Система работы по развитию мелкой моторики (у детей с речевой патологией).
статья по логопедии (старшая группа)

Комарова Валерия Николаевна

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_razvitiyu_melkoy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Валерия Николаевна

МБ ДОУ №249, г.Новокузнецк

учитель-логопед

Система работы по развитию мелкой моторики

(у детей с речевой патологией).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М. М. Кольцова (1973) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Игры и пособия для логопедической группы и кабинета

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда. В речевой группе на свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые);
  • пробки от пластиковых бутылок: красные, синие и зеленые — для звукового анализа,

всех цветов радуги — для игр на запоминание названий цветов, парами —  как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине — для нанизывания бус,

  • веревки  капроновые  плетеные (диаметром 3—6 мм) — для завязывания узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;
  • прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;
  • щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» — для  массажа и самомассажа ладоней;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочный   телефон,    пианола, «пальцеходы» — для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам — для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами — пластмассовыми пульками, копейками;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом  или фасолью, — для самомассажа кистей;
  • моталки — веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, — для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи — для самомассажа кистей; игры типа «китайских шаров».

Часть этого материала может находиться и в кабинете логопеда, но логопед использует его для организации движений, сочетаемых с речью.

  • кастаньеты — для отстукивания ритмов;

Движения, сочетаемые с речью

(для включения в занятия логопеда или воспитателя)

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

1. Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова или ковриком «травка» на ударные слоги стиха:

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

2.        Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая
ее. На каждую строку — разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей:                                                                                                                         Птиц, и ящериц, и змей,                                                                                                                    Пеликанов, журавлей,                                                                                                                        Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,                                                                                                                                             И клестов, и снегирей.                                                                                                                      Любят горного козла,                                                                                                                  Обезьянку и осла,                                                                                                                                       Дикобраза и ежа,                                                                                                                 Черепаху и ужа.

3.        Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог — разминание
фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок, (Указательный.)                                                                                                                                                         Перец, томат, кабачок, (Средний).                                                                                                                                                                                Тыква, капуста, картошка, (Безымянный).

        Лук и немножко горошка. ( Мизинец.)

Овощи мы собирали, (Мизинец).

 Ими друзей угощали, (Безымянный.)

Квасили, ели, солили, (Средний)

 С дачи домой увозили. (Указательный)

Прощай же на год, (Большой левый).

 Наш друг — огород! (Большой правый.)

4.        Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на
столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем
по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево.
На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге,               Мизинец.

Да споткнулся на пороге.                      Безымянный.

   Видно очень мало сил                            Средний.

 Я на зиму накопил», —                    Указательный.

Так подумал и пошел                      Большой.

Он на поиск диких пчел.                   Большой.

Все медведи — сладкоежки,            Указательный.

 Любят есть медок без спешки,      Средний.

А наевшись, без тревоги                 Безымянный.

До весны сопят в берлоге.               Мизинец.

5.«Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз. На каждую
строчку — один палец.

Поднял ушки бурундук.                           Мизинец.

 Он в лесу услышал стук:                    Безымянный.

—        Это что за громкий стук,                   Средний.

Тук да тук, тук да тук?                          Указательный.

—        А пойдем, — сказал барсук, —        Большой.

Сам увидишь этот трюк:                       Большой.

Это дятел сел на сук                              Указательный.

И без крыльев и без рук                        Средний.

Ищет он, где спрятан жук, —               Безымянный.

Вот и слышен перестук!                         Мизинец.

6. «Китайские шары». Каждому ребёнку даём по паре каучуковых мячиков (или  грецких орешков). Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого. После двустишия – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

7.        Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Сжать кольцо поможет нам                                                                                                                        Сила с волей пополам.                                                                                                             Станут пальчики сильнее,                                                                                                                                 А головушка — умнее!

8.        Соединение одноименных пальцев. На каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев:

На базар ходили мы,              Мизинцы.

Много груш там и хурмы,    Безымянные.

Есть лимоны, апельсины,          Средние.

 Дыни, сливы, мандарины.     Указательные.

Но купили мы арбуз —          Большие.

Это самый лучший груз!         Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.

9.        «Пальчики кивают». Руки детей на уровне груди, пальцы вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строчку «кивание» одного пальца 2—4 раза, начиная с большого.

Вот и встретилась семья.                                                                                                                      Рад тебя увидеть я.                                                                                                                                         Всех мы в гости пригласили,                                                                                                                                      Всех здороваться учили.                                                                                                                                   В знак приветствия кивать                                                                                                                                      Может пальчик номер пять,                                                                                                                     Безымянный может ниже,                                                                                                                            Средний — силой не обижен,                                                                                                                Этот — знает все на свете,                                                                                                                         А вот этот любят дети!

10.        «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в
колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до
мизинца. Затем смена рук. На каждую строчку — надевание на один палец.

Птичек мы окольцевали,                                                                                                                                 Наблюдали, узнавали,                                                                                                                                  Улетев в какие дали,                                                                                                                              Холода пережидали,                                                                                                                                Что пернатые клевали,                                                                                                                      Гнезда где свои свивали.                                                                                                                         Где вы яйца отложили,                                                                                                                                 Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,                                                                                                             В гнездах вывели птенцов?

11.        Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После
первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие.)

Кусается сильно котенок-глупыш,                                                                                                                            Он думает: это не палец, а мышь.                                                                                                             Но я же играю с тобою, малыш,                                                                                                         А будешь кусаться —  скажу тебе: «Кыш!»

12.        «Клювы». Собирание счетных палочек одноименными пальцами обе
их рук от указательных к мизинцам. На каждую строчку — берут по одной палочке:

Клювов длиннее                                                                                                                                                     Не видывал я,                                                                                                                                         Чем клювы у цапли                                                                                                                                И журавля!

13.        «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили,  

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

14.        Пальцеходы. Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и средний пальцы ребенка
ходят-летают по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как пчелы, летают по сотам                                                                                                                                    И в каждую входят с проверкою: что там?                                                                                              Хватит ли меда всем нам до весны,                                                                                                                      Чтобы не снились голодные сны?

15.        «Узловка». Веревки с узлами подвешиваем в вертикальном положении. Это — лианы. Дети пальцами рук подтягиваются за узлы, а ладонями
сжимают веревку (как при лазанье по канату).

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, и орангутаны.

Игры с мячами

Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда, а между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, и ориентировку в пространстве, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

«Фокусник». Упражнение с мячом совмещает в себе развитие мелкой
моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.

За рукой и под рукой, Из-под кисти — на покой.                                                                                             Над рукою он кружит, От нее теперь бежит.                                                                                     Между пальцев подержу И в ладошку положу.                                                                                                  Из руки его достану, Справа, слева ставить стану.                                                                                            Перед грудью пронесу, Сзади спрячу, потрясу.                                                                                               Из-за спинки выну мячик, Возле ног моих поскачет.                                                                                        Подержу вверху, внизу, Мимо носа пронесу.                                                                                              Мяч снаружи, мяч внутри, По руке скачу — смотри!                                                                                Вдоль ладони, через палец И вокруг запястья танец.                                                                               Мяч с одной рукой играет. И к другой перебегает.                                                                          Дружит мяч с моей рукой — Вот я фокусник какой!

Кинезиологические упражнения.

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения.

1.        Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз,
одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на  одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2.        «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одно временная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

 Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3.        Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев).
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

 И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4.        «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или
на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак)                                                                                                                                   хочет {ребро)

в пруд (ладонь),                                                                                                                    

  Лягушке {кулак)                                                                                                                              скучно (ребро) тут (ладонь)

5.        «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки                   Им бы праздничные блестки

Не хотят носить обноски —                 Да высокие прически!

Подготовка к письму и профилактика дисграфии.

Помимо коррекции речи перед нами стоит задача и подготовки к письму. А письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцевой моторики.

Раскраски

Раскраски как этап работы по подготовке к письму появляются в старшей группе. До этого мы учили детей раскрашивать картинки цветными карандашами ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропусков. В старшей группе появляются «логопедические раскраски», то есть раскраски с различными заданиями:

  1. Раскраски по лексическим темам. Дети раскрашивают, например, лошадь, корову, овцу, козу, свинью по теме «Домашние животные», но каждый ребенок не менее одной раскраски в день. Больше — по желанию. Таким образом дети прочнее усваивают и лексический материал.

  1. Раскраски с кодированием цвета. Ребенку дается рисунок, разделенный на части линиями. В каждой части стоит значок, обозначающий, каким цветом ее раскрашивать. Внизу листа — условные обозначения. Так можно раскрашивать, например, зимующих птиц, овощи, фрукты, грибы, цветы.

  1. Раскраски «наоборот» — это такие, где рисунок нужно оставить белым, а раскрасить фон. Например, белый лебедь на фоне голубого неба и синей воды; снеговик или снегурочка на фоне вечернего неба; белые облака на голубом небе.

  1. Раскраска с заданиями. К примеру, тема «Грибы». Рисуем гриб и просим справа подрисовать грибочек, слева — цветок, на шляпке — листик, под ней — гусеницу.

Для детей подготовительной группы можно предложить более сложные задания:

  1. Раскраски с дорисовыванием. Часть контура нарисована, а часть сделана пунктиром или точками. Ребенку предлагается дорисовать линию и раскрасить.

  1. Дорисовывание деталей. Дорисовывать можно части машин, одежды, листья на ветке, лепестки цветов, ягоды...

  1. Дорисовывание части на рисунке с зеркальным образцом: два бегущих навстречу цыпленка. Одному нужно дорисовать гребешок, крылышко, ножку.

  1. Дорисовывание половинки рисунка гриба, яблока (фигуры должны иметь ось симметрии).
  2. Наложенные контуры с заданием раскрасить, например, плоды, а не листья; животных, а не птиц... Можно давать и более сложные задания: раскрасить только те овощи, в названии которых 3 слога (и наложить друг на друга контуры капусты, перца, лука, кабачка, огурца). Следите за тем, чтобы те контуры, которые ребенок будет раскрашивать, не пересекались между собой!

10. Флаги. Раскраски по описанию. Например, даем прямоугольник, разделенный на три части по горизонтали, и просим раскрасить среднюю часть голубым, а нижнюю — красным. Получается флаг России. Если эту же заготовку раскрасить сверху черным, снизу желтым, а в середине — красным, то получится флаг Германии... Такой же контур, но другое цветовое решение имеют флаги Австрии, Нидерландов, Болгарии, Венгрии и др. Можно разделить на три части и по вертикали. Тогда получатся флаги Франции, Италии, Бельгии, Ирландии и др. Кроме совершенствования моторики и ориентировки в пространстве такое задание имеет и познавательную ценность.

Обведение контура

Редко кто из четырехлетних детей справляется с этим заданием. Пятилетним мы предлагаем доступное многим из них обведение внутреннего контура, а шестилетним — внешнего.

Штриховки

Детям подготовительной группы контуры по лексическим темам мы предлагаем заштриховать. Это могут быть штриховки горизонтальные, вертикальные, наклонные. А могут быть штриховки с дорисовыванием: иголки на еловой ветке, ресницы над и под глазом, щетина у щетки, полосы у тигра, зебры, жука...

Рисунки по клеточкам

Такие задания мы предлагаем только детям подготовительной группы:

  1. Продолжить строчку до конца. Сначала это простые рисунки — палочки, квадратики, кружки, треугольники, помещающиеся в одной клетке, потом 2x2 клетки.
  2. Продолжить орнамент.
  3. Рисунки по клеткам по лексическим темам (рис. 1).
  4. Зеркальное срисовывание по клеткам по лексическим темам.
  1. Дорисовывание по клеткам второй половины рисунка (рис. 3).
  2. Графические диктанты.
  3. Графические примеры: треугольник сверху + треугольник снизу = елочка; треугольник сверху + прямоугольник снизу = домик (рис. 2).
  4. Кодирование букв. 3—4 буквы (можно и цифры) кодируются каким-
    либо рисунком 2x2 клетки. Например: «Г» — гриб, «Т» — треугольник, «Р» —
    рыбка. Дальше буквы пишутся в случай ном порядке, а ребенок подрисовывает к букве соответствующий рисунок.
  5. Восстановление орнамента. Рисуем орнамент из 3—4 рядов, потом
    стираем какую-то часть и предлагаем ребенку восстановить (рис. 4).

Работа над образом буквы

  1. Раскрашивание крупно нарисованной буквы.
  2. Раскрашивание зашумленного
    контура буквы (букву «А» закрываем контуром арбуза, букву «Б» — бубликом и т. д.).
  3. Заштриховывание контура буквы.
  4. Печатание букв в объеме 2x2 клетки.
  5. Срисовывание контура буквы по клеткам с образца
  6. Поиск буквы в ряду похожих (на пример: найти и подчеркнуть только
    букву «П» в ряду —
    ПТПТПТППГ).
  7. Зачеркивание неправильных образцов — перевернутых, зеркальных  букв.
  8. Складывание из счетных палочек. Можно дать и обратное задание: сложить восьмерку из 7 папочек и убрать одну так, чтобы получилась буква «О» или «Б», две — так, чтобы получилась буква «П», «Н», «Е» или «Р»; три — так, чтобы получилась буква «Ч».
  9. Дорисовывание недостающих частей буквы (замкнуть незамкнутый контур буквы «О», дорисовать серединку у буквы «Н»),

10.        Превратить одну букву в другую. Например: О в Ю, Л в А, Г в Б, Е в Ё, Р в В, С в О, У в X, Ц в Щ, Ь в Ъ или в Ы.

  1. Дорисовывание   половинок букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии (А, В, Е, Ж, 3, М, Н, О, П, С, Т, Ф, X, Ш).
  2. Наложенные контуры букв и цифр с заданием, например: раскрасить только буквы, только гласные (согласные) (рис. 6).

Литература

1.        Воробьева Т. В., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2003.

  1. Кольцова М. М Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.
  2. Корпев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
  3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. — СПб., 2003; Пальчиковые игры. — СПб., 2005; Учим бук вы. — СПб., 2004; Лого-рифмы. — СПб., 2000; Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. — СПб., 2004; Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет. — СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией

1.        Анатомо – физиологические механизмы речи.2.        Взаимосвязь речевого и моторного развития.3....

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...