методичкая разработка
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Наследова Елена Геннадьевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР»

Успешное развитие и овладение детьми речью в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Поэтому у детей-дошкольников необходимо формировать элементарное осознание речи, как особого объективного явления.

Еще К.Д.Ушинский отмечал, тот факт, что сам человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. Над темой «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи» я работаю уже около 4 лет.

Исследования советских и зарубежных лингвистов, психологов, педагогов, таких как Журовой Л.Е., Максаковой А.Н., Тумаковой Г.А., показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка представляют период наиболее высокой «языковой одаренности», в частности особой восприимчивости детей этого возраста к звуковой стороне речи. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком.

В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: если направить коррекционную работу на расширение словарного запаса и построение предложений различной структуры, применив специальные игры, упражнения, задания, используя наглядный материал, то формирование лексико-грамматических конструкций на I году обучения детей с общим недоразвитием речи пройдет успешно.

Цель работы – совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи.

Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:

  • отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу;
  • изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи;
  • определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе.

Систему работы по формированию лексико-грамматического строя речи можно рассмотреть в виде схемы (Приложение 1)

Работа с детьми строится по программе Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. Программа для детей с ОНР,  пособию Смирновой «Логопедия в д/с»  и использую методические рекомендации Е.А.Пожиленко, которая в рамках лексических тем предлагает комплекс упражнений и заданий по развитию мелкой, общей и артикуляторной моторики.

Я считаю, что начинать работу над речевым развитием необходимо с самого доступного и легкого. Прежде чем осуществлять работу по формированию лексико-грамматических навыков, надо развить у ребёнка навыки общения, вызвать желание общаться с вами.

В работе с детьми использую пособие «Занимательная грамматика», которая помогает реализовать задачи речевого развития детей. Такие игры «Один - много» помогает образовывать существительные множественного числа; «Чего не стало?» дети образовывают существительные мн.ч. Р.п. «Какой, какая, какое?» образовывают  прилагательные от существительных; игра «Что сначала, а что потом» упражняет детей в умение строить предложения сложных конструкций.

На индивидуальных логопедических занятиях пользуюсь методическими пособиями Т.А. Ткаченко, которое помогает сформировать лексико-грамматический представления у детей.

Использую в работе с детьми логопедических групп подвижные игры, которые направлены на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний.

Игры «Прятки», «Собери предложение», «Найди свою маму», «Накроем стол», «На кормушке» и др. направлены на формирование лексико-грамматической стороны речи и активизации словарного запаса

В работе с детьми  применяю прищепки. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Это такие игры «Выбери посуду», «Новые слова», «Магазин игрушек».

Особенностью коррекционной работы в группе ОНР является участие воспитателя, который реализовывал коррекционно-воспитательные задачи в режимные моменты и по заданию логопеда. С воспитателями логопедических групп разработали единое планирование по лексическим темам, что способствует закрепление и обогащение словаря у детей.  Проводила мастер класс «Развиваем словарь у детей », практические консультации «Игры и упражнения для развития грамматического строя речи». Подобрала игры и упражнения, которые воспитатели используют при работе с детьми в свободное время и на занятиях. В системе ведется  тетрадь взаимодействия. Во второй половине дня воспитатель занимался с детьми  по данным заданиям. Он проводил с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций (Приложение 2)

При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей я определила следующие цели:

– повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;

– исключить дублирование воспитателем занятий логопеда;

– оптимизировать организационные и содержательные аспекты  коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Без активного участия родителей был бы неполный коррекционный процесс. Родители принимали активное участие в образовательном процессе. В работе с родителями использовала следующие формы:

  • Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе" и др)
  • Домашние задания. (Я предоставляю родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
  • Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
  • Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома).
  • Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе с детьми, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
  • Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник правильной речи, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.)
  • Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Я помогаю определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом

Для совершенствования речи детей были разработаны памятки с рекомендации для родителей:

- следить за речью ребенка;

- обращать внимание на речь взрослых, окружающих ребенка;

- приучать детей правильно употреблять в своей речи слова, словосочетания, предложения;

- чаще задавать детям вопросы, побуждая их к речевому общению;

- учить дошкольников рассказывать о выполняемых действиях;

- рассказывать им о предметах и явлениях окружающего мира;

- проводить развивающие игры;

- развивать навыки правильного общения.

Данная работа позволит добиться, что при работе по данной системы у детей при выпуске из логопедической группы будет сформирован лесико-грамматический строй речи.

Свое профессиональное кредо я могла бы выразить словами древневосточного мудреца: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить; дай мне терпение принять то, что изменить невозможно; и дай мне Великую мудрость отличить одно от другого!» Эти слова для меня очень важны и актуальны в настоящее время, так как желание помочь детям справиться с речевыми проблемами огромно, а практический опыт приобретается  годами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...

Методическая разработка на тему” Ключи от детского счастья” в форме” Разработка плана конспекта проведения родительского собрания”

тема:” Ключи от детского счастья.” Развитие уважительного и бесконфликтного общения родителей со своими детьми....

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".

АктуальностьАктуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...