МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (авторская) «ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка по логопедии по теме
Система работы по формированию фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_frazovoy_rechi.odt | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(авторская)
«ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Составил
учитель логопед Киреенко О.В.
Санкт-Петербург
2013 г.
1
Работа над фразовой речью является непрерывным звеном в цепочке
СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССКАЗ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи детей.
Основные синтаксические конструкции, которыми пользуются в общении дети младшего возраста (в некоторых и старшего) – это ответ одним словом или словосочетанием, придаточное предложение («чтобы пить», «чтобы играть»), простое побудительное предложение («Давай играть.» «Давай посмотрим.»). Дети старшего возраста испытывают трудности при построении развёрнутого предложения.
Бедность синтаксических конструкций выражается:
- в пропуске, многократности повторения отдельных слов;
- в нарушении порядка слов в предложении;
- в ошибках при согласовании слов;
- в незаконченности предложений;
- в затруднениях конструкции каждого из простых предложений входящих в состав сложного.
У детей необходимо сформировать навык построения разнообразных синтаксических конструкций, умение строить развёрнутую фразу с различным количеством и правильным порядком слов, научить выражать свои мысли законченным предложением.
2
В работе над предложением на занятиях решаются следующие
ЗАДАЧИ:
- Основная – это обучение построению того или иного типа предложений или закрепление и совершенствование уже приобретённого навыка.
- Установление лексико-грамматических отношений между членами предложений.
- Актуализация накопленного словаря.
- Формирование связности и чёткости высказывания.
- Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений.
- Анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения дисграфии.
Решение этих задач требует планомерной работы, направленной на постепенное расширение объёма и усложнения структуры и содержания предложения.
Учитывая семантическую сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе, рекомендуется определённые этапы работы над предложением.
3
4
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТОГО НЕРАСПРОСТРАНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Цель: Научить детей составлять предложение из двух слов типа:
существительное в им.п. + согласованный глагол. Учить подбирать действия к названному предмету («Курица что делает?» «Курица клюёт.») и наоборот, подбирать название предмета к названному действию («Кто клюёт?» «Клюёт курица.»).
Из прорабатываемых предложений преднамеренно исключается объект действия, чтобы сосредоточить основное внимание на глаголе, на грамматической связи подлежащего и сказуемого.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТОГО РАСПРОСТРАНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Цель; Научить детей строить и пользоваться в речи предложением из 3-5 и более слов, путём введения прямого дополнения, прямого + косвенного дополнения, определений, однородных членов предложения.
- Распространений предложения путём введения прямого дополнения:
а) составление предложения по вопросу, поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает использование прямого дополнения («Кого держит мальчик?» «Что рисует девочка? и т.д.);
б) составление предложения по вопросу и двум опорным предметным картинкам («Что нарисовал мышонок?» «Кто что ест?» и т.д.);
в) составление предложения по вопросу и одной опорной предметной
картинке - на подлежащее или прямое дополнение («Что где растёт?» «Кто где живёт?» и т.д.);
5
г) составление предложения по вопросу (без картинок), ответ на который предполагает использование прямого дополнения («В чём варят суп?» «Где живёт кит?» «Чем едят кашу?» «Куда вешают шубу?» «Чем косят траву?» и т.д.).
2) Распространение предложения путём введения прямого + косвенного дополнения:
а) составление предложения по вопросу, поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает использование прямого и косвенного дополнения («Чем мама моет окно?» «Чем мама режет хлеб?» «Из чего мальчик лепит зайца?» и т.д.);
б) составление предложения по вопросу и опорным предметным картинкам (по трём, двум или одной);
в) составление предложения по вопросам (без опоры на картинки), ответ на которые предполагает введение прямого и косвенного дополнения («Мама шьёт что? и кому?» «Белка строит что? и где?» «Дедушка пошёл гулять с кем? и куда?» и т.д.).
3) Распространение предложения путём введения определения.
а) составление предложения по вопросу, поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает введение определения («Какой флажок сделал мальчик?» «Какую книгу читает девочка?» и т.д.);
б) составление предложения по вопросу и опорным предметным картинкам («Какие овощи выросли на огороде?» « Какой мяч нарисовал мышонок?» и т.д.;
6
в) составление предложения по вопросу, ответ на который предполагает введение дополнения («Какой заяц зимой?» «В какой вазе стоят цветы?» и т.д.).
Начинать эту работу надо с распространения предложения качественными прилагательными, отражающих цвет, размер, форму, как наиболее наглядные характеристики предметов. Затем вводятся относительные и притяжательные прилагательные.
Сколько в предложении существительных, столько определений можно ввести, поставив к этому слову вопрос «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».
4) Распространение предложения путём введения однородных членов предложения:
а) составление предложения по вопросу к сюжетной картинке («Что лежит на столе?» «На столе лежат книги, тетради, карандаши.»);
б) составление предложения по опорным предметным картинкам («Миша играл кубиками, машинкой и мячиком», «Пете купили синий свитер, красную куртку и чёрные ботинки» и т.д.);
в) составление предложения по вопросам без опоры на картинки, ответ на которые предполагает ведение однородных подлежащих, сказуемых, определений или дополнений («Каких звери живут в зоопарке?», Какую посуду вымыла мама?» и т.д.).
По мере того, как дети овладевают составлением простого распространённого предложения, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи. Необходимо
7
научить детей отвечать на вопросы, ответы на которые отрабатывают умение строить сложные предложения («Для чего кошке нужны мягкие лапки и острые коготки? и т.п.).
Для составления сложных предложений используются такие приёмы:
- «Сравни предметы и составь предложение»;
- «Составь предложение про покупки двух детей»;
- «Расскажи, что было сначала, а что потом»;
- «Кто у кого?» - составление предложения по двум картинкам;
- «Загадай желание» - «Я хочу, чтобы…»;
- «Зачем нужна эта вещь?» - «Стул нужен, чтобы…»;
- «Придумай умные вопросы» и т.д.
Работа над предложением должна включаться как обязательный элемент в структуру занятий по развитию речи. При выборе заданий и наглядного материала для работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом или лексической темой занятия. Задания должны соответствовать основному принципу – от простого к сложному. Но необходимо помнить, что совершенствование синтаксической стороны речи идёт не только на занятиях по развитию речи но и на других занятиях и во всех режимных моментах. Дети во всём копируют педагога, поэтому речь должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует избегать многословия, иначе ребёнок улавливает лишь смысл высказывания, а форма ускользает от его внимания.
Удачи на творческом пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...
Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.
Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:формирование звукопроизношения;развитие фонематического восприятия;развитие...
Формирование фразовой речи у дошкольников с ЗПРР
В материале представлен опыт работы по формированию фразовой речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...
Методическая разработка Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения
Статья.Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения...
Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...
Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...