Консультация для родителей "Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
консультация (логопедия) на тему
Приёмы развития лексического запаса у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_leksiki_konsultatsiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Нарушение лексики у детей с ОНР.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.
Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод (клюква, земляника), птиц (аист), профессий (маляр, швея), частей тела и предмета (стопа, кисть; манжета, кузов).
У многих дошкольников с ОНР выявляются трудности в употреблении прилагательных (кислый, квадратный, гладкий). В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.
Характерной особенностью является неточное употребление слов (замены: короткий-маленький, узкий-тонкий, пушистый-мягкий, употребление слов более общего значения: воркует, чирикает-поёт), смешения слов (кружка-чашка-стакан) и т.д.
Виды работ по развитию лексики у дошкольников с ОНР.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.
Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым и должны стать вы, уважаемые родители. Конечно у родителей нет тех методических средств, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребёнка. Это и совместный просмотр телепередач с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, и посещение детского театра и т.д.
По мере увеличения представлений об окружающей действительности расширяется словарный запас ребёнка.
Среди многочисленных приёмов работы по развитию лексики дошкольника, используемых в педагогике, родителям можно предложить следующее:
- Показ и называние нового предмета (его признаков или действия). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета;
- объяснение происхождения сложных слов (сахарница-посуда, в которой хранится сахар, хлебница, т.д.);
- подбор названия предмета к действию (кто? что? растёт – ребёнок, цветок; кто? что? бежит? - собака, ручей); названий действий к предметам (снег (что делает?) - падает, кружится); признаков к предметам (стул (какой?) - детский, деревянный); подбор однокоренных слов (книга, книжечка, книжный);
- подбор синонимов (слов, близких по смыслу): смелый – храбрый, грусть – печаль;
- подбор антонимов (слов, противоположных по смыслу): горячий – холодный, сухой – мокрый;
- называние единственного и множественного числа существительных: стол – столы, ухо – уши;
- образование существительных уменьшительной формы: шарф – шарфик, стол – столик; от данного существительного: стекло – стеклянный, лиса – лисий;
- различение женского, мужского и среднего рода существительных (про что можно сказать: моя, мой, моё);
- глагольный словарь пополняется и в процессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усваивается и слово-название этого действия;
- употребление глаголов с разными приставками: палить – вылить – перелить;
- нахождение обобщённого названия для группы слов: автобус, трамвай, машина – транспорт, т.д.;
- при чтении книг нужно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение;
- при чтении художественной литературы обращать внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд», т.д..
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением и грамматическим строем речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
Повышение лексико-грамматической компетенции старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в проектной работе «Мой город – Москва»
Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более п...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...
Консультация для родителей "Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности".
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...
Консультация для воспитателей «Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно ...