Проектная деятельность по лексической теме "Волшебница вода"
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

Патрушева Алла Даниловна

Кратковременный проект для реализации в подготовительной группе детского сада.

Содержит предварительную работу:

-задание для воспитателя,

-задание для родителей,

- конспект занятия,

-серию лексико-грамматических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx142.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебница вода»

Проект разработан для детей подготовительной группы.

Проект кратковременный.  Срок реализации  – одна неделя.

Цели:

Систематизировать знания о свойствах и признаках воды, о её значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком.

        Познакомить с системой круговорота воды в природе.

        Развивать  интерес детей к экспериментальной деятельности, желание познавать и действовать с природным объектом.

        Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Задания для воспитателя:

  1. Чтение детям потешек и стихов о воде.

- Водичка, водичка,                          - Дождик, дождик, веселей!

  Умой моё личико,                             Капай, капай, не жалей.

  Чтобы глазки блестели,                   Только нас не замочи!

  Чтобы щёчки горели,                       Зря в окошко не стучи -

  Чтоб смеялся роток,                         Брызни в поле пуще:

  Чтоб кусался зубок.                         Станет травка гуще.

Откуда вода?       А. Дитрих

Спросил  на днях малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь – и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донёсся шёпот;

- Знай, малыш,

И я пришла из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана;

Ты кто такой?

- И я дружок из океана!

Удивительно, не так ли?

В чае, супе, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

  1. Прослушивание аудиозаписей: «Звуки дождя», «Гроза»,

«Журчание ручейка», «Капель», «Морской прибой»

  1. Проведение с детьми опытов, экспериментов, игр с водой с целью закрепления знаний о свойствах и признаках воды.
  2. Наблюдение во время прогулки за дождём.
  3. Рассматривание с детьми глобуса. Знакомство с названиями океанов, некоторых морей и крупных рек.

Задание для родителей.

  1. Совершить экскурсию к ближайшему водоёму (реке, озеру) понаблюдать за изменениями, происходящими на водоёме с приходом весны.
  2. По возможности посетить с ребёнком бассейн, аквапарк.
  3. Рассмотреть с детьми фотографии иллюстрации с изображением водоёмов.

                

 Логопедическое занятие по развитию лексико – грамматического строя речи.

Тема: «Волшебница вода»

Цель:

Познакомить детей с системой круговорота воды в природе.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Стимулировать речевое общение детей.

Воспитывать бережное отношение к воде.

 Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Круговорот воды в природе», капельки воды из самоклеящейся плёнки, сюжетная картина «Вода нужны всем».

Ход занятия:

  1. Логопед. Ребята, посмотрите, к нам пришла волшебная капелька (логопед показывает детям капельку, вырезанную из бумаги). Как вы думаете, откуда она и как она могла у нас оказаться?

Дети предлагают разные варианты: Эта капелька из крана, дождевая капля, капля росы, капля из моря и т.д.

  1. Логопед. Эта волшебная капелька проделала огромный путь, прежде чем оказаться у нас. Вы хотите узнать об её путешествии? Логопед предлагает рассмотреть презентацию «Круговорот воды в природе» на экране, комментирует её содержание.

- Вода есть в разных водоёмах: в ручьях, реках, озёрах, морях и океанах. Постепенно вода испаряется, превращается в пар и поднимается в воздух. Пар в небе собирается в облака. Пара в облаке становится очень много, облако превращается в тучу. Когда пар остыл и превратился в воду, из туч начинает идти дождь. Дождевые капли на земле превращаются в лужи и ручьи. Вода впитывается в землю и под землёй двигается в сторону рек и озёр. Водоёмы пополняются водой, которая начинает испаряться и подниматься в воздух. Круговорот воды в природе происходит постоянно.

Дети по цепочке рассказывают об этапах круговорота воды в природе с опорой на схему.

  1. Беседа о значении воды в жизни природы и людей.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать о значении воды в жизни природы и людей.

Дети:

- Вода поит растения животных и людей. Никто не может жить без воды;

- В воде живут рыбы и морские животные;

- Вода работает на гидроэлектростаниях – добывает электрический ток;

- Моет всех тоже вода;

- Вода нужна для стирки и уборки;

- Вода необходима для приготовления еды;

- Вода  - это дорога. По воде на кораблях можно путешествовать и перевозить грузы;

- Вода нужна в батареях для отопления.

Логопед раздаёт детям капельки, вырезанные из самоклеящейся плёнки, и предлагает разместить эти капельки в групповой комнате, в тех местах, где используется  вода.  (В уголке природы, возле растений и аквариума, возле мойки, на батарее, возле крана для умывания, возле унитаза в туалете и т.д. )

4.Физминутка «Дождик»

Первая капля упала: «Кап!»      движение правой рукой сверху вниз

Вторая побежала; «Кап!»          движение левой рукой сверху вниз

Капельки «Кап – кап» - запели  поочерёдное движение правой и левой рукой

Намочили лица

Мы их вытирали                          имитация вытирания лица руками

Туфли, посмотрите,                    дети показывают руками на обувь

Мокрыми стали.

Мы плечами поведём                 энергичные движения плечами

И все капельки стряхнём

От дождя убежим                      бег на месте

Под кусточком посидим.           приседают, «прячутся от дождя»

  1. Беседа о бережном отношении к воде.

Логопед. Если внимательно рассмотреть глобус, то можно заметить, что голубого цвета на нём намного больше, чем других цветов. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. Воды на земле очень много, но значит ли это, что воду не нужно беречь? Воду нужно расходовать экономно, потому что уже сейчас в некоторых районах земного шара людям не хватает чистой воды.

А что значит «бережно относится к воде»?

Дети:

- Не загрязнять реки и озёра.

- Убирать мусор с берегов реки после отдыха.

- Охранять морских животных и рыб.

- Закрывать кран, чтобы вода зря не текла, когда ей никто не пользуется.

Логопед. Правильно, ребята, и даже есть такая пословица.

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

  1. Итог занятия.

Дидактические и речевые игры.

  • «Четыре стихии»

Цель: Развитие внимания, координации слова с движением.

Логопед рассказывает детям о существовании на земле четырёх стихий: земля, вода, огонь и воздух. Затем поочерёдно называет эти стихии. Дети показывают их при помощи движений рук: земля – руки вниз, воздух – руки вверх, вода – изображают руками волны, огонь – машут руками перед собой.

  • «Путешествуем по морю»

Цели: Закрепить знания о водном транспорте. Развивать внимание, мышление.

Дети должны вспомнить и назвать как можно больше видов водного транспорта. После того, как ребёнок правильно назвал водный транспорт, он передвигается на один шаг вперёд. Побеждает тот, кто сделал больше шагов вперёд -  «дальше уехал».

  • «Отгадай загадки»

Цели: закрепить знания детей о воде. Развивать умение отгадывать загадки. Активизировать словарь детей по теме «Волшебница вода».

- Между небом и землёй      - Меня никто не видит, но всякий

  Летит губочка с водой.         слышит. А спутницу мою всяк

  Небо губку поджимает,         но никто не слышит.

  Губка землю орошает.                                   (Гром и молния)

                             (Туча)

- Не человечьими руками      

  Жемчужный разноцветный мост

  Из вод построен над водами.

  Чудесный вид, огромный рост.

                           (Радуга)

- Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, хлеб)

- Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

- Зимой скрываюсь,              - Бежит бычок,

  Весной появляюсь,               Золотой рожок,

  Летом веселюсь,                   Бежит, журчит.

  Осенью спать ложусь.                  (Ручей)

                         (Река)

- Не море, не земля,                 - Посреди поля лежит зеркало,

  Корабли не плавают                Стекло голубое, рама зелёная

  И ходить нельзя.                                                      (Озеро)

              (Болото)

- Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

- Белый, как снег, дуется как мех.    (Пена)

- Заря – зарница,           - День и ночь кричит, а голос не устанет

  Красная девица,                             (Водопад)

  По полю ходила,

  Слёзы обронила.

              (Роса)

- Без рук, без топорища – выстроен мостище. (Лёд на реке)

- Текло, текло и легло под стекло. (Лёд на реке)

- В новой стене, в круглом окне

  Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

- Я как песчинка мал                 - Выросло, повыросло,

  И землю покрываю;                   Из бороды повылезало,

  Я из воды рождён                      Солнышко встало,

  И сам её рождаю;                       Ничего не стало.

  Как пух лежу в полях                           (Сосулька)

  И как алмаз блещу

  При солнечных лучах.   (Снег)

  • «Доскажи словечко»

Цели: упражнять в образовании приставочных глаголов.

Дети рассматривают сюжетные картинки. Образовывают приставочные глаголы, а затем составляют предложения по картинкам.

- Мальчик воду в стакан наливает.

- Из стакана в стакан воду переливает.

- Девочка воду в раковину выливает.        

- Шофёр в машину воду заливает.

- Мама цветы поливает.

Итог проекта:

Выставка рисунков и творческих работ по теме «Вода нужна всем»

Совместно с родителями выпуск стенгазеты «Экологическая тревога»

Рекомендуемая литература:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
  2. Дитрих А, Юрмин Г. Почемучка. Издательство «Педагогика – Пресс», 1997.
  3. Левшина Н.И., Фёдорова Н.В Грамматика в играх и упражнениях. Учебно – методическое пособие. – Магнитогорск, 2009.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
  5. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. -  СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по окружающему миру "Вода - водичка!"

Что такое вода? Её свойства. Развивать у детей представления о природном объекте – воде, ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья челов...

Проектная деятельность "Для чего нужна вода"

Проектная деятельность "Для чего нужна вода"...

Проектная деятельность в средней группе №4. Тема: Вода, вода,кругом вода...

Паспорт проекта. Название проекта: «Вода, вода,кругом вода...». Вид проекта: краткосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет. Продол...

Конспект к проектной деятельности "Вы слыхали о воде?"

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет). Создать условия для развития исследовательских умений д...

Иновационные педагогические технологии Вид : ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Экологический проект «Берегите воду!»

Экологический проект " Берегите воду!"Актуальность темы. Вода - одна из главных богатств на Земле. Трудно представить , что стало бы с нашей планетой , если бы исчезла пресная вода. А такая ...