СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
статья (логопедия) по теме

Шаповалова Елена Васильевна

В статье раскрывается актуальность логопедической работы с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ran.log_._pom._aktualnost.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Шаповалова Е. В., магистрант.

Российская Е. Н., научный руководитель.

НИУ «БелГУ»

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Именно поэтому вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста приобретают особую актуальность.  По данным медицинских исследований, с каждым годом уменьшается количество рождения здоровых детей:  в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит к развитию в будущем стойких нарушений.

Нормальное развитие отмечается у 15—20% детей. Но длительные наблюдения специалистов (Л. Ю. Александрова, Л. Н. Михайловна, А. Е. Филипповна, Н. Ю. Григоренко и др.)  показывают, что и эти дети в возрасте 4—5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые дизартрии — минимальные дизартрические расстройства (МДР) и другие.

Наиболее частыми являются речевые расстройства — 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» — 12,3%; нарушения поведения и внимания — 7,7 %; повышенная утомляемость, истощаемость нервных процессов — 9,2%.

Целью данной работы станет показать, насколько важны ранняя диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Проанализировав ряд статей, посвященных теме нашего исследования, мы обнаружили, что авторы, на основе изученного в методической литературе, выделяют основные особенности организма ребенка раннего возраста. Выяснилось, что, в этот период развития ребенка, идет наиболее интенсивное развитие процессов. По мнению педагогов - психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) [1;2] период раннего детства имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:

  • Наиболее быстрый темп развития.
  • Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.
  • Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния.
  • Взаимозависимость и единство физического и психического развития. Высокая пластичность и лёгкая обучаемость.
  • Богатый потенциал развития.
  • Скачкообразность и неравномерность процесса развития.
  • Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния.
  • Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях.
  • Потребность в общении с взрослыми.

В последнее десятилетие проблемы ранней помощи раннего возраста все сильнее привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.С. Стребелева). Коррекционно-развивающая помощь детям от 0 до 3 лет признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям уделяется большое внимание.

Работая в службе ранней помощи, логопеду важно помнить, что его деятельность не может сводиться лишь к исправлению звукопроизношения, а также понимать, что начало работы по формированию звукопроизношения еще до трехлетнего возраста предполагает построение работы с учетом принципа семейноориентированности[5;10].

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации педагогического процесса:

  • характер взаимодействия взрослого и ребенка; 
  • предметно-развивающая среда;
  • организация системной и комплексной педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Именно поэтому очень важно помнить, что речь взрослого в общении с малышом должна быть грамотной, логичной и последовательной. Так же стоит избегать сюсюканья и искаженных слов.

То есть, можно сделать вывод, что основным направлением ранней логопедической помощи будет являться профилактика и обучение грамотной речи.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).

Таким образом, по результатам,  теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы.

2. Развитие высших психических функций.

3. Развитие импрессивной речи.

4. Развитие экспрессивной речи.

5. Работа с родителями.  (Т.Н. Гирилюк, 2007).

Коррекционно - логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обследования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. 

 Литература:

  1. Актуальные проблемы развития логопедической науки //Г. В. Чиркина, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
  2. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.
  3. Коррекция моторных предпосылок артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Диагностика и основные направления.//Е.В. Шереметьева, Челябинский государственный педагогический университет// Дефектология №4 2008
  4. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями развития (на базе службы ранней помощи)// Н. Ю. Григоренко; Москва, Россия// Специальное образование 2011. № 1  34-41
  5. Организация работы логопеда с детьми 1—3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
  6. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи // Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова ,  Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
  7. Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании// Ю. О. Филатова. Московский государственный педагогический университет
  8. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / под ред. М.Д. Ковригиной. – М. 1977.
  9. Система дифференцированной логопедической помощи детям раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности //Л. Ю. Александрова, Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".

Материал для родителей, логопедов, воспитателей....

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным пораже...

2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».

Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....

"Ранняя логопедическая помощь детям в ДОУ".

quot;Ранняя логопедическая помощь детям в ДОУ"....

"Сопровождение семьи в системе ранней коррекционной помощи"

Статья посвящена исследованиям в области помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии. В статье раскрыты понятия раннего возраста, ранней коррекционной помощи, значимости дошкольного образо...

Ранняя логопедическая помощь

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше....

Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...