Усвоение антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР
картотека (логопедия, подготовительная группа) на тему

Кирдяшова Наталья Петровна

подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;

— расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

—.уточнение лексического значений слов;

— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря  в активный словарь.

При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, , узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.  

При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.

Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.

Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)

  1. Осень

ранняя — поздняя

пасмурная – солнечная

унылая – веселая

тусклый — яркий

тихая — ветреная

частый — редкий

дождливая — солнечная

скучная — веселая

скудный — щедрый

вянуть — расцветать

засыпать — просыпаться

висеть — падать

  1. Весна

ранняя — поздняя
солнечная — пасмурная
глубокий – мелкий

белый –серый

нежданная — долгожданная
мокрая — сухая
рыхлая — плотная

оживать — замирать
солнечно (ясно) — пасмурно

  • Скажите, какого слова не хватает.

Весной природа оживает, а осенью (замирает).

Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).

Зимой снег белый, а ранней весной (серый)

  1. Зима

студеная — теплая
плотный — рыхлый

длинная – короткая

прочный — ломкий
гладкий — бугристый
грязный — чистый

зима — лето
холод — жара
жара — мороз
холод — тепло
мороз — оттепель
замерзать — оттаивать
подниматься — спускаться

падать — лежать
наступить — закончиться
холодно — тепло

  • Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).

  1. Лето

дождливый — солнечный

погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный

ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое

гром — тишина

зной – холод

  1. Дикие животные.

ловкий — неуклюжий
густой — редкий
сильный — слабый
сытый — голодный

трусливый — смелый

нападать — защищаться
уснуть — проснуться
схватить — выпустить
стремительно — неподвижно

бегом — шагом
стаей — поодиночке

  • Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).

Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

  1. Домашние животные.

Ласковый – злой,

пушистый — гладкий,

рогатый — безрогий,  

сердитый — ласковый,

послушный — озорной,  

быстрый — медленный,

бородатый — безбородый,  

злобный — добродушный

запрягать — распрягать

ускакать — прискакать

галопом — трусцой  

верность — предательство

ласка — грубость

  1. Сад. Фрукты. Ягоды.

твердый — мягкий
вкусный — невкусный
недозрелый — перезрелый
мягкий — жесткий
свежий — гнилой
ранний — поздний

растет — сохнет
висит — падает
заморозить — разморозить
высоко — низко
полно — пусто

  • Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

  1. Птицы.

прямой — изогнутый
оседлые — кочующие
перелетные — зимующие

дикие – жомашние

прилет — отлет,
уничтожение — защита
воздух — земля
крик — молчание
улететь — прилететь
залететь — вылететь
поймать — выпустить
петь — молчать
покинуть — возвратиться

разгребать – загребать

нырнуть-вынырнуть

убежать - прибежать

  1. Овощи. Огород.

крупный — мелкий
свежий — соленый
рассыпчатый — водянистый
спелый — незрелый
вареный — сырой
горький — сладкий

выкопать — закопать

посеять — собрать
укрыть — раскрыть
расцветать — вянуть
вкусно — невкусно
густо — редко
глубоко — мелко
сладко— горько

  • Дополните предложения.

Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

Морковь сладкая, а лук (горький).

Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

Укроп сеют густо, а морковь (редко).

Весной картошку сажают, а осенью (копают).

  1. Транспорт Город

грузовой — легковой
личный — общественный
наземный — подземный
шумный — тихий
древний — молодой
безлюдный — многолюдный
внимательный — невнимательный
современный — старинный
узкая — широкая

прилет — вылет
приезд — отъезд
отправление — прибытие
движение — остановка
уезжать — приезжать

взлетать — садиться
отплыть — приплыть
подъехать — отъехать
заходить — выходить
нагружать — разгружать
тут — там
туда — сюда

направо-налево

  1. Мебель

мягкий — жесткий
матовый — блестящий

покупать — продавать
ломать — мастерить
придвинуть — отодвинуть
уронить — поднять
соединить — разъединить

открыть — закрыть
встать — сесть
справа — слева
вверху — внизу
далеко — близко
удобно — неудобно

  • Закончи предложения
    Стул твердый, а диван (мягкий).
    На стуле посидели, потом (встали).

Стул уронили, потом (подняли).

Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

  1. Дом.

старый — новый
прочный — ветхий
старинный — современный
многоэтажный — одноэтажный

наружный — внутренний

порядок — беспорядок
уют — запущенность
чистота — грязь
строить — разрушать
забивать — выдергивать
прибить — оторвать
высоко — низко
внутри — снаружи
красиво — некрасиво

  • Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый — построили.

Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.

  1. Одежда  Обувь.

непрочная — прочная
мягкая — жесткая
новая — старая

летняя — зимняя
уличная — домашняя
чистая — грязная

аккуратный — небрежный
дорогой — дешевый
темный — светлый
изнаночный — лицевой
толстый — тонкий
однотонный — цветной
ворсистый — гладкий
ручная — ножная
длинный — короткий

чистюля — грязнуля
надеть — снять

одеть — раздеть
порвать — заштопать
смять — погладить
испачкать — постирать
намочить — высушить
оторвать — пришить
застегнуть — расстегнуть
купить — продать
укоротить — удлинить
велико — мало

  1. Посуда. Продукты питания.

глубокая — мелкая
полная — пустая
старая — новая
целая — разбитая
острый — тупой
тяжелая — легкая
тусклая — блестящая
прозрачная — матовая

прочная — хрупкая
чистая — грязная
полезный — вредный
холодный — горячий
пресный — соленый
постный — жирный
густой — жидкий
свежий — черствый

взять — положить
разбить — склеить
закрыть — открыть
налить — вылить
уронить — поднять
аккуратно — небрежно

снять — поставить
поднести — унести

насыпать — высыпать
налить — вылить
рассыпать — собрать
наполнить — опустошить
крупно — мелко
всмятку — вкрутую
полезно — вредно

  • Скажите, какого слова не хватает.

Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в ... (мелкую) тарелку.

Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка ... (хрупкая).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.

  1. Семья.

сердечный — черствый
мудрый — глупый
родной — чужой
ленивый — трудолюбивый

правда — ложь
труд — лень
почет — позор
мир — ссора
сила — слабость
здороваться — прощаться
помнить — забывать
мирно — враждебно

награда — наказание
щедрость — жадность
богатство — бедность
гнев — прощение
плакать — смеяться
мириться — ссориться
улыбаться — хмуриться
сердито — радостно

  • Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

  1. Мое тело. Человек.

печальный — радостный
воспитанный — невоспитанный
молодой — старый
женский — мужской
слепой — зрячий
стройный — сутулый
худой — толстый
ловкий — неуклюжий
бледный — румяный

доброта — злоба
жизнь — смерть
мудрость — глупость
радость — горе
любовь — ненависть
счастье — несчастье
здоровье — болезнь
успех — неудача
трус — храбрец
умник — глупец
друг — враг
ребенок — старик

спать — бодрствовать
говорить — молчать
спрашивать — отвечать

  •  Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста

Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе. В Диагностике приведены следующие параметры: ! Развитие речи 2. Звукопроизношение. 3. Фонетическое восприятие 4. Гр...

Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....

Работа по теме: «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».

Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста». Практический материал (фрагменты занятий, игры и упражнения). Обследование ребёнка по катего...

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возрастаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети раннего возраста познают окружающий мир с помо...

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), задачи дошкольной педагогики направлены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Экологическому...

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...

«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребёнка – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей...