Пособие «КУКЛЫ – ЗВУКИ»
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Балацкая Лилиана Григорьевна

За последнее время опубликован ряд работ, в которых подтверждается, что использование куклотерапии, элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе и обучении облегчает установление контакта с ребенком, спо­собствует более успешному усвоению учебного материала.

Общение через игрушку позволяет снять у ребенка напряжение, вызванное прошлыми неудачами или боязнью будущих, а учителю - установить более тесный контакт с детьми.

             В  моей педагогической деятельности использую пособие «Куклы-Звуки» . Куклы- звуки  обогащают  словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи.  С их помощью на логопедических занятиях решаются  многочисленные  коррекционные задачи:

•        Развитие фонематического восприятия.

•        Развитие звукового анализа и синтеза.

•        Знакомство со звуками и буквами родного языка.

•        Коррекция звукопроизношения.

•        Повышение мотивационной, познавательной и эмоциональной активности.

•        Развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

                             Пособие  «КУКЛЫ – ЗВУКИ»

За последнее время опубликован ряд работ, в которых подтверждается, что использование куклотерапии, элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе и обучении облегчает установление контакта с ребенком, способствует более успешному усвоению учебного материала.

Общение через игрушку позволяет снять у ребенка напряжение, вызванное прошлыми неудачами или боязнью будущих, а учителю - установить более тесный контакт с детьми.

             В  моей педагогической деятельности использую пособие «Куклы-Звуки» .            Куклы- звуки  обогащают  словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи.  С их помощью на логопедических занятиях решаются  многочисленные  коррекционные задачи:

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Знакомство со звуками и буквами родного языка.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Повышение мотивационной, познавательной и эмоциональной активности.
  • Развитие творческих способностей.

 Кукла-звук превращаются для ребенка в друзей и в процесс обучения входят игра, сказка, в которой можно увидеть звук, пообщаться с куклой-звуком , что-то сделать для них, поговорить с ними, выполнить задание и получить поощрение. Кукла-звук, став другом, поможет ребенку овладеть абстрактным понятием звука, звуково-буквенным анализом, понять, как соединяются слова в предложении и т. д. Используя данное пособие у детей повышается  мотивация к занятиям,  быстрее устанавливается  контакт логопеда с ребенком. Это становится возможным благодаря не только непосредственно обучающим действиям с куклами, но и разыгрыванию с их помощью небольших театрализованных эпизодов, включенных как элемент в ход игры.

Использовать «Куклы - звуки» можно на логопедических занятиях и в свободное время. С куклами проводятся игровые приемы дидактических игр и дидактические упражнения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  «КУКЛЫ –ЗВУКА »

В РАБОТЕ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ

КУКЛЫ  - ЗВУКИ помогают в начале работы над звуком, когда логопед должен и показывать артикуляцию упражнения или звука и рассказывать, как добиться правильного выполнения. Эти задания педагог может преподнести от лица куклы.

Вариант 1. Кукла-звук Л: «Чтобы мой звук у тебя получился, ты должен подготовить язычок. Сделай упражнение «Иголочка». Молодец, ты хорошо тянешь язычок. У тебя мое имя скоро будет получаться очень хорошо, но еще надо чуть- чуть постараться».

Вариант 2. Кукла-звук Ш: «Сделай, пожалуйста, бублик, посмотри на мои губки, они делают вот такой хороший, круглый бублик. Молодец!. Бублик тебе поможет».

По аналогии проводятся остальные упражнения артикуляционной гимнастики.

Дети с удовольствием выполняют и повторяют по просьбе "куклы" подобные задания, это не только интересно для детей, но и весело.

Кукла может сделать замечание и это не обидно, ведь идет игра, кукла может пошутить и развеселить.

Азбуку «Буквы-куклы» можно использовать и в работе над произношением, во время постановки звуков, имитации, автоматизации звуков в слогах, словах, фразах, текстах. Основная цель использования этих кукол состоит в развитии интереса и повышении мотивационной активности на логопедических занятиях.

Для постановки и изолированного закрепления звука могут применяться игры и игровые упражнения: «Позови меня», «Скажи, как меня зовут». «Я забыл свое имя, моги мне», «На что похожа моя песенка».

«Угадай звук по артикуляции»

Цель: закрепление правильной артикуляции звуков.

Оборудование: куклы-звуки, зеркала.

  1. й        вариант. В гости к ребятам приходят куклы- звуки. .Логопед предлагает угадать, какие звуки пришли в гости. Ученик, угадывая артикуляционную позу, называет их. Поощрение логопеда и куклы-звука.

Пример.

Кукла-звук: «Ты молодец! Так хорошо назвал мое имя. Я так рад».

 «На что похожа моя песенка?»

Цель: постановка звука, (постановка, имитация, автоматизация изолированного звука) развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, кукла-звук (отрабатываемый), картинки или игрушки для звукоподражания.

Ход игры: 

Логопед показывает картинки и объясняет, что так рычит тигр, так «рычит» трактор. Наш звук Р очень любит эти игрушки. Самые любимые его игрушки это - тигр, трактор. «Знаешь, почему? Потому что тигр и трактор рычат: РРРРРРРРР и помогают нам хорошо говорить звук Р. Они добрые и рычат по-доброму, совсем не страшно. Произнеси для звука Р его любимую песенку».

Поощрение куклы-звука Р.

Можно задать вопросы ребенку: «Почему тигр и трактор - любимые игрушки звука Р?» Если ученик испытывает затруднение при ответе, то можно прибегнуть к помощи куклы-звука (логопеда).

 «Позови меня»

Цель: постановка звука (закрепление изолированного произнесения звука).

Оборудование: кукла-звук (над которым логопед собирается работать), зеркало, логопедические зонды, картинки или предметы, имитирующие данный звук.

Ход игры: Логопед демонстрирует куклу-звук и предлагает ребенку позвать звук, но очень четко и правильно. Объясняет, что если назвать его имя неправильно, то звук обидится (не услышит). Логопед может поиграть с куклой- звуком, определив, от какого лица он будет вести диалог с учеником на занятии. Как только ребенок четко произносит звук, кукла-звук, «подпрыгивает», «танцует», «гладит» его по голове и т. д.

Пример автоматизации звука в слогах.

Подобные куклы-звуки используются для постановки и автоматизации в слогах. Например, кукла-звук А подружилась с куклой-звуком Л. Побежали вместе по дорожке - АЛ, АЛ, АЛ. Можно разложить или расставить в разных местах гласные куклы-звуки. Логопед на первых занятиях вместе с ребенком, позднее - ребенок самостоятельно, идут в гости с куклой-звуком, например С. Логопед объясняет: «Звук С очень любит ходить в гости, он и тебя приглашает. Пришел звук С в гости к звуку А, получилось - СА. Повтори. Потом звук С пошел в гости к звуку У получилось - СУ и т. д.»

Могут применяться следующие игровые приемы:

Логопед просит ребенка четко назвать любимые слова нужного звука, например,Р: рак, радуга, роза и т. д., или просит помочь вспомнить звуку Р его любимые слова, либо просит ученика научить звук Р говорить его любимые слова, потому, что звук Р разучился говорить.

Литература:

  1. Татаринцева,А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. [Текст]/ А.Ю.Татаринцева -СПб.:Речь,2007.-102с.
  2. Фаустова,И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольникам/ И.В.Фаустова //Логопед в детском саду.2008.№9/10, -С.71.
  3. АЗБУКА «БУКВЫ-КУКЛЫ» Методическое пособие для подготовки к обучению чтению учеников с интеллектуальной недостаточностью 0–1 классов Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой //Москва Российский университет дружбы народоdв2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие-кукла «Веселая умная обезьянка»

Кукла «Веселая умная обезьянка» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года; используется при формировании элементарных математических представлений...

Учебно - методическое пособие "Куклы - самоделки"

Пособие включает в себя игровые упражнения для формирования первоначальных навыков фонематического анализа у дошкольников, а также развитие внимания, памяти, мышления...

Наглядно-дидактическое пособие кукла Таня

  Игра-уникальная деятельность ребенка, а также средство его воспитания и развития. Но только игры с куклой-образом человека-позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему пос...

«Использование игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»

Опыт работы по использованию игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе   с детьми  общим недоразвитием речи»...

"Педагогическая находка" (методическое пособие "Кукла Пуговка")

Методическое пособие "Кукла Пуговка" предназначено для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, тактильные ощущения т.д.); развития мелкой моторики рук, активизации когнитивных процес...

Многофункциональное дидактическое пособие «Куклы разные важны, куклы разные нужны»

У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, практически исчезла потребность в играх –драматизациях, что неизбежно ведёт к отставани...