Приемы развития фонематического слуха
консультация (логопедия) по теме

Решетникова Валентина Алексеевна

В группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи фонематические нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта, и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над фонетической стороной речи требует от педагога определенных усилий и ведется на протяжении всего учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_konsultatsiya_-_statya_piemy_razv_fon_sl.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития фонематического слуха

 В группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи фонематические нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта, и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков. Поэтому работа над фонетической стороной речи требует от педагога определенных усилий и ведется на протяжении всего учебного года.

     Фонетическая сторона речи представляет собой взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. У ребенка сначала формируется фонематический слух, то есть различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее.

     Без специального коррекционного воздействия дети не научаться различать и узнавать на слух фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к затруднениям  при овладении навыкам чтения. Поэтому всю коррекционную работу лучше планировать поэтапно:

  • развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи;
  • развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • послоговое чтение.

     У детей с общим недоразвитием речи она должна строиться с учетом  «современных представлений о той многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова).  С первых дней пребывания ребенка в группе педагог ведет работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.

     Под фонематическим слухом принято понимать  «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать  и узнавать фонемы родного языка» (Т.Б.Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

     Фонематическое восприятие  же представляет собой  «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова»  (Т.Б.Филичева).

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:

  • Упражнения в различении неречевых звуков;
  • Упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
  • Упражнения  в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
  • Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

     На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак…

     Затем детей упражняют в различении тихих  и громких, высоких и низких звуков. При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки.

     Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.

     На этом этапе работы важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом – близких по акустико-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют следующие этапы.

  • Дифференциация в ряду звуков;
  • Дифференциация в ряду слогов;
  • Дифференциация в ряду слов;
  • Дифференциация в предложениях.

Работая над дифференциацией звуков в словах и предложениях,  можно использовать различные настольно-печатные игры.

     Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, педагог учит сначала различать звуки по твердости – мягкости, а потом по глухости – звонкости. Как правило, для того чтобы  сформировать у детей понятие о твердости и мягкости согласных звуков, педагоги могут использовать различные игровые персонажи, один из них  «произносит» звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах, словах.

     Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, можно объяснить детям, что при произнесении звонких звуков  «горлышко дрожит», и предложить, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков  «в горлышке тихо»,  что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук. Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных можно ввести картинки-символы.

     Не следует спешить с переходом к такому серьезному этапу работы, как  формированию навыков звукового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы.

     Сначала  нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов; затем научить детей передавать ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Усложняя работу над слоговой структурой слов, следует поупражнять в делении слов на слоги со стечением согласных.  Очень полезна работа по составлению слов из разных слогов.

     Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой анализ слов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков,  с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.

     Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.  В специально подобранных играх дети с удовольствием составляют и читают слоги, слова, предложения, учатся различать сходные по звучанию звуки, делить слова на слоги, читать короткие рассказы и даже усваивают первые правила правописания. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация для родителей «Игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей с ОВЗ»

Цель – сформировать представления у родителей об игровых методах и приемах развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи....

Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы

Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....

Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"

В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах...