Развитие фонематического слуха.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать. Данная статья поможет родителям в реализации этой задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_slukha.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
1. Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность : - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на"А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад, Там листочки в бочкахспят.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.
5. Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" – начало слова, "с" – середина слова, "к" – конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
6. Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" – начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
Resource id #4444
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....