Картотека пальчиковых игр
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Иванова Алёна Михайловна

В картотеке представлены пальчиковые игры и упражнения, подобранные в соответсвии с лексическими темами: "Наш детский сад", "Моя семья", "Фрукты", "Овощи", "Сад - огород", "Ягоды", "Грибы", "Деревья", "Осень", "Человек. Части тела", "Игрушки", "Посуда", "Продукты питания", "Одежда. Головные уборы", "Обувь", "Зима", "Новогодний праздник", "Зимующие птицы", "Дикие животные", "Домашние животные", "Мебель", "Транспорт. Правила дорожного движения", "Праздник 23 февраля", "Домашние птицы", "Весна. Мамин праздник", "Перелетные птицы", "Зоопарк (Животные Севера. Животные жарких стран)", "Рыбы", "Космос. Части суток", "Профессии", "Инструменты", "Наша Родина – Россия", "День Победы", "Насекомые", "Лето. Цветы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovykh_igr.docx72.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сосновский детский сад» комбинированного вида

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

для детей 4 – 7 лет

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

                 

Разработала:

Бахарева А. М.

учитель – логопед

Сосновка, 2013

Наш детский сад

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучать кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжать кулачки, начиная с мизинчика)

      *     *     *

В нашей группе все друзья.      

(ритмично стучать кулачками по столу)

Самый младший – это я.          

(разжимать кулачки, начиная с мизинца)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

      *     *     *

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

(поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

(большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!»

(с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы)

В детский сад идти пора.

Моя семья

«Семья»

(сжать руки в кулачок)
Этот пальчик дедушка.
(разжать большой пальчик)
Этот пальчик бабушка.
(разжать указательный пальчик)
Этот пальчик папа.
(разжать средний пальчик)
Этот пальчик мама.
(разжать безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(разжать  мизинчик )
Это вся моя семья!
(сжать кулачок опять)

     *   *   *

«Моя семья»

(поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой) 
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама, 
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа, 
Это - дед.
И у нас разлада нет. 

      *    *   *

«Дружная семья»

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимать пальцы каждой руки в кулачки и разжимать их)

Вот большой! А это – средний.

Безымянный и последний – наш мизинец, малышок!

У – у – у! Указательный забыли

(поочередно поднимать пальцы обеих рук кверху)

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движенья выполнять.

(каждый палец руки соединять поочередно с большим)

      *     *     *

«Семья»

Раз, два, три, четыре!    

(хлопать в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    

(хлопать в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я   

(поочередно поглаживать - массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

Фрукты

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

(разламывать воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показать 10 пальцев)

А он один.

(показать 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибать по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(сжимать кулаки и прижимать их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!!

(«бежать» пальцами по столу)

           *     *    *

«Сливы»

(кисти рук сжаты в кулак)

Большой пальчик сливы трясёт

(разогнуть большой палец),

Второй их собирает

(разогнуть указательный палец),

Третий их домой несёт

(разогнуть средний палец),

Четвёртый высыпает

(разогнуть указательный палец),

Самый маленький – шалун  

(разогнуть мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

*     *     *

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варить» и «мешать»)

*     *     *

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Палец толстый и большой 
В сад за сливами пошел. 
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Овощи

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагать пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучать ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони сложить крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

(показывать, как едят суп)

      *     *     *

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы капусту солим, солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(сжимать и разжимать пальцы)

А морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, тереть кулаки друг о друга)

Пе – ре – ме – ши – ва – ем

(перемешиваем – в горизонтальной плоскости)

В бочки всё утрамбовали

(потираь кулак о кулак)

Сверху грузиком прижали

(ставить кулак на кулак)

      *     *     *

«В корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке

делать ладошки «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец

(согнуть пальчики, начиная с большого).

Наша Зина молодец!

(показать большой палец)

Сад – огород

«Сколько грядок в огороде?»                                                   

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять —

Поможем урожай собрать.

(поочередно загибать пальцы)

      *     *     *

В огороде много гряд,          

(сжимать и разжимать пальцы.)

Тут и репа, и салат,               

(загибать пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             

(хлопать в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Ягоды

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибать пальчики, начиная с большого)

      *    *     *

«Ягоды»

Ягоды — это крыжовник, 

Клюква, черника, брусника, 

Малина, клубника, шиповник, 

Смородина и земляника.

(указательным пальцем одной руки пересчитывать, сгибая, пальцы на другой руке)

Запомнил ягоды я наконец. 

Что это значит?

(приподнимать плечи, удивиться)

Я – молодец!

(большой палец вытянуть вперед)

Грибы

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(«шагать» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибать и разгибать кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие разгибать по одному пальчику, начиная с большого)

*    *    *

«По грибы»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес ходил,

(отгибается мизинец).

Этот пальчик гриб нашёл,

(отгибается безымянный палец). 

Этот пальчик чистить стал,

(отгибается средний палец). 

Этот пальчик жарить стал,

(отгибается указательный). 

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(отгибается большой палец).

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(считается каждый палец отдельно).

      *     *     *

Красный-красный мухомор-  

(соединить кончики пальцев – изобразить шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             

(одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показать «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      

(погрозить пальчиком.)

И в корзинку не берём!          

(прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Деревья

Раз, два, три, четыре, пять
(сжимать и разжимать кулачки)
Будем листики считать.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(загибать пальчики)

      *     *     *

(плавные волнообразные движения ладонями)
Ветер по лесу летал ,
ветер листики считал :
(загибать пальчики)
Вот дубовый , вот кленовый,
вот рябиновый резной ,
Вот с берёзки — золотой ,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку

(спокойно укладывать ладони на стол)

      *     *     *

Вот деревья:

(показать ладони обеих рук с разжатыми пальцами)

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

(перечисляя названия деревьев, загибать пальцы сначала на одной, а затем на другой руке)

Мы в лесу встречаем вас.

      *     *     *

Летом деревья росли, зеленели.

(руки - "деревья")

Осенью листья на них пожелтели.

(кисти рук - "падают")

Стали деревья листья терять.

(поочередно пальцы прижимаются к ладони)

Стали деревья листья ронять.

(пальцы по очереди стучат о крышку стола)

Тихо ложится листок за листком.

(плавно кладем ладони на крышку стола)

Скоро накроет листья снежком.

(одна ладонь накрывает другую)

      *     *     *

Всем в лесу на удивленье

(тереть ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открыть ладони, пальцы растопырены - деревья)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(локти соединить - ствол, ладони раскрыть - крона)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

("фонарики" с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

(показать указательный палец, остальные в кулаке)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытянуть руки вверх, пальцы растопырены)

Липа цветом зацвела,

(пальцы рук собраны в щепотку - бутон)

Пчелок в гости позвала.

(круговые вращения указательным пальцем - пчелы летят)

Ель иголки распушила

(руки в стороны вниз, пальцы растопырены)

И грибочки все закрыла.

(указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

(трут ладони друг о друга - "шуршат")

Руки-ветви распустили,

(стряхнуть ладони)

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны - птицы)

Осень

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагать» по столу средними и указательными пальчиками)

      *     *     *

Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья с липы сдул...                           

(пошевелить пальцами и подуть на них)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»         

(постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.        

(постучать кулаками по столу)
Снег потом припорошил,              

(плавные движения кистями рук вперед - назад)
Одеялом их накрыл.                    

(ладони крепко прижать к столу)

Человек. Части тела

«Ладошки»


Ладошки вверх, 
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

      *     *     *

«Мыло»

Чище чтоб ладошки были,

Нужно их побольше мылить,

(имитация намыливания ладошек)

Три, ладошечки, давай,

(тереть ладошки друг о друга)

Их от грязи оттирай.

      *     *     *

У меня есть голова,              

(слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

      *     *     *

Раз, два, три, четыре, пять –

(сжимать и разжимать кулачки)

Пошли пальчики гулять,

(шевелить пальчиками)

Этот пальчик рыл песок,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Этот делал пирожок,

Этот с горки катался,

Этот в траве валялся,

Этот умницей был –

Хорошо говорил.

Игрушки

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибать пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)

      *     *     *

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши и ударять кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибать пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопать в ладоши и ударять кулачками друг о друга попеременно)

Посуда

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

      *     *     *

«Посуду моет Антошка»

Посуду моет наш Антошка.

(потирать ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку. 

Вымыл блюдце и стакан,

(разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

И закрыл покрепче кран.

(выполнять имитирующее движение)

      *     *     *

Из тарелок, как один,            

(ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         

(вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      

(указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    

(«режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Продукты питания

«Щи»

Эй, ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей!   

(хлопать в ладоши)

Режем мы капусту.          

тавить ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены, поочередно поднимать и опускаь ладони.)

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,         

(поглаживать пальцами тыльную сторону ладони)

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку,         

(сгибать руки в локтях, сжимать пальцы в кулаки и поднимать их к плечам. Одновременно опускать и поднимать руки.)

А потом, потом        

(стучать по ладони ребром другой ладони)

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубчик чеснока.

Мы посолим супчик.        

(мелко перебирать пальцами руки, собранными в щепоть)

Попробуй, голубчик!         

(протягивать обе ладони вперед)

      *     *     *

«Колобки»

Пекарь, пекарь, из муки

 Испеки нам колобки,

(выполнять круговые движения ладонями — имитация скатывания колобка)

Да сушки — Ванюшке,

 Да баранки — Танюшке, 

Да бублики — Мишке,

Да калачи — Маришке.

(поочередно соединять большие пальцы обеих рук с остальными пальцами — упражнение «колечки»)

      *     *     *

«Мы варили суп»

Мы варили суп-суп    (потирать ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп    (потирать ладошки)
Получилась каша    (потирать ладошки)
То-то горе наше    (хвататься за голову)
Замесили тесто    (стучать кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места   (удерживать руки в покое)
Замесили на дрожжах    (снова стучать)
Не удержишь на вожжах!!!    (расставить руки в стороны, как будто хочется удержать)

Одежда. Головные уборы

«Рубашка»

У рубашки два манжета,  

(показать манжеты на двух руках)

Воротник,                          

 (показать воротник руками)

И рукава                            

(провести ладонями по рукавам)

И застежка есть, чтоб легче    

(показать застежку сверху вниз)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем,            

(имитировать застегивание пуговиц)

А потом гулять пойдем.        

(«ходьба» пальчиками по столу)

      *     *     *

Жили-были в домике            

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.    

(загибать пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,              

(разгибать пальчики, начиная с мизинца)

Стали гномики стирать:                  

(тереть кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,                              

(загибать пальчики, начиная с большого)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил

      *     *     *

Раз, два, три, четыре, пять –           

(последовательно соединять пальцы одной руки с пальцами другой руки)

Будем вещи мы стирать:                 

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.            

(кулачками имитировать стирку)

Обувь

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

      *     *     *

«Считаем обувь»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь считать:

(загибать пальцы на руке)

Раз – туфли, 

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

      *     *     *

Обуваем ножки бегать по дорожке.  

(двумя пальцами «шагать» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    

(сжимать и разжимать пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  

(ставить два пальца на стол и поднимать по одному.)

В магазине покупают                          

(сжимать и разжимать пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         

(загибать пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      

(«шагать» пальцами по столу.)

Зима

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идти» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепить» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошить хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

      *     *     *

Снег ложится на дома,     

(руки развести в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               

(руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      

(палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         

(рука за ухом.)

      *     *     *

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.

(«лепить», меняя положение ладоней)

Круглый крепкий, очень гладкий

(показать круг, сжать ладони)

И совсем-совсем не сладкий.

(погрозить пальчиком)

Раз подбросим.

(смотреть вверх, подбрасывая воображаемый снежок)

Два поймаем.

Три уроним

(уронить воображаемый снежок)

И сломаем.

(топать ногой)

Новогодний праздник

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

      *     *     *

«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:

(шагать пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

(на каждое название подарка загибать по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

      *     *     *

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

Зимующие птицы

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(на каждое название птицы загибать по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

      *     *     *

Прилетайте, птички!
(«зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны
Ешьте макароны
(тереть ладонь о ладонь)

Дикие животные

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке-сестричке,          Мишке толстопятому,

Воробью, синичке,           Заиньке усатому.

(загибать по одному пальчику, начиная с большого)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

      *     *     *

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

(загибать по одному пальчику)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

(хлопки ладонями)

      *     *     *

Это зайчонок, это бельчонок,                

(сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      

(вращать большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Домашние животные

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

(показывать, как доят корову)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(делать «мордочки» из пальчиков)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(загибать по одному пальчику на обеих руках)

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

(снова доить)

      *     *     *

«Пять поросят»

Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения.

Пять поросят гуляли на просторе,

(быстро двигать пальчиками по столу.)

Пять поросят пошли купаться к морю.

едленно переставлять пальчики по столу.)

Один из них устал.

(загнуть большой пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

(загнуть указательный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе,

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

— Пойду домой,— сказал.

(загнуть средний пальчик.)

И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

(загнуть безымянный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал.

(загнуть мизинчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Ноль поросят гуляют на просторе.

Мебель

«Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

(загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимать и разжимать кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибать пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

      *     *     *

«Мебель»

Мебель я начну считать: 

Кресло, стол, диван, кровать, 

Полка, тумбочка, буфет, 

Шкаф, комод и табурет.

(пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки)

Много мебели назвал — Десять пальчиков зажал!

(поднимать зажатые кулачки вверх)

Транспорт. Правила дорожного движения

«Машины»

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

(обеими руками «крутить руль» перед собой)

Бензовоз, мусоровоз, 

С молоком молоковоз, 

С хлебом свежим хлебовоз.

 И тяжелый лесовоз.

(пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаться ладошки)

      *     *     *

Соединять все пальцы с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.

(смена рук)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

      *     *     *

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –

(показывать обе ладошки с широко расставленными пальцами)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

(сгибать пальчики, начиная с мизинца)

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

(поднимать сжатые  кулачки вверх)

Пять видов транспорта назвали.

(разжимать ладошки обеих рук)

Праздник 23 февраля

Илья Муромец –         

(приосаниться.)

Добрый молодец.       

(показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   

(рука козырьком.)

Да врагов разит.         

(«бросить копьё».)

      *     *     *

Пальцы эти – все бойцы.

(растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак)

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

(приподнять два больших пальцев, другие крепко прижать к столу)

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

(приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу)

Два сметливых молодца!

(приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу)

Два героя безымянных,

(приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу)

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

(приподнять мизинцы)

Очень славные мальчишки!

(хлопнуть ладонями по столу)

      *     *     *

Сегодня праздник всех отцов,                         

(сжимать и разжимать пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                         

(хлопать в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                             

(из ладошек сделать «домик», руки приложить к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                           

(сжимать и разжимать пальцы)

Домашние птицы

«Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

(«идти» двумя пальчиками по столу переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,

(загибать безымянный палец, мизинец)

И самого любимого.

(загибать указательный палец)

      *     *     *

«Курочка»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопать ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки 

(идти пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! 

(грозить пальчиком)
Лапками гребите 

(загребать ручками),
Зёрнышки ищите 

клевать» пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показывать ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показывать, как черпаем воду и пьём).

      *     *     *

Есть у курицы цыплёнок,      

(большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    

(перебирать пальцами по очереди.)

Все красивы, хороши.

Весна. Мамин праздник

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагать» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибать по одному пальчику с мизинца)

      *     *     *

В гости к нам пришла весна,

(идти по столу двумя пальцами – указательным и средним)

Деток радует она.

(хлопать в ладоши)

Солнце светит, солнце греет.

(пальцы соединить, образуя шар)

Всюду травка зеленеет.

(движение пальцами обеих рук)

      *     *     *

К нам Весна лишь заглянула

(протянуть руки вперед)

В снег ладошку окунула 

(руки внизу, перпендикулярно корпусу)

И расцвел там нежный, 

(руки соединить в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник 

(медленно раздвинуть пальцы («цветок раскрылся»)

     

Перелетные птицы

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,              - За морем бывала,

Милая касаточка,                  Весну добывала.

Ты где была?                         Несу, несу

Ты с чем пришла?                 Весну-красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

      *     *     *

«Дрозд-дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,

(махать сложенными ладонями, как крыльями)

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

(загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого)

Весной распеваются,

Зимой забываются.

(махать сложенными ладонями, как крыльями)

      *     *     *

«Перелетные птицы»

Тили- тели, тили- тели-

(скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

(поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

(снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

(указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют»)

Зоопарк (Животные Севера. Животные жарких стран)

«Где обедал воробей?»

 - Где обедал воробей?

(махать перекрещенными ладошками)

 - В зоопарке у зверей.

(ладошками изобразить раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва за решеткою у льва.

(на каждое название животного загибать по одному пальчику)

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(ладошками изобразить раскрывающуюся пасть)

      *     *     *

«Слон»

(средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой –указательным и большим)

В зоопарке стоит слон,

Уши, хобот – всё при нём.

Головой своей кивает,

(шевелить средним пальцем)

Будто в гости приглашает.

(качать кистью)

«Животные Севера»

Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы,

(ладошками с плотно сомкнутыми  пальчиками похлопывать по коленям или по столу, руки при этом неподвижны)

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Рыбы

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями изображать, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозить пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближать ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображать, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делать хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плыть»)

      *     *     *

«Рыбки»

Ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения ладонями, изображая рыб в воде.

Рыбки в озере резвятся,

Среди камешков кружатся.

Вниз и вверх плывут они, -

Как им весело, смотри.

      *     *     *

«Жил да был один налим»

 

Жил да был один налим,

(медленными движениями соединенных ладоней имитировать плавание)

Два ерша дружили с ним.

(движения ладонями с двух сторон)

Прилетали к ним три утки

(взмахи ладонями)

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

(согнуть кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.

(разгибать пальцы из кулаков, начиная с больших)

Космос. Части суток

Утро – солнце всходит.       

(поднимать растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.        

(поднимать другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

      *     *     *

(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой.)

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

Профессии

«Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?

(сжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагать» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибать по одному пальчику, начиная с большого)

      *     *      *

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучать по столу)

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

(загибать пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!

(развести руками)

Инструменты

«Помощник»

Топором дрова колю

(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)

А потом пилой пилю

(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад).

Отнесу их бабушке,

(показать ладоши)

Чтоб испечь оладушки.

(похлопать ладонями друг о друга).

      *     *      *

Стук-стук, стук-стук

(стучать кулачками по коленочкам)
Раздается странный звук

(стучать кулачками по коленочкам),
Молоточки стучат,

(стучать кулачком по кулачку)
Строят домик для котят

(стучать кулачком по кулачку)
Вот с такою крышею,

(показывать руками над головой)
Вот с такими окнами,

(показывать руками перед лицом)
Вот с такою дверью,

(вытягивать руку вперед, показывая ладонь)
И вот с таким замком!

(руки в «замок»)

Наша Родина – Россия

«Здравствуй»

 (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга

кончиками.

Здравствуй, Солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

 Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в одном краю -

 Всех я вас приветствую!

День Победы

«Капитан»

Я плыву на лодке белой                              

(кончики пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв показывать, как лодка качается на волнах)

По волнам с жемчужной пеной.            

(плавными движениями рук показывать волны)     

Я - отважный капитан,                               

Мне не страшен ураган.                              

Чайки белые кружатся, 

(изобразить чайку, скрестив руки, соединив  ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе)                          

Тоже ветра не боятся.                                

Лишь пугает птичий крик                        

Стайку золотистых рыб.

(выпрямленными ладонями с пальцами,   прижатыми друг к другу изобразить рыбок; плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)                         

И, объездив чудо-страны,                        

Посмотрев на океаны,                             

Путешественник-герой,                         

К маме я вернусь домой.                         

Насекомые

Дружно пальчики считаем — 

Насекомых называем.

(сжимать и разжимать пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха, 

Это жук с зеленым брюхом.

(поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

(вращать мизинцем)

Прячьтесь!

(прятать  руки за спину)

      *    *     *

«Бабочка»

Кисти рук расположить горизонтально, скрестить большие пальцы. Махи кистями рук , изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая –

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала –

И мгновенно вдруг пропала.

      *     *     *

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

(махать ладошками)

Полосатая пчела.

(на каждое название насекомого загибать пальчик)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(сделать кружочки из пальчиков и поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(махать ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

Лето. Цветы

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне.

(руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, пальцы развести и слегка округлить).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмичное движение пальцами вместе врозь).

Дружно дают под землёй корешки.

(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

      *     *     *

«Цветы»                                                                                         

Наши алые цветы распускают лепестки.

(локти и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(кисти рук в виде чаши делают движения почасовой стрелке и против часовой стрелки).

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку?),

Тихо засыпают, головой качают.

(кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево).

      *     *     *

«Я рисую лето»

Я рисую лето:                                    

(рисовать пальчиком по столу)

Красной краской –                            

(рисовать в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы,                              

(сжимать и разжимать пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо                    

(рисовать в воздухе «облака»)

И ручей певучий.                           

(на столе рисовать пальцем «ручей»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...