Главные вкладки
Наследова Елена Геннадьевна
учителя логопеды
Профессия: учитель-логопед
Профессиональные интересы: мнемотехника
Увлечения: рисование
Регион: Самарская область
Населенный пункт: с.подбельск, похвистневский район
Место работы: СП"Детский сад"Солнышко""ГБОУ СОШ с.Подбельск
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nasledova
«Мир непрерывно меняется, становится всё сложнее, стремительное развитие науки и технологий – всё это требует непрерывного обучения, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков» Д.А.Медведев.
Проблема нарушения речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.
Устная речь детей данной категории содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя речи. При письме учащиеся допускают много ошибок, вызванных несформированностью фонематического слуха; недоразвитием навыков звукового анализа; недостатками развития лексико-грамматической стороны. В последнее время отмечается значительный рост учащихся с различными трудностями обучения. Одной из причин, вызывающих эти трудности является нарушение речи и, как следствие, снижение успеваемости по русскому языку и чтению. Затруднения в учебе часто являются причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающие в связи с этим отклонения в поведении.
В ходе работы логопед сталкивается с тем, что дети испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне. Эти дети с трудом усваивают государственный образовательный стандарт по всем предметам, а их основными оценками становятся двойки.
Логопеду необходимо найти «место» каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика и логопеда.
Есть у меня мечта, чтобы мои ученики получали только хорошие и отличные оценки. Но, увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ стремительно усложняется.
Вот и стоит логопед перед неразрешимой проблемой “Как научить каждого, ведь они такие разные?”
Передовые учителя подчёркивают роль положительных мотивов и эмоций в обучении и развитии. В.Ф.Шаталов отмечал: «Ученик должен учиться победно»
Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха.
Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.
И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий – радостная, атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Методы, используемые на занятиях должны направляться не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение здесь приобретает возможность делиться на занятии своими личными наблюдениями.
Главный метод, применяемый мною на занятиях – это учебное исследование, это развёрнутый коллективный учебный диалог, который предполагает сопоставление позиций, результатов, где логопед занимает равноправную позицию наравне с учениками.
О себе
работаю учителем логопедом в детском саду 9 лет
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Война и мир
Мой взгляд на мир
все новое-это забытое старое
Моё портфолио
«Моя профессия - логопед»
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в душе моей.
А.С.Пушкин.
Однажды я сказала себе: «Хочу быть педагогом». И я не ошибусь, если скажу, что не зря выбрала эту профессию. Развитие ребенка это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.
Я добилась того, что хотела, учитель-логопед, да, это мое.
Детский сад – здесь жизнь начинается. Ребенок, это маленький мир, открытие, истинна, ради которого мы живем, дышим, чувствуем, творим, совершаем подвиги. Ребенок почти чистый лист. Ну а если не чистый – я тебе помогу. Нужно только докопаться до причин. Милый, ты никому не нужен? Иди сюда, здесь тебя любят, согреют, научат. Тебе будет легче общаться. Тебе не хватает любви? Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасет мир». А я бы еще добавила:… и любовь. Любовь – великая воспитательница. Я знаю, как она нужна, особенно тебе, и постараюсь, чтобы ты почувствовал мою любовь, заботу и внимание. Будем помогать друг другу, впереди нас ждут трудные испытания. Я думаю, что нам будет интересно вместе. Я пойму и приму тебя таким, какой ты есть. Вперед! Вместе искать и находить, пробовать и ошибаться, падать и подниматься – в этом наше развитие и движение.
Современный учитель-логопед должен видеть то, чего никому не разглядеть, слышать не то, что говорят, а то, что хочет сказать ребенок. Подобно музыкальному инструменту дети говорят одну и ту же мелодию, но только большие специалисты могут распознать хорошую и плохую игру, откровение и фальшь, настроить инструменты. И скрипка, и рояль играют хорошо, если за ними смотрят, ухаживают, а для этого нужна любовь. Под управление любви любой оркестр играет лучше. Любовь управляет оркестром детских душ с первых дней его пребывания в саду – такое отношение любви, чистоты, преданности дает ребенку силы, необходимые для открытия мира.
Во все времена актуальными остаются слова «если педагог имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к детям. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к детям, он - совершенный педагог»
К.Д. Ушинский был убежден, что «в воспитании все долж но основываться на личности педагога, потому что педагогическая сила изливается только из живого источника человеческой личности». Молодой специалист со стажем высту пает как целостная личность с особым складом ума, индивидуаль ными особенностями темперамента, собственным стилем поведе ния. «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педа гога - любите ребенка!» - такую заповедь профессиональной дея тельности предложил усвоить педагогам Ш.А. Амонашвили.
В работе с детьми любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку учитель-логопед заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а, следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность. Высокая об щая и профессиональная культура, интеллигентная моральная чистота, гражданская ответственность важны для современного педа гога. Учителю-логопеду, работающему с детьми, прежде всего, присуще педагогический такт, зоркость, оптимизм, культура профессио нального общения.
Учитель – логопед – это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире.
Профессиональный опыт учителя – логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах – учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег.
Сферами профессиональной, деловой компетенции логопеда являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической помощи, образовательная и социально – педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, научно – исследовательская деятельность в профессиональной области.
Учитель – логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.
Профессиональная деятельность учителя – логопеда относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме учителя – логопеда. Труд учителя – логопеда предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно – сосудистой и иммунной систем. Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье, и, безусловно, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.
Важнейшие черты профессионального характера учителя – логопеда – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Профессиональная деятельность учителя – логопеда сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете:
«Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши его и, плюнув, коснулся языка его;
И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».
И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто…
И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:
И глухих делает слышащими и немых – говорящими» (Новый Завет/ От Марка. Гл. 7; стр. 32, 33,34,35,37).
Нет другой такой профессии, в которой результаты твоего труда будут столь важны и настолько видны и очевидны.
Профессия учитель-логопед это не только научная, но и творческая деятельность и, пожалуй, самая важная из всех, ведь от неё зависит то, каким будет наше будущее и будущее наших детей, и хотелось бы, чтобы и отношение к ней было соответствующим.
Какая еще профессия имеет столько разнообразных возможностей для саморазвития!
Учитель-логопед это артист. Его роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Он играет свою роль, полностью погружаясь в неё, живя в ней, жертвуя собой, ради других. В кого только мы не превращаемся, мы можем быть мамой, а можем лягушкой, можем быть другом или подружкой, вместе играем – вместе поем, как замечательно нам обоим.
Учитель-логопед это врач. Врач, который лечит не тело, а речь. Многих своих "пациентов" он лечит годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший пациент осознает то, что дал ему учитель и скажет спасибо.
Учитель-логопед это строитель. Он строит правильную и красивую речь детей. Но при строительстве надо не забывать что она не из бетона, а из хрусталя. Одно неверное слово, неаккуратное движение и можно сломать всю постройку, всё то, что ты строил так долго.
В то же время учитель-логопед простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Он многогранен и интересен, добр и строг, справедлив и не подкупен.
Откуда же берет силы учитель-логопед, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение педагога.
Главное качество учителя-логопеда, которым не обладает никакое, даже самое совершенное техническое средство обучения - это он сам, живой человек, неповторимая, разносторонняя, яркая личность, ориентирующаяся в современном мире. Только он способен научить общаться с собой и другими на равных, укрепить веру в свои силы, научить думать и излагать свои мысли.
Вот и у меня самые тёплые чувства и чувство благодарности сохранилось к тем, из учителей, которые общались с нами, выслушивали наши точки зрения, выражали своё отношение к происходящим событиям, ставили в учебные ситуации, позволяющие проявить активность, заинтересованность. И ещё «…Ребёнка учит всё то, что присутствует в его целостном мире – как внутреннем, так и внешнем. И когда в этот мир вступает учитель, вышедший из собственного такого мира, когда каждая из сторон полностью увлекает другую страстью к познанию чего-то по-настоящему интересного, обучение происходит потому, что присутствуют ученики, а учителей нет».
Я обучаюсь своей профессии постепенно, принимая участие в различных педагогических семинарах, обучаясь в институте, заботясь о собственных детях. Придя в детский сад, я понимала, что, на самом деле, мне не хватает не только опыта, но и некоторых личностных качеств, организаторских способностей, но я знала одно: я люблю детей, и мне нравится с ними общаться.
Кажется, что всё время мне приходится искать компромисс между существующей системой образования и собственными внутренними установками и делать это в одиночку, по-своему. Неэффективный способ, но по-другому пока не получается. Я считаю, в наше время необходимы новые идеи и творческие подходы к решению образовательных проблем. Чтобы быть действительно инициатором новых идей в образовании или новатором-практиком, необходимо занимать активную жизненную позицию, уметь общаться и выстраивать различные типы отношений, иметь опыт практической деятельности и много свободного времени, энергии и творческого потенциала.
И высшая награда для меня, когда ребенок научится красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь ребенка журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, что хотел.
Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Педагог готовится к хорошему занятию всю жизнь… И чтобы дать ребятам искорку знаний, педагогу надо впитать целое море света». Каждое занятие педагога – это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, Педагог состоялся. Я верю, что лучшее мое занятие – впереди. И продолжать его будет сама жизнь. Так что вперёд, к победе!
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты