Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме "Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vyrazitelnoy_rechi_doshkolnikov_so_stertoy_dizartriey.docx | 14.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование выразительной речи дошкольников.
Формирование интонационной выразительности речи является одним из важнейших направлений логопедической коррекционной работы .
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных речевых средств, включающий:
Мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;
Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;
Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов;
Фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;
Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр).
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер.
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передавать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь педагога и родителей должна быть эмоциональной, служить образцом эмоциональной выразительности.
Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Педагог при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь педагога, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.
Упражнения:
- Прочтите фразы, подчеркивая голосом выделенные слова.
Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой.(А не просто унесла ее туда).
Девочка играет в саду с куклой.(А не в парке,в лесу).
Девочка играет в саду с куклой.(А не с другой игрушкой).
- Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.
Без дела жить – только небо коптить.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Тезисы выступления на областном семинаре...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье раскрыла понятие "выразительность речи", перечислила характеристики ( просодика, мелодика, темп, ритм речи и пр.). А также акцентировала внимание на театрализованной де...
Перспективное планирование "Формирование образно-выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Задачи:1. учить замечать образно-выразительные средства речи при восприятии содержания художественных произведений;2. учить различать жанровую принадлежность произведения и некоторые специфические осо...
«Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста»
В процессе театрализованной деятельности у ребенка развивается речь, ее выразительность, творческие способности, память. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми. А сколько радости и вос...
Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
К сожалению в последнее время становится все больше и больше воспитанников, имеющих речевые нарушения. Кроме речевых нарушений появилась и проблема неумения детей выразительно читать стихи, играть рол...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...
Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...