Консультация-презентация для родителей "Это нужно знать".
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
"Шпаргалка для родителей", "Как обучают детей звуковому анализу слов", "Дисграфия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_nuzhno_znat.pptx | 269.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шпаргалка для родителей - Наша речь состоит из предложений. - Предложение — это законченная мысль. - Предложения состоят из слов. - Слова состоят из звуков. - Звук — то, что мы слышим и произносим. - Буква — то, что пишем и читаем. - Звук на письме обозначается буквой. - Звуки бывают гласные и согласные. - Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. - Согласные звуки-звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ. Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е . Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков. Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков. Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит буква А. мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит буква Я.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда: стоят после гласной , например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков; стоят в начале слова , например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы , 5 звуков;
стоят после Ь или Ъ знака , например: вьюга – [ ю ] обозначает два звука, так как перед ней стоит Ь. Буква Е обозначает звуки [Й] [Э]. Буква Ё обозначает звуки [Й] [О]. Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]. Буква Я обозначает звуки [Й] [А]. В слогах и в словах после согласных : Буква «Ё» обозначает один звук [`О]: ЛЁН – звук [`О ] Буква «Е » обозначает один звук [`Э]: МЕЛ – звук [`Э ] Буква «Ю» обозначает один звук [`У]: ЛЮК – звук [`У ] Буква «Я» обозначает один звук [`А]: МЯЧ– звук [`А ]
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри про гласные. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие. Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные)согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары: Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
СЛОГИ. В слове столько слогов , сколько гласных букв, например: ма /ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.
« Как обучают детей звуковому анализу слов » Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове (звуковую последовательность).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук , например : ка или к э , т э . В результате получается « кэотэ », вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.
Дисграфия — это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов.
Виды специфических ошибок: Пропуск букв: «Тая» - Таня, « мчик » - мячик Недописывание : « зайк » - зайка, « миш » - мишка Вставки: «на речуку » - на речку, «в укуклы » - в куклы Перестановки: чулан — " чунал " , ковром — " корвом ".
Замена звонких –глухих согласных ( б-п , д-т , з-с , ж-ш , в-ф , г-к ): « кника » - книга, « люпим » - любим Замена и смешение свистящих и шипящих ( с-ш , з-ж , ч-щ , ц-с ): «миска» - мишка, « жайка » - зайка
Замена и смешение твёрдых-мягких согласных: « дада » - дядя, « мачик » - мячик, « Тяна » - Таня, «кон» - конь, « стьихи » - стихи
Оптические ошибки. Дети путают на письме д —б, о—а, и—у, т— п , У-Ч, К-Н и др. Например: « содака » - собака, «панк» - танк, « звику » - звуки.
Причины специфических ошибок: Дети не различают фонем (звуки) родного языка, т.е. не развит фонематический слух . Нарушение зрительного восприятия детей. Отставание в речевом развитии. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения Бедность словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи
Виды работ по исправлению твёрдости-мягкости Игра «Твёрдый-мягкий» Условие : Я называю твёрдый звук, а вы мягкий. И наоборот. Я называю слог с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким. И наоборот. Например: ка- кя ры-ри ну-ню Найди слоги с буквами (а-я) и выпиши в отдельные столбики. Например: МА, ТА, МЯ, ЛА, ВЯ, ЗА, ТЯ, ЛЯ, ПА, ВА А Я МА МЯ Добавь слог ЛА илиЛЯ . Например: Смо -, де-, саб -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"
Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...
Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей
В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....
Что нужно знать об эмоциональном развитии детей.
Памятка об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста....
конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"
Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...
Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?
Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...
Консультация для родителей «Что нужно знать, и что нужно рассказать своим детям о ПДД»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей дошкольников «Что нужно знать и что нужно рассказать своим детям»
Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к ...