Развитие образной речи детей.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_obraznoy_rechi_detey.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной стороной речи, но и образной, эмоциональной речью. Психолог и философ С.Л.Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам.»
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Понятия «образность, выразительность» включают в себя вербальные и невербальные средства. Вербальные, т.е. словесные, средства - интонация, лексика, синтаксис. Невербальные - мимика, жесты, поза.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать у ребенка только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, его образную речь.
Работа по развитию образной речи проводится как в образовательной деятельности, так и вне ее.
Основной вид деятельности по развитию образной речи - это работа с текстом. Сюда входит пересказ рассказов, русских народных сказок, пересказ по ролям, инсценировка, работа с диалогом.
Важно не только правильно выбрать текст, но и правильно познакомить детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки. Так же важно познакомить детей с жестами, мимикой и костюмами (масками), которые можно использовать при пересказе или инсценировке этого текста. При первичном чтении текста педагогом необходима искренность, неподдельность чувств. Для детей это является образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Читать слишком эмоционально, переигрывать не рекомендуется, так как дети тонко чувствуют преувеличение, фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению содержания и самостоятельной эмоциональной оценке. Нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Большую роль в эмоциональном усвоении прочитанного играют иллюстрации в книгах. В них дети видят выражения лиц действующих героев, позы, движения животных, людей. Эти зрительные образы помогут детям точно передать настроение и эмоции героев произведения.
После первичного ознакомительного чтения текста проводится беседа о прочитанном. Вопросы подбираются так, чтобы дети, отвечая на них, пересказывали отдельные части текста, вспоминая его. М.Д.Маханева предлагает использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «ты согласен с этим?». Например, «вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе?» (сказка «Волк и семеро козлят»).
После беседы опять возвращаемся к тексту. При повторном чтении можно привлекать детей к проговариванию отдельных фрагментов: устойчивых словесных оборотов, фразеологизмов, пословиц, поговорок.
При первичном чтении и во время беседы педагог обращает внимание на эмоциональную сторону речи действующих персонажей. При первичном чтении сам выбирает соответствующую интонацию и привлекает к ней внимание детей. При повторном чтении текста помогает детям эмоционально и выразительно повторить отдельные части текста, исправляет неверную интонацию, показывает, как должен говорить тот или иной персонаж. Дети сообща придумывают интонации для персонажей.
Следующий этап - собственно пересказ текста. От ребенка, пересказывающего первым, нельзя требовать буквального, детального воспроизведения содержания. Когда текст будет достаточно хорошо усвоен, можно требовать точность и выразительность изложения.
В дальнейшем можно провести инсценировку рассказа. Педагог читает текст ещё раз, дети вспоминают содержание, последовательность событий, эмоциональную окраску речи героев, придумывают движения, позы, мимику. Педагог показывает маски или костюмы, которые будут нужны для инсценировки. Далее необходимо выбрать роли. Выбор роли может осуществляться по-разному:
1.Ребенок сам выбирает себе роль.
2.Взрослый может назначить на основные роли более застенчивых детей.
3.Распределение ролей по карточкам (на карточках схематично изображен персонаж или написано название персонажа).
Главное в инсценировке - это эмоциональное общение детей-героев между собой. Это передача сюжета и настроения действующих лиц.
Большую роль в развитии образной речи играют русские народные сказки. Они содержат в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.
В образовательной деятельности по развитию речи в логопедической группе используется большое количество русских народных сказок: «Лиса и дрозд», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики» ( есть серия картинок), «Ворона и рак», «Пузырь, соломинка и лапоть» и т .д.
В развитии образной речи большое значение имеет работа над диалогами. Дети знают, что диалог - это разговор двух людей или зверей. Детям очень нравится говорить за животных, показывать их в движении. Н. Сладков - автор многих интересных диалогов: «Заяц и медведь», «Барсук и медведь», «Белка и медведь», «Лиса и ёж» и др.
На логопедических занятиях с целью развития выразительной речи проводятся инсценировки стихотворений. Они могут быть большими, а могут быть и четверостишия. (стихотворения прилагаются).Большинство из них взято из книги «Всё наоборот (небылицы и нелепицы в стихах).
М.Д. Маханёва предлагает упражнения для развития выразительности речи в старших группах:
1.С разной интонацией произнести самые привычные слова: «возьми, принеси, помоги, здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).
2.Изменение смысла фразы путем перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной».
3.Задание «Разные настроения». Дети должны быть знакомы с основными эмоциональными состояниями: радость, печаль, удивление, злость и способами их вербального и невербального выражения. Детям читаются про изведения. Они обсуждают, какое здесь преобладающее настроение.
( Н. Носов, «Живая шляпа», Л. Толстой «Лев и собачка», С. Маршак, «Котята», Е Чарушин, «Страшный рассказ»)
4. Упражнение «Доскажи предложение» (Я радуюсь, когда. . ., Я грущу, когда...)
5. Разыгрывание сценок, в которых необходимо особенности ситуации подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя.
6. Рассказы о смешных случаях, интересных событиях.
7.Игра «Слова - рифмы». («Раз, два, три, четыре, пять. Стихи мы будем сочинять»). «Рифмы» - слова, заканчивающиеся одинаково. Найти в стихотворении рифму или придумать рифму самим на данное слово. Например, к слову «друг» рифмы: лук, круг, вдруг и т.д.
8 «Доскажи словечко». («Веселые стихи читаем, слово рифму добавляем») - книга Волиной «Занимательное азбуковедение».
9.Скороговорки и чистоговорки. ( Т.А.Куликовская, «Скороговорки и чистоговорки» (практикум по улучшению дикции). Выразительность речи невозможна без чёткой дикции. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции детей, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетании звуков, помогают устранить нечеткое произношение. Скороговорки и чистоговорки применяют на занятиях по развитию речи, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации и дифференциации звуков в речи.
Развитие выразительной речи, таким образом, осуществляется постоянно и систематически.
Список рассказов, диалогов, стихотворений.
1. В.Бианки «Теремок» .
2. Н. Сладков «Пересмешник».
3. По К. Ушинскому «Ворона и рак».
4. В.Сутеев «Капризная кошка».
5. Г.Галеев «Петух и часы».
6. По А. Алишy «Два петуха».
7. М.Майн «Пуговица».
8. Г. Макунц «Три сестры».
9. Т. Пономарева «Хитрое яблоко».
10 .Д.Лукич «Дровосек и орех».
11.3.Шим « Ёлкино платье».
12.В.Бианки « Как муравьишка домой спешил».
13.В .Бианки «Хвосты».
14. Г. Кружков стих. «Подлёдный лов».
15. Г. Ладонщиков стих. «Играйте вместе»
16. Стих. « Разговор с пчелой».
17. Х. Беллок стих. «Носорог».
18. Э. Успенский стих. «Разгром».
19. А. Усачев стих. «Эх».
20. Игра -драматизация« Пять грибов».
21. Игра - драматизация «Овощи».
22. Игра - драматизация «Две лягушки»
23. Игра - драматизация «Комары».
24. Игра - инсценировка «Разговор с котом».
25. Диалог «Белка и медведь» Н. Сладков
26. Диалог «Барсук и медведь».
27. Диалог «Лиса и медведь».
28. Диалог «Грач и жук».
29.Диалог «Лиса и ёж».
30.Диалог« Сорока и медведь».
31. Диалог «Белка и бобр». (Н Сладков книга «Под шапкой - невидимкой»)
Литература:
1. М. Д. Маханева Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.
М.:ТЦ "Сфера", 2001.
2. В. В Волина «Занимательное азбуковедение», М., «Просвещение» 1994.
3. Т. А. Куликовская «40 новых скороговорок», М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...
Система работы по развитию образной речи детей 6-7 лет
В содержании работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит восприятие произведений искусства и накопление художественного опытатакже развитие образной выразительной р...
Семинар-практикум "Использование дидактических игр и упражнений в развитии образной речи детей".
Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством решения задач развития образной речи....
Развитие образной речи детей малыми формами фольклора.
Образная речь является частью связной речи. Очень важно её развивать. Одним из таких средств, котрое поможет это сделать - это малые формы фольклора....
Народные потешки как средство развития образной речи детей
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает развивать образную речь детей....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Сре...