СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
статья (логопедия) по теме
В статье раскрывается актуальность логопедической работы с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ran.log_._pom._aktualnost.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Шаповалова Е. В., магистрант.
Российская Е. Н., научный руководитель.
НИУ «БелГУ»
Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Именно поэтому вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста приобретают особую актуальность. По данным медицинских исследований, с каждым годом уменьшается количество рождения здоровых детей: в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит к развитию в будущем стойких нарушений.
Нормальное развитие отмечается у 15—20% детей. Но длительные наблюдения специалистов (Л. Ю. Александрова, Л. Н. Михайловна, А. Е. Филипповна, Н. Ю. Григоренко и др.) показывают, что и эти дети в возрасте 4—5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые дизартрии — минимальные дизартрические расстройства (МДР) и другие.
Наиболее частыми являются речевые расстройства — 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» — 12,3%; нарушения поведения и внимания — 7,7 %; повышенная утомляемость, истощаемость нервных процессов — 9,2%.
Целью данной работы станет показать, насколько важны ранняя диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений.
Проанализировав ряд статей, посвященных теме нашего исследования, мы обнаружили, что авторы, на основе изученного в методической литературе, выделяют основные особенности организма ребенка раннего возраста. Выяснилось, что, в этот период развития ребенка, идет наиболее интенсивное развитие процессов. По мнению педагогов - психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) [1;2] период раннего детства имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:
- Наиболее быстрый темп развития.
- Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.
- Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния.
- Взаимозависимость и единство физического и психического развития. Высокая пластичность и лёгкая обучаемость.
- Богатый потенциал развития.
- Скачкообразность и неравномерность процесса развития.
- Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния.
- Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях.
- Потребность в общении с взрослыми.
В последнее десятилетие проблемы ранней помощи раннего возраста все сильнее привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.С. Стребелева). Коррекционно-развивающая помощь детям от 0 до 3 лет признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям уделяется большое внимание.
Работая в службе ранней помощи, логопеду важно помнить, что его деятельность не может сводиться лишь к исправлению звукопроизношения, а также понимать, что начало работы по формированию звукопроизношения еще до трехлетнего возраста предполагает построение работы с учетом принципа семейноориентированности[5;10].
Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации педагогического процесса:
- характер взаимодействия взрослого и ребенка;
- предметно-развивающая среда;
- организация системной и комплексной педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Именно поэтому очень важно помнить, что речь взрослого в общении с малышом должна быть грамотной, логичной и последовательной. Так же стоит избегать сюсюканья и искаженных слов.
То есть, можно сделать вывод, что основным направлением ранней логопедической помощи будет являться профилактика и обучение грамотной речи.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.
Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).
Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:
– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;
– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;
– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;
– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;
– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;
– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;
– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;
– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).
Таким образом, по результатам, теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
1. Формирование моторной сферы.
2. Развитие высших психических функций.
3. Развитие импрессивной речи.
4. Развитие экспрессивной речи.
5. Работа с родителями. (Т.Н. Гирилюк, 2007).
Коррекционно - логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обследования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.
Литература:
- Актуальные проблемы развития логопедической науки //Г. В. Чиркина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
- Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.
- Коррекция моторных предпосылок артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Диагностика и основные направления.//Е.В. Шереметьева, Челябинский государственный педагогический университет// Дефектология №4 2008
- Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями развития (на базе службы ранней помощи)// Н. Ю. Григоренко; Москва, Россия// Специальное образование 2011. № 1 34-41
- Организация работы логопеда с детьми 1—3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
- Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи // Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова , Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
- Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании// Ю. О. Филатова. Московский государственный педагогический университет
- Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / под ред. М.Д. Ковригиной. – М. 1977.
- Система дифференцированной логопедической помощи детям раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности //Л. Ю. Александрова, Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".
Материал для родителей, логопедов, воспитателей....
Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития
В статье раскрываются особенности функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития у детей раннего возраста с перинатальным пораже...
2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».
Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....
"Ранняя логопедическая помощь детям в ДОУ".
quot;Ранняя логопедическая помощь детям в ДОУ"....
"Сопровождение семьи в системе ранней коррекционной помощи"
Статья посвящена исследованиям в области помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии. В статье раскрыты понятия раннего возраста, ранней коррекционной помощи, значимости дошкольного образо...
Ранняя логопедическая помощь
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше....
Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...