Логопедический аспект работы с детьми с ОНР на логоритмике.
статья по логопедии по теме

Слязина Ольга Анатольевна

В статье описаны цели, задачи логоритмики, схема занятия. Описана логопедическая работа (роль логопеда) в системе совместных с муз.руководителем занятий по логоритмике. Отражено взаимодействие специалистов на логоритмическом занятии в речевом детском саду..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedich_aspekt_v_logoritmike.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический аспект работы с детьми с ОНР

на логопедической ритмике.

учитель-логопед Слязина Ольга Анатольевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского р-на СПб, г.Павловск

Логоритмика  это одна из форм активной терапии.

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Где под внутренней средой понимается отношение ребенка к своему дефекту. Под внешней средой понимается коммуникативные способности и построение межличностных отношений с окружающей средой (Г.А. Волкова)

Задачи логоритмики:

  •  оздоровительные (укрепление костно - мышечной системы, регуляция мышечного тонуса, повышение двигательной энергетики всего организма, коррекция функций дыхания, воздействие на нервную систему, сердечно - сосудистую систему);
  •  Образовательные  (обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с элементами музыкальных навыков);
  •  Воспитательные  (формирование навыков адаптивного поведения).

В логоритмике выделяют 2 основных направления в работе с детьми с ОНР:

  •  развитие неречевых процессов (общая моторика,  координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, певческих способностей, активизация внимания, памяти);
  •  развитие речи детей, коррекция речевых нарушений (развитие дыхания, голоса, выработка умеренно темпа речи и ее интонационной выразительности, развитие артикуляционной и мимической моторики, воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха, координация речи с движением).

Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает 3 этапа, как и в логопедической работе:

  •  подготовительный;
  •  этап формирования первичных произносительных навыков;
  •  этап формирования коммуникативных умений.

Подготовительный этап

На этом этапе пристальное внимание уделяется следующим упражнениям:

  1.  упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, голоса (пропевание гласных звуков).
  2.  упражнения на формирование чувства темпа и ритма на речевом материале (четкое проговаривание слогов с сохранными согласными, чистоговорки).
  3.  артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики.

Пр.: тема «Овощи, фрукты». Сели дети и стали есть фрукты: взяли кислый лимон, горький лук, вдруг увидели сочный помидор (удивились), вот «зубки почистили», облизали губки (артикуляционная гимнастика).

  1.  упражнения способствующие формированию фонематического восприятия (различение неречевых звуков). Слушание музыки: ритм, темп, громкость создает основу для фонематического восприятия звуков речи.
  2.  подвижные игры. В подвижных играх решаются следующие задачи: закрепление грамматических конструкций, формирование двигательных навыков, расширение словарного запаса. Это игры с мячом, игры - вокализации (пропевание вопросов и ответов), упражнения на классификацию и т.п.
  3.  упражнения на релаксацию по контрасту «покой - напряжение»
  4.  обучение детей самомассажу лица, кистей рук, гимнастике для глаз.

 Пр.:

Массаж пальцев «Дружба»

Педагог.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Растирание ладоней.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Педагог.

Паровоз кричит:

 «Ду - ду! Я иду, иду, иду!»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!

Похлопывание ладошками.

Так-так-так! Так-так-так!»

(Н. Френкель)

Формирование первоначальных произносительных умений

(постановка звука, автоматизация звука изолированно, в слогах, словах)

На этом этапе проводятся следующие упражнения:

  1.  упражнения на выработку длительного направленного выдоха под музыку. Используются фонопедические упражнения, цель которых укрепление гортани, закрепление навыков речевого дыхания.
  2.  упражнения в произнесении вновь поставленных звуков изолированно

 (Пр.: игра «Комарики», «Чайник»), в слогах,  в сочетании с движениями рук, ног (игры - звукоподражания, чистоговорки), в словах (чистоговорки, попевки)

  1.  упражнения на координацию речи с движением. «Рассказывание» стихотворений с помощью рук вызывает у детей живой интерес, развивает произвольное внимание, повышает эмоциональный тонус. В стихотворениях содержится много глагольных форм, что полезно для детей с ОНР.
  2.  упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха. Проводятся игры на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляции (Пр.: игра «Комарики (з) и жуки (ж)»). Проводятся игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове, дети подбирают слова на заданный звук и т.д.

Формирование коммуникативных умений

(автоматизация звуков в предложениях и введение звуков

в свободную речь)

На этом этапе используются:

  1.  стихотворения, песни, считалки, потешки и т.д.
  2.  подвижные игры, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, игры - диалоги.
  3.  разнообразные творческие задания: инсценировки стихотворений, песен, разыгрывание диалогов по ролям.

Песни и стихотворения сопровождаются движениями рук, ног, головы, туловища. Развивается плавность, выразительность речи, речевая память.

  1.  упражнения на развитие фонематического слуха, совершенствование звукослогового анализа слов (Пр.: игра «Живые звуки» - детям даются буквы и они составляют из них слово, «Умный молоточек» - отстукивание слогов с помощью бубна).

Конечная цель логоритмики -  научить детей выполнять упражнения в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой и речью.

Как осуществляется взаимодействие специалистов на логоритмике?

Логоритмику проводят  музыкальный руководитель, логопед, воспитатель. Все упражнения объединены одной лексической темой, которая изучается в данном квартале.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально - двигательные, музыкально - дидактические игры, песни, осуществляет контроль за артикуляцией, дикцией, темпом речи, дыханием. Логопед осуществляет контроль артикуляционной нагрузки в попевках.

Логопед подбирает упражнения на развитие общих речевых навыков, речевые игры, упражнения на расширение словарного запаса, на развитие фонематического восприятия.

Воспитатель на логоритмике  помогает организовать детей: следит за осанкой, качеством движений, за соблюдением правил игры. Выступает в роли персонажа, если необходимо.

В группе воспитатели и логопед повторяют упражнения, тексты песен, словесный материал к играм. Включают пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи с движением в свою образовательную деятельность.

Таким образом, осуществляется преемственность в работе специалистов.

Схема занятия по логоритмике

Вводная часть

Предусматривает приветствие, объявление темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача разминки - подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку. В начале занятий важен положительный эмоциональный настрой (эффективно включение мимической разминки). Можно включать дыхательный тренинг, речевые игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением.

Основная часть

В зависимости от этапа логопедической коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных, речевых упражнений. Здесь целесообразно включать более сложные игры на воображение, развитие творческих способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Проводятся танцевально - ритмические упражнения.

Заключительная часть

Любое логоритмическое занятие заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, упражнениями на релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия, дети отвечают на вопросы. Одной из задач заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого педагог позитивнее оценивает деятельность каждого из детей.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 176с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. - 191с.
  4. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб.: КАРО,2006. - 144с.
  5. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания: Методическое пособие/С.Н. Зинатулин. - М.: Айрис - пресс, 2007.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

Работа по теме: «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».

Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста». Практический материал (фрагменты занятий, игры и упражнения). Обследование ребёнка по катего...

Консультация для воспитателей "Использование медиа технологии в различных формах логопедической коррекционной работы с детьми с ОНР"

Задачи:•- раннее выявление, обследование воспитанников, определение структуры и степени выраженности, имеющихся у них дефектов;•- организация коррекционной помощи;•- оказание консультат...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....