Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией
статья по логопедии

Рогова Инна Викторовна

1.        Анатомо – физиологические механизмы речи.

2.        Взаимосвязь речевого и моторного развития.

3.        Особенности моторного развития детей с речевыми нарушениями.

4.        Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией

1. Анатомо – физиологические механизмы речи.

Знание анатомо – физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет:

  • представлять сложный механизм речи в норме;
  • дифференцированно подходить к анализу речевой патологии;
  • правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Еще в начале 20 века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией». В настоящее время, благодаря исследованиям А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции является не отдельные «центры» , а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими.

Понимание роли отдельных частных систем мозга в его целостной деятельности позволяет проводить системный анализ речевых расстройств.

Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах. Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности. В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы – в первую очередь двигательный, слуховой и зрительный. Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений. Результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речевых реакций, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно – мозговых нервов ствола мозга своей и особенно противоположной стороны. От ядер отходят нервы, направляющиеся к периферическому речевому аппарату, в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов. Они приносят к мыщцам импульсы от ЦНС, регулирующие тонус и побуждающие мышцы к сокращению, что приводит к возникновению голоса и характерных речевых шумов. К ЦНС идут чувствительные раздражения от периферического речевого аппарата (слуховые, кинестетические, тактильные).

Функциональная организация таких проявлений речевой деятельности, как крик, лепет наиболее просты; они осуществляются на основе деятельности структур только стволовых и подкорковых отделов мозга и наблюдаются у детей уже с первых месяцев жизни.

В ранние периоды развития ребенок начинает осваивать интонационную сторону речи, что, по – видимому, может быть связано также с деятельностью подкорковых ядер мозга.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих, а к одному году он уже имитирует целые звуковые последовательности. Это означает, что начинают функционировать, и притом совместно, корковые отделы слухового и двигательного анализаторов.

Ребенок учится подчинять деятельность своего артикуляторного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. Такой навык необходим для развития речи, что доказывается фактами немоты детей, потерявших слух в ранние периоды развития.

Постепенно деятельность слухового и двигательного анализаторов усложняется.  Ребенок 2-5 лет жизни под контролем слуха и кинестетических раздражений ( а также зрения) учится управлять своим артикуляторным аппаратом по законам той языковой среды, в которой он живет. У него формируется фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов. Наконец, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь (письмо и чтение), для осуществления которой особое значение имеет зрительный анализатор.

У взрослого человека речь так или иначе участвует во всех его психических процессах, познавательной деятельности, мышления, памяти и пр. Это, однако, не исключает того, что отдельные речевые процессы (собственная речь, восприятие речи, чтение, письмо) обеспечиваются преимущественно разными отделами целостной функциональной системы речи, что явно вскрывается в речевой патологии.

2. Взаимосвязь речевого и моторного развития.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий.

Необходимо знать ,что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма ,но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различные ручные жесты – указующие ,призывающие, отталкивающие ,угрожающие ,оборонительные и другие .Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями .Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией ,что в остаточном виде сохраняется и до сих пор .А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще ,так и начавшаяся развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение ,то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга .При этом области коры ,управляющие движениями пальцев рук и области , «отвечающие» за движение органов речи ,по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве . А это значит ,что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук ) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности .

Таким образом ,развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано .По мере совершенствования функции рук , выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу , увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки ) в коре головного мозга .Параллельно с этим ,не без

стимулирующего влияния активных движений рук ,развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека .

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями ,так и многолетней практикой работы дефектологов).Поэтому развитые ,усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи ,тогда как неразвитая ручная моторика , наоборот ,тормозит такое развитие.

Многие игры и упражнения ,направленные на развитие у детей ручной умелости ,дошли к нам из глубины веков .И это не простая случайность . В те далекие времена ,когда еще не существовало письменности ,люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одно из важнейших условий приспособленности человека к жизни .Это нашло свое отражение и в народных сказках ,преданиях ,пословицах и поговорках . Всем нам хорошо известны такие выражения ,как «мастер золотые руки» или наоборот «руки – крюки» , «не руками сшито» и т. п. А кто не знает таких детских игр ,как «Ладушки» или «Сорока кашу варила»?!

К сожалению в наш «машинный век» мы стали как - то больше надеяться на машины ,чем на собственные руки ,в связи с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе».А ведь все начинается с детства .В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего в нужный момент лишь самый первый толчок .а дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко приобретает такую ручную умелость ,которая потом далеко превосходит умения самих родителей.

Развитие мелкой ручной моторики ребенка должно начинаться с раннего детства . Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребенка ,а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. Далее для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий :

  • различные виды конструирования;
  • упражнения с мозаикой;
  • рисование;
  • перевод картинок через копировальную бумагу(обведение контура);
  • вырезание ножницами различных фигур;
  • вязание ,вышивание;
  • перебирание крупы ,гороха;
  • обучение игре на пианино;
  • лепка из пластилина.  И т.д.

3. Особенности моторного развития детей с речевыми нарушениями.

Среди невербальных симптомов  в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются такие функции как: лазание, ходьба, прыжки и др.Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др.

Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико – фонематическим недоразвитием (ФФН)  и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно, главным образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловленным алалическим синдромом, с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте. Более того недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь. Проводимое системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, пользуются столовыми приборами и т.д. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторном компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание ЦНС (М.М. Кольцова, 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат.

4. Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

В работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения (пальчиковая гимнастика) различной направленности: статические (удержание пальцами определенной позы), динамические( переключение с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус).Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами.Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитатели. Очень хорошо проводить пальчиковую гимнастику во время чтения детям стихов, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Одновременно со слушанием дети вместе со взрослым «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью движения пальчиков.

Также развитию мелкой моторики способствуют разнообразные занятия по конструированию, изобразительной деятельности, ручному труду и многие другие.

Важным средством развития мелкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

  1. Игры – манипуляции

«Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» - круговые движения;

«Пальчик – мальчик, где ты был?» и др. – ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются»

«Распускается цветок» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со

звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения.

«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др.С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с

самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

«Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Гуси щиплют траву».

Для более эффективного самомассажа кисти используется массажный мячек.

  1. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Сказка»-детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. «Рыбки»-кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики (у детей с речевой патологией).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речево...

Логопедический проект «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

Цель проекта: создать условия, для развития пальчиковой моторики рук используя традиционное и нетрадиционное  оборудование....

Нетрадиционные техники рисования как способ развития пальчиковой моторики у детей с речевыми патологиями

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывае...

Проект в подготовительной группе комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.  Чаще всего речевые нарушения влияют на общее развитие ребе...