Преодоления недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Гузий Татьяна Геннадьевна

Психомоторика – это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Она отражает уровень физического и психического развития, развитие речи. А дети с задержкой психического развития   дошкольного возраста характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. И одной из технологий преодоления недостатков психомоторной сферы является комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных   упражнений происходит коррекция и развитие высших  психических функций. На занятиях развиваются саморегуляция, произвольность движений и поведения, что очень важно для подготовки к школе.

В детском саду коррекционно-развивающая работа проводится всеми специалистами, это-  учитель-дефектолог, логопед, психолог, воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатель.  А не так давно была разработана особая технология – «Коррекционная ритмика». Специфической особенностью занятий Коррекционной ритмики является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционнных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_ritmika.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоления недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР.

Психомоторика – это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Она отражает уровень физического и психического развития, развитие речи. А дети с задержкой психического развития   дошкольного возраста характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. И одной из технологий преодоления недостатков психомоторной сферы является комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных   упражнений происходит коррекция и развитие высших  психических функций. На занятиях развиваются саморегуляция, произвольность движений и поведения, что очень важно для подготовки к школе.

В детском саду коррекционно-развивающая работа проводится всеми специалистами, это-  учитель-дефектолог, логопед, психолог, воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатель.  А не так давно была разработана особая технология – «Коррекционная ритмика». Специфической особенностью занятий Коррекционной ритмики является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционнных технологий.

Занятия по коррекционной ритмике проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным работником, так как рекомендуется проведение занятий   под «живое» музыкальное  сопровождение с частичным использованием аудиозаписей. Однако это не всегда возможно,  я проводила занятия только с использованием аудиозаписей.  Диск из серии «Знаки зодиака для Малышей» Козерог, где собраны шедевры классической музыки, аранжированные для детей, мне очень подошел. Пользовалась литературой М.А. Касицына, И.Г. Бородина «Коррекционная ритмика»

Проводила я занятия один раз в неделю и комплекс упражнений меняла каждый месяц. Дети занятия очень ждали,  в свободной деятельности воспроизводили отдельные эпизоды занятий.

Занятие в старшей группе длится 30 минут, в подготовительной – 35 минут.

Занятие делится на части:

  1. Вводная часть – двигательная разминка (5 минут) – ходьба, перестроение в различных направлениях.
  2. Основная часть (20 минут) -  упражнения на развитие и коррекцию основных движений, музыкально-ритмических движений, совершенствование психомоторики, развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы, на оптимизацию функции дыхания.
  3. Заключительная часть – подвижная или речевая игра и обязательная релаксационная фаза.

Старшая группа. Комплекс № 1 (Октябрь)

I  Вводная часть.

Ритмическая разминка (ходьба в колонне под музыку) Музыка – Иоганн Брамс «Венгерский танец»

II Основная часть

1. Двигательное упражнение «Домик». Музыка - Иоганн Брамс «Венгерский танец»

Цель: развитие слухового внимание.

Дети двигаются врассыпную под музыку. При остановке музыки дети останавливаются, присаживаются на корточки, поднимают руки вверх «домиком». С началом музыки дети продолжают ходьбу.

2. Игра «Солнышко»

  Цель: развитие чувства ритма и темпа.

И.П. Дети сидят на корточках по кругу. Дефектолог исполняет стихотворение в медленном темпе. Упражнение повторяется несколько раз, затем в ускоренном темпе.

Вот как солнышко встает – выше, выше, выше!

Все медленно поднимаются, одновременно поднимая все выше и выше обе руки (смотрят на руки).

К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже!

Дети медленно опускаются на корточки, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо солнышко смеется.

А под солнышком всем весело поется.

Встав, ритмично хлопают в ладоши.

3.Игра «Паровоз»

Цель: развитие чувства ритма  и темпа, синхронизации речи и движений.

И.П. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки.

- Отправляемся в путешествие!

Чух, чух, пыхчу, Пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу.

Колесами стучу, верчу, Садись скорее,

Прокачу: чух, чух, чух.

При произношении текста дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага .

4.Игра «Шарик». Музыка – Иоганн Себастьян Бах «Ария» из сюиты № 3

 Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие умения свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса.

И.П. Дети выполняют движения стоя.

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Дети держат руки на уровне губ «замочком», затем, имитируя большой шар, поднимают их вверх. Глова также медленно  поднимается вверх за полукруглыми руками.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

Дети медленно опускают руки через стороны вниз, приседают на корточки. Затем выпрямляются, руки опущены.

Упражнение  повторить 2-3 раза.

5.Упражнение «Собираем листья» Музыка – Петр Чайковский «Вальс» из балет «Лебединое озеро»

Цель: развитие способности передавать образные движения.

Дефектолог подводит детей к окну.

- Какое сейчас время года?

- С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше и меньше, а на земле все больше и больше. Представьте, что мы вышли с вами на улицу и стали собирать листья и делать из них красивый букет.

Дети неторопливо, спокойным шагом двигаются и собирают листья.

6.Этюды на развитие эмоциональной сферы.  

«Отдай»

Цель: развитие выразительности жестов

Дефектолог предлагает детям показать, как они будут просить отдать игрушку.

«Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать эмоции.

- Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает, о чем они говорят.

III Заключительная часть

  1. Упражнение «Мы играем на гармошке»

Цель: организация и постепенное успокоение.

Дефектолог произносит стихотворение, дети выполняют движения по тексту.

Мы играем на гармошке.

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп.

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

  1. Релаксационное упражнение. Музыка – Джакомо  Пуччини «Nessun dorma» из оперы «Принцесса Турандот»

Старшая группа. Комплекс № 2 (Ноябрь)

I  Вводная часть.

Ритмическая разминка (ходьба в колонне под музыку) Музыка – Иоганн Брамс «Венгерский танец»

II Основная часть

  1. Упражнение  «Вот такие звери»

Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.

«Зайчики» - Музыка – Петр Чайковский «Святки» Декабрь из цикла «Времена года»

«Лошадки» - Музыка -  Иоганн Брамс «Венгерский танец»

«Мишки» - Музыка – Иоганн Штраус «Сказки Венского леса»

«Кошечки» - Музыка – Вольфганг Амадей Моцарт «Andante cantabile» из сонаты до мажор.

  1. Упражнение «Запомни свое место в колонне» Музыка - Петр Чайковский «Святки» Декабрь из цикла «Времена года»

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

И.П. дети стоят в колонне.

Дефектолог предлагает детям запомнить свое положение в колонне. Звучит музыка. Дети разбегаются врассыпную. Музыка останавливаются, дети должны найти свое место в колонне.

  1. Упражнение «Веселые ладошки».  Музыка - Иоганн Брамс «Венгерский танец».

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки, развивать чувство ритма.

И.П.  Дети стоят и хлопают в ладоши: на громкую музыку – громко, на тихую – тихо.

  1. Игра-превращение «Деревянные и тряпичные куклы». Музыка - Иоганн Штраус «Сказки Венского леса»

Цель – развитие мышечных и кинестетических ощущений и умение передавать заданный образ.

И.П. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль тела рук. Выполняют резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч.

Подражая тряпичным кукла, дети должны снять напряжение в плечах и корпусе: руки висят свободно, ноги слегка расставлены. Руки как у тряпичной куклы, как бы «оборачиваются» вокруг тела, голова поворачивается.

Повторять движения деревянных и тряпичных кукол в чередовании несколько раз.

  1. Дыхательное упражнение «Веточка»

Инструкция дефектолога: « Встаньте прямо, опустите руки. Медленно поднимайте руки вверх, делая при это глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание. Медленный вдох через нос и выпрямились. Снова задержите дыхание.  Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание».  Выполняется 2-3 раза.

 6.Этюды на развитие эмоциональной сферы.  

«Уходи!»

Цель: развитие выразительности жестов

Дефектолог предлагает детям показать, как они прогоняют злую собаку.

«Круглые глаза»

Цель: Развитие мимики, выражение удивления.

Дефектолог рассказывает детям историю и предлагает показать, как удивился мальчик, какие круглые глаза были у него, когда он увидел живую тряпку.

-Однажды мальчик шел из школы, зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Он поднял тряпку и увидел, что там котенок.

III Заключительная часть

  1. Игра «Жучки»

Цель: создание положительного эмоционального фона и развитие образно-игровых движений.

И.П. Дети – «жучки» стоят врассыпную, слегка отведя руки назад (крылышки). С началом стихотворения выполняют движения.

По дороге жук, жук,

По дороге черный,

Посмотрите на него –

Вот какой проворный.

Дети бегут легко на носочках.

Он на спинку упал,

Лапками задрыгал, крылышками замахал, Весело запрыгал.

Дети, остановившись, быстро ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками.

По дороге жук, жук,

По дороге черный,

Посмотрите на него –

Вот какой проворный.

Дети бегут легко на носочках.

  1. Этюд «Солнышко и тучки»

Цель : развитие мышечных ощущений

Дети лежат на полу. Дефектолог предлагает представить разницу ощущений и передать ее действиями.

- Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало холодно, чтобы согреться, мы сожмемся в комок и задержим дыхание. (На вдохе)

-Солнце вышло из-за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе).

Упражнение повторить 3-4 раза.

  1. Релаксационное упражнение. Музыка – Джакомо  Пуччини «Nessun dorma» из оперы «Принцесса Турандот»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД

В этой методической разработке представлена работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия; развитию речевой моторики; формированию произносительных умений и навыков; работа по фор...

консультация "Развитие психомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста"

В консультации представлены упражнения, игровые приёмы, направленные на развитие психомоторной сферы детей....

« Преодоление недостатков речи у детей».

Успех логопедической работы зависит не только от усилий и качества работы логопеда, индивидуальных особенностей  и активности ребёнка, имеющего дефекты речи, ...

преодолению недостатков речи у детей

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:...

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Сензитивным периодом психомоторного развития детей является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное развитие ребенка, произвольность психических функций и поведения становится ...

Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей

Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей...