Приемы и методы подготовки детей к обучению грамоте
методическая разработка по логопедии по теме

Современные проблемы обучения дошкольников грамоте. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. Развитие связной речи. Подготовка к обучению чтению.  Подготовка к обучению письму.  Формирование элементарных графических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_i_metody_podgotovki_detey_k_obucheniyu_gramote.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

        Приемы и методы подготовки детей к обучению грамоте

Учитель-логопед: Инна Владимировна Албул

  Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

           Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

          От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

          Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

           Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.

           Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено «языковое чутье», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительность.

           Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению.

            Взрослым необходимо понимать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).  Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

        СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ

       Случается, что маленький ребенок самостоятельно, без целенаправленного обучения со стороны взрослого, уже в четыре-пять лет начинает читать. Но, успешно обученный читать ребенок совершенно не склонен пользоваться своим умением. Он любит, когда ему читают вслух, с удовольствием рассматривает книги, иногда бывает склонен продемонстрировать свое умение и получить дань восхищения и восторга от кого-то из родственников или знакомых – но совершенно не стремится читать книги для себя, чтобы узнать, что там написано. Оказывается, что чтение для него ценно само по себе, как самодостаточный процесс. Ему интересно разбираться в механизме, устройства слов. Когда же этот процесс удовлетворен – склонность к чтению сразу пропадает. Взрослые думают, что это только самое начало, что теперь-то пойдет самое интенсивное обучение – а оказывается, что это уже конец: научился, понял, как это получается, - и все!

         Кроме того, когда ребенок начинает читать, взрослые, как правило, перестают читать ему вслух на том основании, что он уже умеет это делать сам. А ребенок самостоятельно еще только осилил одну-две детские книжки и те прочитал в течение длительного времени. Таким образом, чтение малыша неоправданно сокращается именно в то время, когда он по своему умственному и личностному развитию становится способным к осмысленному, эмоциональному восприятию относительно больших и сложных детских книг.

          Какие стадии должен пройти маленький ребенок для того, чтобы грамотно войти в начала грамоты родного языка?

         Совсем маленькие дети, лет до двух с половиной - трех, как правило, не замечают вокруг себя букв и вообще надписей. Ребенок не обращает внимания на титры, идущие до и после любимого мультика, рассматривает картинки в книжках, не замечая даже крупно напечатанных заголовков.

            В то же время именно в этом возрасте они вполне способны научиться различать буквы и освоить их названия, если взрослые введут их в мир ребенка в подходящем виде, будут их показывать о них говорить.

            Подходящий вид – это крупно написанные  на бумаге или картоне разноцветные буквы, объемные пластмассовые, деревянные, мягкие игрушки в виде букв, или, наконец, всем известные кубики с буквами. Все это предметы, несущие буквы, с которыми ребенок может действовать.

            Этот возраст – до трех лет – характерен тем, что именно в нем абсолютное большинство детей овладевает активной речью.  Ребенок впитывает в себя новые слова, как губка,  так что ему каких-то тридцать три простых названия с несложными фигурками, которые они означают!

            Что дает знание букв маленькому ребенку? Что он может с ними делать?

             Вероятно, делать он с ними может то же самое, что и с другими предметами, окружающими его: брать их в руки, рассматривать, крутить, складывать в коробку, разбрасывать, называть, сооружать из них какие-нибудь простые постройки, наделять их жизнью и индивидуальностью, разговаривать с ними, делать из них героев простеньких историй.

             Знание букв и даже умение складывать из них несколько знакомых слов не делает ребенка умеющим читать.

             Ребенок может играть, как будто читает книгу, или просто копировать читающего газету папу и при этом не будет иметь ни малейшего понятия о том, что же такое буквенная запись, какой принцип ее устройства.

              И вот приходит время, когда малыш начинает выделять буквы, в буквальном смысле видеть их.

              Буква  - такой же объект внешнего мира, как и все остальные. Поэтому интерес, проявленный к ней, такой же естественный интерес, как и интерес ко всем другим новым вещам.

              Буквы в это время самоценны для малыша. Представление о том, что буква – это средство, инструмент, что запись для чего-то нужна, что-то значит – еще не посещала его головку.

              Ребенок может рисовать буквы, называть их, спрашивать о них взрослого и получать ответы, лепить их из пластилина. Доступная малышу операция – раскладывание букв по отдельным конвертам, коробочкам, ячейкам, каждая из которых помечена той же буквой. Буквы можно сосчитать – сколько есть букв «А», а сколько есть букв «Н» и каких больше.

              На этой стадии ребенок еще не видит связи между звучащим словом и буквенной записью. Представление об этом только формируется.

             Этому помогает своеобразное «письмо», которое проявляется в играх маленьких детей. Ребенок «как будто» пишет, имитируя на листочке бумаги зазубренную линию, изображающую письменную запись.

              Такая запись достаточно важна. В такой игре у ребенка возникает идея связи между устным речевым потоком и записью на бумаге.

              Кроме того, такое «письмо» отображает движение при письма (чтении) по строке слева направо и по листу сверху вниз.

               Задача взрослого на этом этапе – обеспечить наличие в среде обитания ребенка букв, слов, надписей в таком виде и качестве, чтобы малыш мог брать их в руки, свободно с ними действовать.

          Обращение к буквам как к материалу для игр, экспериментирования, манипулирования – вовсе не повод перейти к развернутому уроку чтения.

           В процессе таких обычных игр и занятий постепенно накапливается знание букв, складывается представление о том, как из них получаются слова, приходит первый опыт использования букв и слов. Это использование – просто узнавание знакомых и важных для ребенка слов – таких как «мама», «папа»… Это и обозначение буквами нужных ребенку для игр или поделок объектов.

           Критерием перехода на следующую стадию развития будут попытки малыша записать известными ему буквами слово, с записью которого он еще не знаком. Чаще всего это происходит уже после того, как ему исполнится пять лет, иногда – ближе к шести.  Но есть ребятишки, которые уже в четыре с половиной года пытаются сделать буквенную запись, опираясь на несовершенный, со множеством огрехов, звукобуквенный анализ проговариваемого слова. Вполне нормально, когда в такой записи почти нет гласных, а некоторые согласные меняются местами и имеют  зеркальное изображение. Это не ошибки. Ведь для того чтобы вводить в оценку «письменной» работы ребенка категорию ошибки, необходимо опираться на некую норму написания, а на этой стадии ни о каком нормативном написании еще не может идти речи.  

             Необходимо подчеркнуть, что если по какой-то причине первая стадия вхождения ребенка в грамоту не наступила или, напротив, зафиксировалась, не сменилась следующей, то вторая стадия – «письмо» дошкольников печатными буквами, со множеством ошибок – может иметь место не у пяти-шести летнего малыша,  а и у восьми - десятилетнего школьника. В таком случае, вероятно, будут наблюдаться и значительные трудности в овладении начертанием письменных букв, затормозится становление почерка. Читать такой ребенок, разумеется, тоже практически не способен. При этом общее умственное и психическое развитие ребенка часто бывает вполне соответствующим возрасту и даже сравнительно высоким. Причина его значительных трудностей – просто непрохождение определенной стадии развития в школьном возрасте. Такое может случиться, например, из-за бедности окружающей ребенка среды, отсутствия в ней букв и слов в доступном ему виде, или из-за того, что взрослые совсем не обращаются при нем к письму и чтению, или, напротив, из-за того, что они слишком усердно и настойчиво взялись учить его читать и вызвали в нем активное сопротивление.

             Собственно чтения на этой стадии еще практически нет – есть конструирование слов из букв, как узоров из мозаики, как домиков из кубиков.

             То, что ребенок способен разобрать по буквам слово на рекламе или вывеске, - это не чтение, а именно разбирание по буквам. Если на этой стадии увеличить объем «чтения», то может сформироваться и закрепиться его дефектный, побуквенный способ, который впоследствии очень трудно преодолевается.

              На второй стадии вхождения в грамоту ребенок нарабатывает опыт манипулирования, экспериментирования, свободных действий с буквами и словами. Он постигает принцип устройства побуквенной записи. Не правила правописания, а принцип устройства – то есть саму идею отражения звуков речи особыми значками – буквами. Он учится зашифровке и расшифровке, переводу устного слова в буквенную запись и обратно. Постепенно его «письмо» делается все более приближенным к норме – многие гласные уже не выпускаются, согласные сохраняют правильный порядок. Возникает база для развития нормативного, грамотного письма. Это только база, а не само грамотное письмо! Понятие «ошибка» все еще применимо очень относительно к «письму» старшего дошкольника и младшего школьника, находящегося на этой стадии развития.

               Нельзя пытаться разрешить трудности школьника, «застрявшего» на второй стадии овладения грамотой, в  каком бы классе он уже не учился, «в лоб», заставляя его читать и писать то, что предписывает школьная программа.  Необходимо проводить с таким школьником коррекционную работу, построенную в соответствии с наличным уровнем его развития в данной области – то есть заниматься с ним различными словесными играми, составлять и разгадывать кроссворды и ребусы, обмениваться записками и т.п. И только после того как данная стадия будет отработана, можно переходить к работе не со словами и буквами, а собственно с текстами.

              Хорошо отработанная вторая стадия вхождения в грамоту – ворота в третью стадию, когда ребенок уже может сравнительно правильно и сознательно записывать нужные ему слова и предложения, а также может читать написанные печатными буквами короткие записки, заголовки, вывески, названия телепередач в программе и т.п. 

              Теперь малыш уже действительно читает – чаще всего по слогам. Он свободно ориентируется в записях, сделанных печатными буквами, пользуется ими при необходимости так, как ему нужно. Но это все-таки еще не читатель. Третья стадия – только показатель готовности перехода к собственно чтению и письму, а не само чтение и письмо.

               У некоторых детей третья стадия вхождения в грамоту приходит к пяти-шести годам, у других – и в восемь-десять она еще не наступила.

               Когда первоклассник, полноценно проживший все три стадии  дошкольного «чтения» и письма начинает постигать школьные премудрости – у него не возникает множества проблем которые, к сожалению, совершенно обычны для современной начальной школы. Например, он прекрасно понимает смысл тех слов и фраз, которые его учат записывать письменными буквами – в отличие от многих детей, обучающихся письму «копировальным» способом, по буквам срисовывающих слово за словом. Он читает осмысленно – и потому его чтение имеет естественную интонацию. И дело здесь не в навыке беглого чтения – оно может быть совсем не беглым, - а именно в его осознанности.

              Осмысленное чтение, понимание прочитанного, способность использовать текст и его содержание в качестве средства для достижения своих целей – залог вхождения практически во все школьные дисциплины, да и вообще в любое учебное содержание.

               Достижение ребенком третье стадии в овладении началами письменности родного языка – необходимое условие, обеспечивающее преемственность дошкольного и школьного детства.

               Эта стадия может достигаться как в старшем дошкольном возрасте, так и уже при обучении в начальной школе. Важно не то, с какими конкретно навыками и умениями в области начал грамоты ребенок поступает в школу, а то, чтобы обучение детей – как дошкольников, так и школьников  - строилось в соответствии с их реальными возможностями.

             ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

               Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

  • развитие связной речи;
  • подготовка к обучению чтению;
  • подготовка к обучению письму;

Эти три направления должны стать обязательными структурными компонентами

 занятий.

                                               

                                  Развитие связной речи.

               Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.

                 В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью,

которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств,  допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога.

                 Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Она вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя.

                 Формирование связности речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

                  При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них  элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец)

и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.  

                  Развитие связной речи происходит посредством обогащения словаря.

Важным направлением словарной работы в старшей группе является освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Необходимы упражнения в классификации: посуда столовая, кухонная, чайная; одежда – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – пассажирский, грузовой; наземный, подземный, водный, воздушный и т.д.  

                    Словарная работа с детьми предполагает также освоение новых (переносных) значений известных слов. Освоение средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Ручка, ключ, крыло, коса, гребешок – педагог показывает, что к каждым из этих слов можно обозначить несколько  разных предметов.

                    Активно лексика старших дошкольников обогащается за счет эпитетов, синонимов, антонимов.

                     От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа.

                     Развитие связной речи происходит также путем совершенствования грамматического строя речи.  Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.

                    Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослыми.

                    В старшей группе вводится новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей, к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова – из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к обучению грамоте.

                    Формирование синтаксических конструкций является необходимым для развития речи, так как они составляют основной ее фонд.  

                     В подготовительной группе задачи из области морфологии, словообразования и синтаксиса направлены на обогащение речи ребенка разнообразными  грамматическими формами и конструкциями. С детьми седьмого года жизни уточняется правильное употребление «трудных» глаголов (одеть-надеть),  при этом обращается внимание  на  антонимы: одеть-раздеть, надеть-снять.  Усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал - перебежал, забежал; веселый - веселиться, грустный - грустно). В образовании новых существительных обращается внимание детей на то, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

                 В подготовительной группе закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади -жеребенок) и название предметов (сахарница, но солонка).

                  Дети в этом возрасте учатся подбирать однокоренные слова (весна-весенний, веснушки).

                  Необходимо помнить, что для ребенка серьезное и основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической. «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (Песталоцци). «Этим неоспоримым положением, - писала Е.И.Тихеева, - должен руководствоваться каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей: нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью». «Беглость мышления приобретается через практику в разговорной речи…»

                                Подготовка к обучению чтению.

                    Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

                    Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

                     Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель – научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термин «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.  

                     Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх. Этот термин включается в формулировки различных заданий. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяженности. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха.

                     В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, середине или в конце).

Практическое обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным выделением каждого звука. Так при анализе слова «сыр» ребенок должен произнести его три раза: ссыр,  cыыр,

сырр.

                      Но дети могут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – слова, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки – звуки.

                     Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

  • педагог предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрирует детям на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать;
  • дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем;
  • педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке;
  • дети вслед за педагогом произносят слово так же;
  • затем педагог называет первый звук так как он слышится в слове (если слово мак, то [м];
  • дети произносят звук  вслед за педагогом и кладут фишку в первую клеточку;
  • ведя указкой по схеме, педагог интонационно выделяет второй звук, задерживая указку во второй клеточке (слово произносится каждый раз полностью), называет второй звук изолированно;
  •  дети произносят второй звук изолированно и выкладывают фишку во вторую клеточку;
  • так же выделяется третий звук;
  • когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

                      В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ с помощью педагога.

                      Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

                        После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, затем с согласными детей учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки: берутся для сравнения два слова (кот и кит), проводится их звуковой анализ, дети пытаются найти одинаковые звуки  в этих словах. Педагог просит определить на слух как звучит звук [к] в слове кот, а как в слове кит.

                         Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками продолжается в процессе игр, в ходе которых дети попеременно произносят парные твердые и мягкие звуки. Например, все становятся в круг. Вообразить, что круг – это мяч, его надувают насосом. Педагог предлагает детям надуть большой мяч большим насосом. Дети имитируют работу насоса, произнося:  с-с-с-с-с. Затем маленьким насосом надувается маленький мяч. При этом дети произносят: сь-сь-сь-сь.

                            Эти умения закрепляются в различных упражнениях с использованием игровых ситуаций. Например, игра «Назови братца»  (проводится в круг с мячом). Педагог называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет пару звука – маленького «братца» - и бросает мяч назад. Когда дети начнут улавливать разницу по звучанию педагог вводит названия твердых и мягких согласных звуков и обозначение их цветом:  твердый согласный будем обозначать – синей фишкой, а мягкий согласный – зеленой.

                            На занятиях по  обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением.  Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении. Работа с предложением идет на протяжении всего года как часть занятий по подготовке к обучению грамоте.

                       В старшей группе детей учат делить слова на части (слоги) с использованием различных приемов: «прошагать» слово, прохлопать слоги ладошками, медленно произносить, поднеся руку к подбородку и т.д.

                       Работу с предложением и делением слов на части (слоги) стоит начинать после ознакомления с понятием «слово», то есть в начале года.

                        В подготовительной к школе группе (как и в старшей группе) предлагается составлять предложения с использованием «живой модели» и графически изображать предложения на доске или на бумаге.  Это помогает наглядно раскрыть словесное строение предложения, дает возможность создать ориентировку в речевой деятельности.

                       В подготовительной  группе педагог обращает внимание детей на смысловую и  интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения). Старших дошкольников учат также красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.  

                     В подготовительной  группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный  гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое.

                     Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

                     Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам  с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произносить его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. В словесных играх можно предложить дошкольникам  произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

                      Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

                       Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок –замок, кружки –кружки).  К концу учебного года   дети должны научиться самостоятельно указывать, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

                       В течение года в подготовительной к школе группе ставится задача познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется (показывается) детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).

             Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению.  Упражнения и игры с буквами: буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка, буквы можно печь из соленого теста.

                  Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор букв из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают, раскрашивают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т.п. Дети ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать схожие по изображению буквы.

                                  Подготовка к обучению письму. 

                   Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.

                    Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

                     Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

  • развитие руки;
  • подготовка к технике письма;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • формирование элементарных графических умений.

       Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

                   1. Развитие руки

1.1.  Сформировать правильный захват орудия письма:

         - используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя мальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).

1.2.  Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:

         - игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

1.3.  Развивать мелкую моторику рук:

         - ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;

         - бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;

         - развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.) например, игра «чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д.,

                      достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.,

                      достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы)

         - вырезание;

          - обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).

           - чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок )

                     

                     2. Подготовка техники письма

2.1.  Развивать пространственную ориентировку.

         В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо,  (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.)

2.2.   Развивать чувство ритма.

          Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм  дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например  «Бордюр» - повторяемость элементов (ритм).

2.3.   Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.

2.4.   Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и

         закрепить его в практических упражнениях игрового характера ( горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху, вниз).

                     

 3.Аналитико-синтетическая деятельность

          Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

         Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:

  • количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
  • характеристику элементов (какие  это элементы?);
  • пространстве6нное расположение элементов в букве.

Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

          В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.

           Формирование элементарных графических навыков 

            Это направление работы включает в себя:

  • упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв

   (в учебной разлиновке и без нее);

  • упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного

    шрифта («Клубочки», «Волны»).

                Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по подготовке к обучению грамоте.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, О.М. Ельцова, изд. «Учитель», 2008

2. Логопедия, И.С. Лопухина, М.: Аквариум, 1995

3. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М., 2000

4.Говорим правильно, О.С. Гомзяк, М.: Изд. «Гном и Д», 2007

5.Научите меня говорить правильно, О.И. Крупенчук, СПб.: Регата, 2001

6. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников, Р.И. Лалаева, СПб.: Союз, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте»

В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)Наглядное модели...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте»

Данная консультации познакомит молодых специалистов ДОУ с системой работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

“Кинезиологические методы подготовки дошкольников к обучению грамоте”

Презентация об использовании кинезиологических методов подготовки дошкольников к обучению грамоте...