Усвоение антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР
картотека (логопедия, подготовительная группа) на тему
подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_usvoeniya_antonimov_detmi_doshkolnogo_vozrasta_s_onr.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;
— расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
—.уточнение лексического значений слов;
— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.
При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, , узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.
При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.
Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.
Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)
- Осень
ранняя — поздняя пасмурная – солнечная унылая – веселая тусклый — яркий тихая — ветреная частый — редкий дождливая — солнечная скучная — веселая скудный — щедрый | вянуть — расцветать засыпать — просыпаться висеть — падать |
- Весна
ранняя — поздняя белый –серый нежданная — долгожданная | оживать — замирать |
- Скажите, какого слова не хватает.
Весной природа оживает, а осенью (замирает).
Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).
Зимой снег белый, а ранней весной (серый)
- Зима
студеная — теплая длинная – короткая прочный — ломкий | зима — лето падать — лежать |
- Вставьте нужное слово.
В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.
В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).
- Лето
дождливый — солнечный погожий — ненастный ветреный — тихий | гром — тишина зной – холод |
- Дикие животные.
ловкий — неуклюжий трусливый — смелый | нападать — защищаться бегом — шагом |
- Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
- Домашние животные.
Ласковый – злой, пушистый — гладкий, рогатый — безрогий, сердитый — ласковый, послушный — озорной, быстрый — медленный, бородатый — безбородый, злобный — добродушный | запрягать — распрягать ускакать — прискакать галопом — трусцой верность — предательство ласка — грубость |
- Сад. Фрукты. Ягоды.
твердый — мягкий | растет — сохнет |
- Дополните предложение.
Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).
Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).
- Птицы.
прямой — изогнутый дикие – жомашние | прилет — отлет, разгребать – загребать нырнуть-вынырнуть убежать - прибежать |
- Овощи. Огород.
крупный — мелкий | выкопать — закопать посеять — собрать |
- Дополните предложения.
Помидоры бывают зрелые и (незрелые)
Морковь сладкая, а лук (горький).
Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).
Укроп сеют густо, а морковь (редко).
Весной картошку сажают, а осенью (копают).
- Транспорт Город
грузовой — легковой | прилет — вылет взлетать — садиться направо-налево |
- Мебель
мягкий — жесткий | покупать — продавать открыть — закрыть |
- Закончи предложения
Стул твердый, а диван (мягкий).
На стуле посидели, потом (встали).
Стул уронили, потом (подняли).
Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
- Дом.
старый — новый наружный — внутренний | порядок — беспорядок |
- Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.
Старый дом разрушили, а новый — построили.
Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.
- Одежда Обувь.
непрочная — прочная летняя — зимняя аккуратный — небрежный | чистюля — грязнуля одеть — раздеть |
- Посуда. Продукты питания.
глубокая — мелкая прочная — хрупкая | взять — положить снять — поставить насыпать — высыпать |
- Скажите, какого слова не хватает.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в ... (мелкую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка ... (хрупкая).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.
- Семья.
сердечный — черствый | правда — ложь награда — наказание |
- Ответьте, какого слова не хватает.
Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).
Сестренка послушная, а братик (дерзкий).
Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
- Мое тело. Человек.
печальный — радостный | доброта — злоба спать — бодрствовать |
- Дополните предложения.
Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста
Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе. В Диагностике приведены следующие параметры: ! Развитие речи 2. Звукопроизношение. 3. Фонетическое восприятие 4. Гр...
Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....
Работа по теме: «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».
Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста». Практический материал (фрагменты занятий, игры и упражнения). Обследование ребёнка по катего...
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возрастаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети раннего возраста познают окружающий мир с помо...
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), задачи дошкольной педагогики направлены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Экологическому...
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...
«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребёнка – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей...