Использование средств художественной литературы в логопедической работе с детьми с ОНР
статья по логопедии по теме
Использование загадок помогают педагогу оживить занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sredstv_khudozhestvennoy_literatury.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование средств художественной литературы
в логопедической работе с детьми с Общиим недоразвитием речи
Учитель-логопед Зяблова Е.О.
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой комплекс нарушений, при которых отстают от нормы не только лексика, грамматика, фонетика, но и память, внимание, мышление, восприятие. Для развития и коррекции психических процессов дошкольников с ОНР я часто использую на своих занятиях один из видов художественной литературы – загадки.
Загадки – это вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или краткое описание предмета или явления, чаще всего в занимательной, стихотворной форме.
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т.д. Созданные народом на протяжении многовековой истории, а также детскими писателями они составляют неоценимое богатство нашего языка.
Использование загадок помогает педагогу оживить занятия, сделать их более интересными, а значит, и усвоение материала более глубоким и прочным. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи дошкольников с ОНР.
Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с развития умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.
Загадки заставляют ребенка внимательно вслушиваться и вдумываться в каждое слово. Это имеет немаловажное значение для выработки у
дошкольников умения выделять главное, основное в наблюдаемом явлении природы или в каком-то понятии.
Загадки вызывают у детей положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Загадки можно использовать, чтобы сосредоточить внимание дошколят на каком-то изучаемом понятии, слове, букве, звуке и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и отгадка.
Чтобы подвести ребенка к выделению определенного звука или буквы, педагог может прибегнуть к загадке. Например, на занятии, посвященном знакомству с буквой и звуком «Ж», можно использовать загадку про жука:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Педагог предлагает детям внимательно послушать загадку, сказать, какой звук слышится чаще всего в тексте загадки. Отгадать загадку, назвать звук, с которого начинается это слово. Детей старшего дошкольного возраста можно попросить определить количество слогов, назвать последовательность звуков в слове «ЖУК», назвать еще несколько слов на звук Ж. Предложить детям отгадать другие загадки, и предупредить их, что слово-отгадка начинается тоже на звук Ж.
Несомненную помощь педагогу окажут загадки при ознакомлении детей с явлениями природы, животным и растительным миром, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и даже на занятиях по формированию элементарных математических представлений. А на прогулке загадка поможет воспитателю привлечь внимание детей к тем или иным изменениям в природе.
Чаще всего загадки систематизированы по темам: «Человек», «Явления природы», «Животные», «Транспорт», «Деревья», «Овощи, фрукты» и другие.
Мною был составлен сборник загадок «Веселые загадки для маленьких ребяток», где загадки подобраны так, что слова-отгадки начинаются на один звук. Использую эту книгу на логопедических занятиях по изучению определенного звука и буквы. Дети отгадывают несколько загадок, называют
звук, на который начинаются слова-отгадки, называют еще несколько слов на этот звук. Можно разделить слова-отгадки на слоги, определить количество звуков, составить с ними предложения или словосочетания.
Предлагаю родителям в выходные дни разгадывать вместе с детьми загадки по той или иной лексической теме, заучивать их, а потом загадывать своим друзьям на праздниках, днях рождения. А при хорошей фантазии родителей можно придумывать загадки, а предмет-отгадку рисовать или лепить из пластилина.
Разгадывание загадок способствует более глубокому познанию детьми с Общим недоразвитием речи окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе.
Практически на все лексические темы, по которым работают логопеды Санкт-Петербурга можно подобрать литературное произведение.Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предва...
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...
Конспект интегрированной организованной - образовательной деятельности в первой младшей группе « Умывание куклы Маши» с использованием средств художественной литературы воспитателя МБДОУ №32 "Сказка" Будько Ирины Вадимовны
Тема; "Купание куклы Маши"Цель: привитие культурно-гигиенических навыков.Задачи: Познавательное развитие: помогать познавать самих себя.Речевое развитие: закрепить название предметов туалета и их...
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....
Использование художественной литературы в организации работы с детьми в ДОУ (статья)
В статье рассматривается актуальной в наше время проблема - снижение интереса к прочтению книг у детей....
Доклад на тему: «Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников второй младшей группы»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6» Доклад на тему:«Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного р...
Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия. В данной подборке представлен лексический материал по ...