Система работы по развитию образной речи детей 6-7 лет
статья (развитие речи, подготовительная группа) по теме
В содержании работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит восприятие произведений искусства и накопление художественного опытатакже развитие образной выразительной речи. важным моментом является комплексная интеграция в в такие образовательные области как "Коммуникация", "Социализация", "Познание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_razvitiyu_obraznoy_rechi_detey_6-7_let.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 207 «Эдельвейс»
г.о Тольятти.
«Система работы по развитию образной речи детей 6-7 лет»
Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словом, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством родного языка.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения- система в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. она формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий образный характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.
Образную речь в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержании работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной выразительной речи.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети 6-7 лет способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у детей воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Основным сочетанием работы в непосредственной образовательной деятельности область «Коммуникация», является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. При этом формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания; обращается внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.
В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в речи детей. Повышение уровня логического и наглядно-образного мышления детей обусловлено усвоением переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждения о том, почему в загадке используется сравнение, во фразеологизме- различные словосочетания.
У детей 6-7 лет можно развить понимание различий значения слова в зависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные характеристики. Обучаясь целесообразному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, они переносят навыки отбора уместных языковых средств, при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимым условием развития связной образной речи.
Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести в системе по разным направлениям. Прежде всего необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения за окружающим миром (например, за проезжающим транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос- мотивация в необычной форме (как по-сказочному сказать, о чем гудит, рокочет мотор?), а после этого они придумывают сказку о грузовике и грузовичке, так как сказка является наиболее доступным средством для понимания детьми. Аналогично проводятся наблюдения за животными, деревьями, цветами и т.д. Дети придумывают, о чем они могут думать, разговаривать, а затем сочиняют сказки о дереве и деревце. После чтения сказок, дети, отвечая на вопросы, отмечают необычные слова и выражения, различные по смысловым оттенкам (белка- белочка, солнце- солнышко, земля-земелюшка). В своих сказках, тема которых дается по аналогии с прочитанной, дети наделяют персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопоставления, в которых имеются слова с разными смысловыми оттенками.
Задание на составление сказок на основе парного сопоставления (о зайце и зайчихе, о ветре и ветерке) ставит детей в такую творческую ситуацию, в которой они задумываются над различными характеристиками сказочных персонажей.
Таким образом, для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей.
В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений слов (домик- домище, умный-умнейший и т.д.), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении (лес дремлет, злая зима).
Специально разработанные игры и упражнения на образование смысловых оттенков значений имен существительных (книга- книжка- книжонка), глаголов (бежал- забежал), прилагательных (умный-умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям (ко всем частям речи), на развитие понимания переносного значения многозначного слова позволяют сформировать у детей навык переноса в свои сочинения слов с различными смысловыми оттенками, отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей.
С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой- они являются важным подготовительным этапом для развития образной речи. широко надо использовать самые разнообразные ситуации, которые требуют точного речевого обозначения, предложения, завершения.
В развитии образной речи велика роль работы с произведениями изобразительного искусства, т.к. формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказываний- описании, повествовании, рассуждении, которые зависят от жанра картины. Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в красках, линиях, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает интерес к произведениям искусства и параллельно обогащает словарь детей эпитетами, метафорами и т.д.
В образовательной области «Коммуникация» большое значение придается развитию каждой стороны речи, в том числе и образной. В лексике углубляются представления детей о значении новых слов и выражений, даются задание на подбор синонимов, антонимов, многозначных.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» знакомит детей с содержанием и художественной формой произведения, обращает их внимания на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание природы, пейзажей и т.д. Особенно явно это выделяется при чтении, заучивании стихов русских поэтов. Слова, выражения, фразы употребляются здесь в прямом и переносном смысле. Слова или обороты речи употребляемые в переносном смысле, называют тропами. Есть два вида тропов: простые и сложные, простые тропы- сравнения, эпитеты; сложные тропы- метафора, аллегория, ирония, гипербола, олицетворение и т.д. например простые тропы: острая память, твердая воля, кудрявая береза, на розовом коне. Широкими возможностями для развития образной речи является употребление в речи пословиц и поговорок: легок на помине; как снег на голову; терпение и труд все перетрут. Использование их на занятиях, в играх в повседневном общении обогащают и разнообразят словарь.
Чтение литературных произведений раскрывают перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости.
Основной задачей развития образной речи детей 6-7 лет- воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря, связность речи при построении развернутого высказывания- является система в работе по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...
Система работы по развитию монологической речи детей 5-6 лет по средствам метода моделирования
Система работы по развитию монологической речи с использованием моделирования...
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Опыт работы Тема: "Развитие образной речи детей дошкольного возраста"
Интеллигентный человек должен быть образованным, уметь говорить красиво, правильно, то есть он должен владеть литературным языком и постоянно стремиться к совершенствованию навыков речевой культ...
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники
Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь детей.2. Расширять и обогащать ...