотрение особенностей развития мелкой моторики у  дошкольников с нарушением зрения на занятиях по изобразительной деятельности.

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. (4 с. 3)

Опираясь на исследования  Плаксиной Л.И.  , были выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей со зрительной патологией.  Развитие детей  с нарушением зрения движений рук и глазных движений при различных предметно-практических заданий имеет свои специфические  особенности. Из-за  нарушения зрения  возникают сложности формирования двигательных умений.  При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики руки.  Нарушение  остроты зрения взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Например, рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки. Все это определяет замедленность в развитии  двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения.  

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки  и

глаза. Учеными доказано, что чем  больше мастерства в детской руке, чем

разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием

речи  и мышления дошкольника. Изобразительная  деятельность с

 применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия,

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия,

                                                         2

                                           

  • внимания и усидчивости,
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости,
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

    В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения  

пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки,

 расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей

двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта

позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с

артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи,

недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев

рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с

вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением,

памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо

развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря, ей человек

всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает

пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец

            Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в

ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-белобоку»

  и «Козу рогатую»  все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор

пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети

постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые»

краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают

конструкторы… Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек,

направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные

«развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички,

нанизывать бусинки, завязывать узелков

С чем же связано «непослушание» пальчиков детей на сегодняшний день?

Раньше почти все домашние дела так или иначе делались руками. Сейчас они

также незаслуженно забыты  время диктует свои правила, избавляя нас от

множества дел. Ну кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу ?А это

 занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные

пальчики и зоркие глазки  лучшие помощники в таком деле. Кстати, и

терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка

грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетение кос, штопка, шитье, вязание

и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка

из глины…  Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше

общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие

мелкой моторики. Именно поэтому так актуальна на сегодняшний день

                                                        3

развитие мелкой моторики у дошкольников.(2. )

         Опираясь на программу «Детство», можно выделить следующие

уровни освоения программы на четвертом году жизни в условиях художественно-изобразительной деятельности детей. Существуют три уровня освоения: низкий, средний и высокий.

      На низком уровне у ребенка интерес к восприятию эстетических особенностей предметов неустойчив, слабо выражен. Эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого. Ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности, сенсорно-эстетические свойства, узнает и радуется знакомым образам в рисунке, картине, скульптуре, иллюстрациям к детским книгам. Основным свойствам при узнавании образа являются предметные особенности формы, затем–цвет. Ребенок воспринимает наиболее яркие эмоциональные состояния близких, товарищей, переносит это понимание на восприятие образа в искусстве, сопереживает ему. Есть интерес к изобразительной деятельности. Ребенок рисует, лепит, конструирует, занимается аппликацией при активной помощи взрослого. Знает основные изобразительные материалы, их свойства, но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения основаны недостаточно. Охотно дополняет изображение при напоминании взрослого.

     На среднем  уровне у ребенка есть интерес к восприятию эстетического  в окружении, радость от  встречи с красивым, отзывчивость на настроение произведения искусства, бережное отношение к прекрасному. Он выделяет основные признаки объектов окружающего, их сенсорные и эстетические проявления, свойства выразительности образов, сезонных изменений, внешнего выражения эмоционально состояния, их словесного обозначения (грустит, радуется).отличает   иллюстрацию в книге от художественной картины, скульптуру от рисунка, различает предметы декоративно-прикладного искусства, понимает их назначение знает, кто их создает и как к ним относятся люди. Знает виды изобразительной деятельности, способы изображения некоторых предметов и явлений, декоративных украшений, правильно пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями, выразительными средствами0цвет, линия форма) в пределах программных требований данной возрастной группы. Проявляет самостоятельность и творчество.

         На высоком уровне ребенок активно интересуется проявлениями эстетического в быту, явлениях природы, произведениях искусства. Эмоционально откликается на них, радуется красивому, доброму. Есть отзывчивость на яркие по настроению, эмоциональному состоянию близких людей и произведения искусства.

         

                                                       4

Он видит некоторые средства выразительности(яркость и наглядность цвета, некоторые оттенки), чувствует эмоциональную выразительность формы, линии.

При активной позиции взрослого может лаконично высказать свою оценку. Знает виды искусства, их назначение.

Владеет основными изобразительными и техническими навыками всех видов детской изобразительной деятельности, материалами и инструментами в пределах требований возрастной программы и выше. В рисунках передает некоторое сходство с реальным объектом, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением. Самостоятельно конструирует, с удовольствием лепит. Проявляет творчество, может самостоятельно выбрать тему изображения, дополнить заданную, самостоятельно получить результат.(5 с. 64)

             В сентябре месяце этого года мы продиагностировали детей второй младшей группы  по критериям освоения программы и получили следующие результаты: ( подробнее см. Приложение 2)

             Результат диагностики по ИЗО деятельности  на сентябрь месяц показ, что у 50% детей второй младшей группы  находиться на низком уровне. Этот показатель привел нас к выводу, что проблема, которую мы рассматриваем в нашей работе, на сегодняшний день, является очень актуальной.

II Формы работы.

       Развитие мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности выбрана не случайно, так как задачи изобразительной деятельности в детских садах для детей с нарушением зрения  расширены, по сравнению с детскими садами с нормальным зрением.

Задача изобразительной деятельности в специализированном детском саду:

-всесторонне развитие личности. эстетическое воспитание ( задача, общая с массовым детским садом)

-корррекция зрительной функции,

Поскольку имеются различия в задачах, то и методики изобразительной деятельности также отличаются некоторыми особенностями, по сравнению с массовым детским садом. Для детей с нарушенным зрением характерна обедненность рисунка из-за худшего зрительного восприятия. Детям надо больше времени для рассмотрения предмета, т.е. у ребенка плохо развит зрительный образ ( он не представляет детально тот предмет, который должен нарисовать).Поэтому интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует ( у меня не получается, я и делать не хочу).Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности, в том числе и недостатков зрительного образа, предметной деятельности.(3 c. 46)

                                                               5

  Работая над развитием мелкой моторики рук у слабовидящих детей в изобразительной деятельности, мы представим основные формы работы по лексическим темам, которые способствовали развитию мелкой моторики детей 2-ой младшей группы:

1. занятия по рисованию, лепке, и аппликации, а также конспект открытого занятия.  (см. « Перспективное планирование». Приложение 1)

2. развивающие игры (см. картотеку игр  Приложении 3)

3. пальчиковая гимнастика (см. Приложение 4)

4. создание условий для самостоятельной деятельности детей.

5. работа с родителями.

  Последние две  формы работы раскроем в следующих главах.

III.  Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

     В уголке художественно-продуктивной деятельности, основываясь на проектирование развивающей среды в дошкольных группах в контексте программы «Детство, нами были подобраны технические средства   для самостоятельной деятельности детей согласно их возрасту.

- наличие различных изобразительных материалов: гуашь, краски, фломастеры, восковые мелки, пластелин, печатки, кисти разного размера.

 Бумага разного формата и цвета, поролоновые губки, баночки для воды.

- дидактические игры на развитие мелкой моторики, воображения, закрепление знаний основных четырех цветов , развитие чувство ритма, знакомство с элементами декоративно-прикладного искусства, формирование навыка создания аппликаций («Сделай также»,«Укрась коврик для котенка» , «Спрячь мышку» , «Наряди елочку», «Цвет и фантазия», «Сделай картинку»,  «Воздушные шары». )

- Наличие материалов для художественного труда (оригами, разрывная аппликация)

- Наличие алгоритмов по лексическим темам на занятиях по лепке и аппликации.

    А также были нами разработаны игровые задания и упражнения на развитие мелкой моторики руки: 

- работа  с мелкими материалами: с  ягодами, с макаронами,  («Бусы для мамы»), работа с крупой (гречневая, пшенная)  («Дорожка для козочки», « Собачка», «Кошечка»)

- рисование по точкам картинок по лексическим темам.

- игры со счетными палочками  («Выложи фигурку»)

- игры с фасолью и горохом («Выложи дорожки»)

                                                          6

- работа с ниточками – выкладывание, приклеивание шерстяной ниткой картинку по нарисованному шаблону («Листочки», «Фрукты»)

- работа с пластилином. Заполнение картинки пластилином.

- лабиринты, раскраски, трафареты по лексическим темам.

- мозайка

 3. Оснащенность уголка группы театрализованной деятельности.

- пальчиковые игры с использованием пальчикового театра.

- настольный театр по сказкам программы

IV.

Работа с родителями во второй младшей группе.

     При работе с родителями, мы обратились к следующим формам:

1.Выступление на родительском собрании  с темой «Мелкая моторика руки, особенности развития мелкой моторики у детей нарушением  зрения» и демонстрация игр на развитие мелкой моторики.

2.Проведение анкетирования (см. Приложение 5)

3. Индивидуальные консультации с родителями на интересующие их темы  по данному направлению работы.

4. Рекомендации для родителей («Игры и  занятия, чтобы пальчики стали «послушными»)

5. Информирование  родителей о содержании пальчиковой гимнастики на месяц с предложением закрепление дома текста с движениями.

6. Обсуждение с родителями  представленных на выставке работ их детей.

Работа с родителями в средней группе №1.

     При работе с родителями в этой группе мы обратились к следующим формам:

1.Проведение анкетирования (см. Приложение 5)

2. Индивидуальные консультации с родителями на интересующие их темы  по данному направлению работы.

3. Рекомендации для родителей («Игры и  занятия, чтобы пальчики стали «послушными»)

4. Информирование  родителей о содержании пальчиковой гимнастики на месяц с предложением закрепление дома текста с движениями.

5. Обсуждение с родителями  представленных на выставке работ их детей

V.  Результативность работы.

      В связи с проделанной нами работой и опираясь на результаты диагностики в изо деятельности на конец 2010 года и на начало 2010, мы пришли к следующим результатам.

В мае 2010 года (в 2-ой младшей группе)  4 человека перешли с низкого уровня на средний, на высокий уровень перешло 6 человек, а на низком уровне не оказалось ни одного человека, что, по нашему мнению, является неплохим результатом проделанной нами работы. ( см. Приложение  «Диагностика на 2009- 2010 г.»)

В сентябре 2010 года (в средней группе № 1 ),в связи с усложнением диагностических требований к детям средней группы ,эти же дети показали следующие результаты ( см. Приложение 2 «Диагностика на 2010- 2011г.»):

на низком уровне – 0 человек,

на среднем – 7 человек,

на высоком - 5 человек.

Приложение.

      3. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ на развитие мелкой моторики

во 2-ой  младшей группе

«Сложи из веревочки картинку».

Цель. Развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера. Развитие воображения (2-й вариант игры).

«Нарисуй картинку на крупе».

 Цель. Развитие мелкой моторики руки, воображения

«сделай картинку»

Цель. Развитие  мышления ребенка, знакомство с декоративно-прикладным искусством, закрепление навыка создания аппликаций.

Корр. задачи. Ориентировка в малом пространстве, закрепление названий цветов, развитие мелкой моторики.

«Наряди елочку».

Цель. Развитие мышления ребенка. знакомство с декоративно-прикладным искусством, закрепление навыка создания аппликаций.

Корр. задачи. Ориентировка в малом пространстве, закрепление названий цветов, развитие мелкой моторики.

«Составь узор»

Цель. Учить детей воспринимать и воспроизводить последовательное расположение фигур на полоске, закреплять представления о цветах и геометрических фигурах или предметах по лексической теме.

Корр. задача. Развитие сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, чувства ритма.

«Воздушные шары».

Цель закреплять знание детей основных 4-х цветов путем подбора по образцу

Кор. задача. Развитие сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики

« Сделай также».

Цель. Развитие мелкой моторики рук, мышления , памяти.

«Создай картинку»

Цель. Развитие  мышления ребенка, знакомство с декоративно-прикладным искусством, закрепление навыка создания аппликаций.

Корр. задачи. Ориентировка в малом пространстве, закрепление названий цветов, развитие мелкой моторики.

«Играем с фасолью и горохом»

Цель. Развитие мелкой моторики руки

« Орнамент».

Цель. Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Коррек. задача. Развитие мелкой моторики, чувства ритма, сенсорных эталонов.

« Подбери по цвету».

Цель  закреплять представления об основных четырех цветах. Научить детей выделять цвета , отвлекаясь от других признаков.

Корр. Задача. Развитие мелкой моторики, развитие сенсорных эталонов.

«Укрась коврик для котенка».

 Цель. Развитие  мышления ребенка, знакомство с декоративно-прикладным искусством, закрепление навыка создания аппликаций.

Корр. задачи. Ориентировка в малом пространстве, закрепление названий цветов, развитие мелкой моторики.

«Спрячь мышку».

Цель. Закрепление знаний детей основных 4-х цветов.

Корр. Задача. Развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики руки.

 

4. «Пальчиковая гимнастика»

«Компот»

Будем мы варить компот.                Левую ладошку     

          Фруктов нужно много. Вот:       держат «ковшиком»,           

Будем яблоки крошить,                

Грушу будем мы рубить.                  указательным пальцем

                                                          правой руки «мешают»

                                                             Загибают пальчики

                                                            опять  

        Отожмем лимонный сок.     .              Попеременно хлопки

                                               

       

Слив положим и песок         ладошками и удары

Варим, варим мы компот     кулачками по столу

Угостим честной народ

 

                                                     Загибают по одному пальчику,                                                                       

Туфли тапочки, сапожки,          начиная с большого.

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

  Раз, два три,                                               Загибают пальчики

        Четыре, пять.

        Мы во двор пришли гулять.                     «Идут» пальчики

        Бабу снежную лепили,                               «Лепят»

               

        Птичек крошками кормили.                     «Крошащие» движения  

        С горки мы катались,                                Водят пальцем по ладони

А еще в снегу валялись.                           Кисти рук на столе 

                                                                           развороты ладонями

                                                                          вверх,  

                                                                          вниз                                                                           Все в снегу домой пришли.                          «Отряхиваются»

Съели суп и спать легли.                              «Едят», ладони под щеку

 

Падал снег на порог.                      Дети два раза медленно

                                                        опускают ладони на стол

Кот слепил себе пирог.                Прижимая ладонь к ладони, 

 А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.                  «показывают, как лепят пирог.                                                              

                                                       по столу.

                                                     Опять показывают,

                                                      как пекут пирог

Пирожки себе пеки

Не из снега.

Из муки                                                 Бегут» пальчиками                                                                

                                                              обеих рук  

                                                 

                         

.

Этот пальчик – дедушка.             Поочередно загибают все 

Этот пальчик - бабушка.            

Этот пальчик - папочка.                пальчики

          Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик - это я .

Вот и вся моя семья.

.

Наши алые цветки                     Ладони соединены

Распускают лепестки.                в виде тюльпанов

Ветерок чуть дышит,                  

Лепестки колышет.                   Пальцы медленно

Наши алые цветки                    раскрываются,

                                                  плавно покачиваются

Закрывают лепестки.               затем они      

Тихо засыпают,                       медленно закрываются

Головками качают.                 Кисти рук поворачиваются.

.

                                                     Постукивают пальцами

        Дождик, дождик льется,              по коленям

        В руки не дается. о коленям.       Встряхивают кистями рук                     

                                                 

        Льется прямо, льется вкось,         влево, вправо

         И на щеки и нос                           Показывают пальчиками

                                                    щеки, нос.

       

 

 

         У лисицы острый нос.            Показывают «острый» нос.

          У нее пушистый хвост.          Поглаживают «хвост, бока, 

                                                          грудь»

Шуба рыжая лисы.                Медленно, важно ходят, 

Несказанной красоты.           как «лисичка».

         Лиса павою похаживает,

Шубу новую поглаживает.

Есть игрушки у меня:            Хлопают в ладоши

Паровоз и два коня,                и ударяют кулачками

Серебристый самолет.            друг о друга попеременно

Три ракеты, вездеход,            Загибают пальчики

Самосвал, подъемный кран    на обеих руках

– настоящий великан.             Хлопают в ладоши

 Сколько вместе?                    и ударяют кулачками

Как узнать?                             друг о друга попеременно.

          Помогите сосчитать!

.

.

Раз, два, три, четыре,             Загибают пальчики,

Много мебели в квартире.       Начиная с большого,

В шкаф повесим мы рубашку,  на обеих руках.

А в буфет поставим чашку.       Сжимают и разжимают 

Чтобы ножки отдохнули,          Попеременно хлопают в ладоши                                                                                                                                                    

Посидим чуть-чуть на стуле.    стучат кулачками

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

.

Используемая литература

1. Л.И Плаксина «Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения в детском саду для детей с нарушением зрения» . 2. Е.Л. Миронова «Крупная польза мелкой моторики.» Изд «Эксмо-пресс» М. 2007

3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения» СПб 1995

4. С. Е. Большакова « Формирование мелкой моторики рук»

5. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева  Изд. СПб 1999

.

Пальчиковая гимнастика на декабрь.

          У лисицы острый нос.                  Показывают «острый» нос.

          У нее пушистый хвост.                 Поглаживают «хвост, бока, 

                                                        грудь»

Шуба рыжая лисы.                        Медленно, важно ходят, 

Несказанной красоты.                   как «лисичка».

          Лиса павою похаживает,

Шубу новую поглаживает.

Падал снег на порог.                    Дети два раза медленно

                                                       опускают ладони на стол

Кот слепил себе пирог.                Прижимая ладонь к ладони, 

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.                  «показывают, как лепят пирог.                                                              

                                                       по столу.

                                                       Опять показывают,

                                                       как пекут пирог.

Пирожки себе пеки

Не из снега.

Из муки                                        «Бегут» пальчиками                                                                

                                                       обеих рук .

4. Информирование  родителей о содержании пальчиковой гимнастики на месяц с предложением закрепление дома текста с движениями.

5. Обсуждение с родителями  представленных на выставке работ их детей

Результативность анкетирования с родителями.

Опираясь на данные анкетирования с родителями,  проведенные в октябре 2009  г. и в ноябре 2010 г. (см. Приложение «Анкеты с родителями»), мы можем прийти к следующему выводу. 60% опрошенных родителей детей средней группы утверждают, что их дети любят заниматься дома разными видами изо деятельности,  имеются различные игры для развития мелкой моторики рук и родители часто играют с детьми в эти игры. Также они занимаются с детьми пальчиковой гимнастикой, что также благоприятно влияет на развитие речи ребенка . Из этого следует, что дети и в домашних условиях  самостоятельно и вместе с родителями занимаются развитием мелкой моторики.

V.  Результативность работы.

      В связи с проделанной нами работой и опираясь на результаты диагностики в изо деятельности на конец 2010 года и на начало 2010, мы пришли к следующим результатам.

В мае 2010 года (в 2-ой младшей группе)  4 человека перешли с низкого уровня на средний, на высокий уровень перешло 6 человек, а на низком уровне не оказалось ни одного человека, что, по нашему мнению, является неплохим результатом проделанной нами работы. ( см. Приложение  «Диагностика на 2009- 2010 г.»)

В сентябре 2010 года (в средней группе № 1 ),в связи с усложнением диагностических требований к детям средней группы ,эти же дети показали следующие результаты ( см. Приложение 2 «Диагностика на 2010- 2011г.»):

на низком уровне – 0 человек,

на среднем – 7 человек,

на высоком - 5 человек.

Эти данные, по нашему мнению, являются неплохими показателями  на начало учебного года, но, продолжая работать дальше по развитию мелкой моторики в художественно-изобразительной деятельности, мы, по возможности, достигнем еще более высоких результатов.

Э

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....