Логопедический аспект работы с детьми с ОНР на логоритмике.
статья по логопедии по теме
В статье описаны цели, задачи логоритмики, схема занятия. Описана логопедическая работа (роль логопеда) в системе совместных с муз.руководителем занятий по логоритмике. Отражено взаимодействие специалистов на логоритмическом занятии в речевом детском саду..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedich_aspekt_v_logoritmike.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический аспект работы с детьми с ОНР
на логопедической ритмике.
учитель-логопед Слязина Ольга Анатольевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского р-на СПб, г.Павловск
Логоритмика – это одна из форм активной терапии.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Где под внутренней средой понимается отношение ребенка к своему дефекту. Под внешней средой понимается коммуникативные способности и построение межличностных отношений с окружающей средой (Г.А. Волкова)
- оздоровительные (укрепление костно - мышечной системы, регуляция мышечного тонуса, повышение двигательной энергетики всего организма, коррекция функций дыхания, воздействие на нервную систему, сердечно - сосудистую систему);
- Образовательные (обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с элементами музыкальных навыков);
- Воспитательные (формирование навыков адаптивного поведения).
В логоритмике выделяют 2 основных направления в работе с детьми с ОНР:
- развитие неречевых процессов (общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, певческих способностей, активизация внимания, памяти);
- развитие речи детей, коррекция речевых нарушений (развитие дыхания, голоса, выработка умеренно темпа речи и ее интонационной выразительности, развитие артикуляционной и мимической моторики, воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха, координация речи с движением).
Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает 3 этапа, как и в логопедической работе:
- подготовительный;
- этап формирования первичных произносительных навыков;
- этап формирования коммуникативных умений.
На этом этапе пристальное внимание уделяется следующим упражнениям:
- упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, голоса (пропевание гласных звуков).
- упражнения на формирование чувства темпа и ритма на речевом материале (четкое проговаривание слогов с сохранными согласными, чистоговорки).
- артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики.
Пр.: тема «Овощи, фрукты». Сели дети и стали есть фрукты: взяли кислый лимон, горький лук, вдруг увидели сочный помидор (удивились), вот «зубки почистили», облизали губки (артикуляционная гимнастика).
- упражнения способствующие формированию фонематического восприятия (различение неречевых звуков). Слушание музыки: ритм, темп, громкость создает основу для фонематического восприятия звуков речи.
- подвижные игры. В подвижных играх решаются следующие задачи: закрепление грамматических конструкций, формирование двигательных навыков, расширение словарного запаса. Это игры с мячом, игры - вокализации (пропевание вопросов и ответов), упражнения на классификацию и т.п.
- упражнения на релаксацию по контрасту «покой - напряжение»
- обучение детей самомассажу лица, кистей рук, гимнастике для глаз.
Пр.:
Массаж пальцев «Дружба»
Педагог.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.
Массаж спины «Паровоз»
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Педагог.
Паровоз кричит:
«Ду - ду! Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так-так-так!»
(Н. Френкель)
Формирование первоначальных произносительных умений
(постановка звука, автоматизация звука изолированно, в слогах, словах)
На этом этапе проводятся следующие упражнения:
- упражнения на выработку длительного направленного выдоха под музыку. Используются фонопедические упражнения, цель которых укрепление гортани, закрепление навыков речевого дыхания.
- упражнения в произнесении вновь поставленных звуков изолированно
(Пр.: игра «Комарики», «Чайник»), в слогах, в сочетании с движениями рук, ног (игры - звукоподражания, чистоговорки), в словах (чистоговорки, попевки)
- упражнения на координацию речи с движением. «Рассказывание» стихотворений с помощью рук вызывает у детей живой интерес, развивает произвольное внимание, повышает эмоциональный тонус. В стихотворениях содержится много глагольных форм, что полезно для детей с ОНР.
- упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха. Проводятся игры на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляции (Пр.: игра «Комарики (з) и жуки (ж)»). Проводятся игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове, дети подбирают слова на заданный звук и т.д.
Формирование коммуникативных умений
(автоматизация звуков в предложениях и введение звуков
в свободную речь)
На этом этапе используются:
- стихотворения, песни, считалки, потешки и т.д.
- подвижные игры, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, игры - диалоги.
- разнообразные творческие задания: инсценировки стихотворений, песен, разыгрывание диалогов по ролям.
Песни и стихотворения сопровождаются движениями рук, ног, головы, туловища. Развивается плавность, выразительность речи, речевая память.
- упражнения на развитие фонематического слуха, совершенствование звукослогового анализа слов (Пр.: игра «Живые звуки» - детям даются буквы и они составляют из них слово, «Умный молоточек» - отстукивание слогов с помощью бубна).
Конечная цель логоритмики - научить детей выполнять упражнения в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой и речью.
Как осуществляется взаимодействие специалистов на логоритмике?
Логоритмику проводят музыкальный руководитель, логопед, воспитатель. Все упражнения объединены одной лексической темой, которая изучается в данном квартале.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально - двигательные, музыкально - дидактические игры, песни, осуществляет контроль за артикуляцией, дикцией, темпом речи, дыханием. Логопед осуществляет контроль артикуляционной нагрузки в попевках.
Логопед подбирает упражнения на развитие общих речевых навыков, речевые игры, упражнения на расширение словарного запаса, на развитие фонематического восприятия.
Воспитатель на логоритмике помогает организовать детей: следит за осанкой, качеством движений, за соблюдением правил игры. Выступает в роли персонажа, если необходимо.
В группе воспитатели и логопед повторяют упражнения, тексты песен, словесный материал к играм. Включают пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи с движением в свою образовательную деятельность.
Таким образом, осуществляется преемственность в работе специалистов.
Схема занятия по логоритмике
Вводная часть
Предусматривает приветствие, объявление темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача разминки - подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку. В начале занятий важен положительный эмоциональный настрой (эффективно включение мимической разминки). Можно включать дыхательный тренинг, речевые игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением.
Основная часть
В зависимости от этапа логопедической коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных, речевых упражнений. Здесь целесообразно включать более сложные игры на воображение, развитие творческих способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Проводятся танцевально - ритмические упражнения.
Заключительная часть
Любое логоритмическое занятие заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, упражнениями на релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия, дети отвечают на вопросы. Одной из задач заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого педагог позитивнее оценивает деятельность каждого из детей.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 176с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. - 191с.
- Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб.: КАРО,2006. - 144с.
- Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания: Методическое пособие/С.Н. Зинатулин. - М.: Айрис - пресс, 2007.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
Работа по теме: «Коммуникативная функция речи. Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста».
Логопедический аспект усвоения категории множественного числа существительных детьми дошкольного возраста». Практический материал (фрагменты занятий, игры и упражнения). Обследование ребёнка по катего...
Консультация для воспитателей "Использование медиа технологии в различных формах логопедической коррекционной работы с детьми с ОНР"
Задачи:•- раннее выявление, обследование воспитанников, определение структуры и степени выраженности, имеющихся у них дефектов;•- организация коррекционной помощи;•- оказание консультат...
Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....
Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....