Преодоления недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Психомоторика – это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Она отражает уровень физического и психического развития, развитие речи. А дети с задержкой психического развития дошкольного возраста характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. И одной из технологий преодоления недостатков психомоторной сферы является комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций. На занятиях развиваются саморегуляция, произвольность движений и поведения, что очень важно для подготовки к школе.
В детском саду коррекционно-развивающая работа проводится всеми специалистами, это- учитель-дефектолог, логопед, психолог, воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатель. А не так давно была разработана особая технология – «Коррекционная ритмика». Специфической особенностью занятий Коррекционной ритмики является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционнных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_ritmika.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоления недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР.
Психомоторика – это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Она отражает уровень физического и психического развития, развитие речи. А дети с задержкой психического развития дошкольного возраста характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. И одной из технологий преодоления недостатков психомоторной сферы является комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций. На занятиях развиваются саморегуляция, произвольность движений и поведения, что очень важно для подготовки к школе.
В детском саду коррекционно-развивающая работа проводится всеми специалистами, это- учитель-дефектолог, логопед, психолог, воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатель. А не так давно была разработана особая технология – «Коррекционная ритмика». Специфической особенностью занятий Коррекционной ритмики является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционнных технологий.
Занятия по коррекционной ритмике проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным работником, так как рекомендуется проведение занятий под «живое» музыкальное сопровождение с частичным использованием аудиозаписей. Однако это не всегда возможно, я проводила занятия только с использованием аудиозаписей. Диск из серии «Знаки зодиака для Малышей» Козерог, где собраны шедевры классической музыки, аранжированные для детей, мне очень подошел. Пользовалась литературой М.А. Касицына, И.Г. Бородина «Коррекционная ритмика»
Проводила я занятия один раз в неделю и комплекс упражнений меняла каждый месяц. Дети занятия очень ждали, в свободной деятельности воспроизводили отдельные эпизоды занятий.
Занятие в старшей группе длится 30 минут, в подготовительной – 35 минут.
Занятие делится на части:
- Вводная часть – двигательная разминка (5 минут) – ходьба, перестроение в различных направлениях.
- Основная часть (20 минут) - упражнения на развитие и коррекцию основных движений, музыкально-ритмических движений, совершенствование психомоторики, развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы, на оптимизацию функции дыхания.
- Заключительная часть – подвижная или речевая игра и обязательная релаксационная фаза.
Старшая группа. Комплекс № 1 (Октябрь)
I Вводная часть.
Ритмическая разминка (ходьба в колонне под музыку) Музыка – Иоганн Брамс «Венгерский танец»
II Основная часть
1. Двигательное упражнение «Домик». Музыка - Иоганн Брамс «Венгерский танец»
Цель: развитие слухового внимание.
Дети двигаются врассыпную под музыку. При остановке музыки дети останавливаются, присаживаются на корточки, поднимают руки вверх «домиком». С началом музыки дети продолжают ходьбу.
2. Игра «Солнышко»
Цель: развитие чувства ритма и темпа.
И.П. Дети сидят на корточках по кругу. Дефектолог исполняет стихотворение в медленном темпе. Упражнение повторяется несколько раз, затем в ускоренном темпе.
Вот как солнышко встает – выше, выше, выше! | Все медленно поднимаются, одновременно поднимая все выше и выше обе руки (смотрят на руки). |
К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже! | Дети медленно опускаются на корточки, опуская руки вниз. |
Хорошо, хорошо солнышко смеется. А под солнышком всем весело поется. | Встав, ритмично хлопают в ладоши. |
3.Игра «Паровоз»
Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации речи и движений.
И.П. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки.
- Отправляемся в путешествие!
Чух, чух, пыхчу, Пыхчу, ворчу, Стоять на месте не хочу. Колесами стучу, верчу, Садись скорее, Прокачу: чух, чух, чух. | При произношении текста дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага . |
4.Игра «Шарик». Музыка – Иоганн Себастьян Бах «Ария» из сюиты № 3
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие умения свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса.
И.П. Дети выполняют движения стоя.
Вот так шарик надуваем И до облака взлетаем. | Дети держат руки на уровне губ «замочком», затем, имитируя большой шар, поднимают их вверх. Глова также медленно поднимается вверх за полукруглыми руками. |
Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко…ровно…глубоко… | Дети медленно опускают руки через стороны вниз, приседают на корточки. Затем выпрямляются, руки опущены. |
Упражнение повторить 2-3 раза.
5.Упражнение «Собираем листья» Музыка – Петр Чайковский «Вальс» из балет «Лебединое озеро»
Цель: развитие способности передавать образные движения.
Дефектолог подводит детей к окну.
- Какое сейчас время года?
- С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше и меньше, а на земле все больше и больше. Представьте, что мы вышли с вами на улицу и стали собирать листья и делать из них красивый букет.
Дети неторопливо, спокойным шагом двигаются и собирают листья.
6.Этюды на развитие эмоциональной сферы.
«Отдай»
Цель: развитие выразительности жестов
Дефектолог предлагает детям показать, как они будут просить отдать игрушку.
«Лисичка подслушивает»
Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать эмоции.
- Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает, о чем они говорят.
III Заключительная часть
- Упражнение «Мы играем на гармошке»
Цель: организация и постепенное успокоение.
Дефектолог произносит стихотворение, дети выполняют движения по тексту.
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
- Релаксационное упражнение. Музыка – Джакомо Пуччини «Nessun dorma» из оперы «Принцесса Турандот»
Старшая группа. Комплекс № 2 (Ноябрь)
I Вводная часть.
Ритмическая разминка (ходьба в колонне под музыку) Музыка – Иоганн Брамс «Венгерский танец»
II Основная часть
- Упражнение «Вот такие звери»
Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.
«Зайчики» - Музыка – Петр Чайковский «Святки» Декабрь из цикла «Времена года»
«Лошадки» - Музыка - Иоганн Брамс «Венгерский танец»
«Мишки» - Музыка – Иоганн Штраус «Сказки Венского леса»
«Кошечки» - Музыка – Вольфганг Амадей Моцарт «Andante cantabile» из сонаты до мажор.
- Упражнение «Запомни свое место в колонне» Музыка - Петр Чайковский «Святки» Декабрь из цикла «Времена года»
Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.
И.П. дети стоят в колонне.
Дефектолог предлагает детям запомнить свое положение в колонне. Звучит музыка. Дети разбегаются врассыпную. Музыка останавливаются, дети должны найти свое место в колонне.
- Упражнение «Веселые ладошки». Музыка - Иоганн Брамс «Венгерский танец».
Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки, развивать чувство ритма.
И.П. Дети стоят и хлопают в ладоши: на громкую музыку – громко, на тихую – тихо.
- Игра-превращение «Деревянные и тряпичные куклы». Музыка - Иоганн Штраус «Сказки Венского леса»
Цель – развитие мышечных и кинестетических ощущений и умение передавать заданный образ.
И.П. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль тела рук. Выполняют резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч.
Подражая тряпичным кукла, дети должны снять напряжение в плечах и корпусе: руки висят свободно, ноги слегка расставлены. Руки как у тряпичной куклы, как бы «оборачиваются» вокруг тела, голова поворачивается.
Повторять движения деревянных и тряпичных кукол в чередовании несколько раз.
- Дыхательное упражнение «Веточка»
Инструкция дефектолога: « Встаньте прямо, опустите руки. Медленно поднимайте руки вверх, делая при это глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание. Медленный вдох через нос и выпрямились. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание». Выполняется 2-3 раза.
6.Этюды на развитие эмоциональной сферы.
«Уходи!»
Цель: развитие выразительности жестов
Дефектолог предлагает детям показать, как они прогоняют злую собаку.
«Круглые глаза»
Цель: Развитие мимики, выражение удивления.
Дефектолог рассказывает детям историю и предлагает показать, как удивился мальчик, какие круглые глаза были у него, когда он увидел живую тряпку.
-Однажды мальчик шел из школы, зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Он поднял тряпку и увидел, что там котенок.
III Заключительная часть
- Игра «Жучки»
Цель: создание положительного эмоционального фона и развитие образно-игровых движений.
И.П. Дети – «жучки» стоят врассыпную, слегка отведя руки назад (крылышки). С началом стихотворения выполняют движения.
По дороге жук, жук, По дороге черный, Посмотрите на него – Вот какой проворный. | Дети бегут легко на носочках. |
Он на спинку упал, Лапками задрыгал, крылышками замахал, Весело запрыгал. | Дети, остановившись, быстро ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками. |
По дороге жук, жук, По дороге черный, Посмотрите на него – Вот какой проворный. | Дети бегут легко на носочках. |
- Этюд «Солнышко и тучки»
Цель : развитие мышечных ощущений
Дети лежат на полу. Дефектолог предлагает представить разницу ощущений и передать ее действиями.
- Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало холодно, чтобы согреться, мы сожмемся в комок и задержим дыхание. (На вдохе)
-Солнце вышло из-за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе).
Упражнение повторить 3-4 раза.
- Релаксационное упражнение. Музыка – Джакомо Пуччини «Nessun dorma» из оперы «Принцесса Турандот»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД
В этой методической разработке представлена работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия; развитию речевой моторики; формированию произносительных умений и навыков; работа по фор...
консультация "Развитие психомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста"
В консультации представлены упражнения, игровые приёмы, направленные на развитие психомоторной сферы детей....
« Преодоление недостатков речи у детей».
Успех логопедической работы зависит не только от усилий и качества работы логопеда, индивидуальных особенностей и активности ребёнка, имеющего дефекты речи, ...
преодолению недостатков речи у детей
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:...
Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Сензитивным периодом психомоторного развития детей является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное развитие ребенка, произвольность психических функций и поведения становится ...
Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей
Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей...