Организация и проведение речевых праздников и развлечений в ДОУ
консультация по логопедии по теме

Решетникова Валентина Алексеевна

Речевые праздники  и развлечения – один из актуальных видов работы  как дошкольных логопедических, так и массовых групп. Известно, что игровые задания  помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее во время занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kons_rechevye_prazdniki_v_dou.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение речевых праздников

 и развлечений в ДОУ

       Речевые праздники  и развлечения – один из актуальных видов работы  как дошкольных логопедических, так и массовых групп. Известно, что игровые задания  помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее во время занятий.

      В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование звуковой стороны языка, лексической и грамматической являются конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей.

      Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно – воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у данной категории детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи, фонематического слуха. Однако, важнейшее место в общей картине недоразвития речи таких детей занимает несформированность речевого общения. Коммуникативная функция речи является генетически более ранней, и именно она служит основой для становления  других речевых функций. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении.

Педагог должен поощрять любые попытки детей о чем-то спросить, сообщить взрослому; в процессе режимных моментов постоянно побуждать ребят обращаться за помощью, советом ко взрослому, товарищу  («Попроси Алешу, чтобы он тебе помог», «Расскажи ребятам о том, что ты видел», «Скажи «спасибо» …).

      На занятиях по математике, лепке, рисованию нужно также  обращать внимание на активизацию речевого общения и умение детей слушать; ставить ребят в условия, побуждающие их что-то сказать, спросить, сообщить друг другу. Необходимо следить и за тем, чтобы такое общение было результативным, то есть после него началась игра, оказывалась необходимая помощь и т. д.

      Воспитатель должен постоянно обращать внимание на интонационную выразительность речи, учить детей обращаться с просьбой («Света, спроси у меня, что я делаю». Скажи: «Ольга Алексеевна, что вы делаете?»).

На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей анализировать свою работу, а через некоторое время – составлять небольшой рассказ по рисунку.

      Следующим этапом в развитии речевой активности является беседа – диалог  нескольких собеседников, ведущая роль в котором принадлежит  педагогу. Он придумывает вопросы, моделирует ответы, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов.

Чем выше самостоятельность и речевая активность ребенка, тем выше уровень развития диалогической речи и возможность качественного развития монологической речи. Проведение полноценной беседы, свободного диалога

возможны только в конце второго – начале третьего года обучения.  Сформированность диалогической речи является базой для овладения связной речью, умением составлять рассказы.

      У детей с ОНР почти всегда страдают мыслительные процессы и познавательная деятельность. Для них характерны слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться.

      Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к занятиям можно только заинтересовав их, то есть, сделав обучение  занимательным.  Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности. А значит и для формирования  произвольного внимания – избирательной направленности на определенный предмет или явление окружающего мира. Процесс формирования  произвольного внимания должен происходить ежедневно в форме игры. Оценив уровень умственного развития детей данной группы педагог должен составить перечень игр, которые вызывают у них  наибольший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.

      В качестве примера приведу перечень игр соревновательного характера для формирования связной речи, навыкам обучения грамоте, произвольного внимания.

Игры соревновательного характера

Игра  «Кто быстрее соберет целое из частей»

Дети собирают картинки, разрезанные на 6-7 частей. (Можно разделить ребят на две команды.)

Игра  «Кто больше назовет…»

Педагог называет тему, например, «Имена девочек» («Названия деревьев», «Название овощей», «Ласковых слов»…). Дети называют имена по очереди. (Можно разделить ребят на две команды). За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

Игра  «Кто выразительнее произнесет чистоговорку»

Дети по очереди произносят по одной чистоговорке; прислушиваются, кто лучше это сделал. Выигрывает тот ребенок, который произнес чистоговорку наиболее четко.

Игра «Кто наловит больше рыбок»

Дети делятся на две команды. У ребят удочки с крючками – магнитами. На картинках со звуками также прикреплены магниты.  Ребенок должен «ловить» рыбку-картинку на определенный звук.

Игры на  формирование связной речи

Игра  «Волшебный стул»

Ребенка (по желанию) усаживают на необычный стул, и все дети говорят ему приятные, добрые, ласковые слова.

Ира  «Конкурс чтецов»

Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение  (грустно, радостно, как просьбу, как вопрос…).

Игра  «Опиши товарища»

Ребенок должен рассказать о своем друге (его характере, привычках), учитывая его характерные особенности.

Игра  «Черный ящик»

Дети постоянно определяют, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных  свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И так далее».

Игра  «Передай доброту»

Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2-3 ласковых слова или составить предложение.

Игра  «Продолжи предложение»

Дети должны продолжить начатую педагогом мысль: «Учусь читать книги, потому что…», «Слова надо говорить громко, потому что…», «Если бы я был волшебником, я бы…».

Игра  «Расскажи о своей маме (о себе)»

Ребенок должен рассказать о своей маме (или о себе): характер, о привычках, о любимых делах, о том как проводит свободное время, какие сказки любит читать (слушать), как ласково называют дома и так далее.

Игра  «Мой папа –  художник»

Ребенку должен составить рассказ (сказку) по рисунку (картинке, иллюстрации, фотографии), который нарисовал папа.

Игра  «Пословицы, поговорки, скороговорки»

Ребенок должен произнести ее выразительно, четко, громко; объяснить значение, смысл сказанной пословицы.

Игры на развитие фонематических представлений

Игра  «Определи место звука в слове»

Педагог произносит несложные сова. Ребенок должен определить на слух, какой звук находится в конце, в начале, в середине слова.

Игра  «Магазин игрушек»

Дети идут в  «магазин», покупают нужную игрушку, определяя первый или последний звуки в ее названии и отдают «продавцу» соответствующую букву-«денежку».

Игра  «Ты – дирижер»

Ребенок должен разделить слово на слоги с помощью взмахов руки.

Игра «У телевизора не работает звук»

Дети встают в круг. Ребенок должен прошептать слово. Следующий ребенок передает его дальше по кругу.

Игра  «На что похожа буква»

На листе бумаги изображены силуэты нескольких букв. Ребенок должен определить, на что похожа каждая буква (желательно назвать несколько схожих с ней предметов).

Игра  «Рассели зверей в домики»

Ребенок должен определить место звука в слове или определить первый звук и поселить зверюшку в соответствующий домик.

Игра  «Кто больше?»

Игра – соревнование: кто назовет больше слов с заданным звуком. За правильные ответы  дети получают фишки.

Игра  «В каком вагоне едут животные?»

Ребенок должен определить первый звук в названиях животных, а затем разделить слова – названия на слоги. («В первом вагоне поедет кот, во втором лиса, в третьем собака»).

Игра  «Перекличка»

Дети встают в ряд. Педагог называет звук. Выходят вперед те ребята, в именах которых есть названный звук.

Игра  «Слова перепутались»

Педагог произносит деформированное предложение. Дети должны поменять слова в предложении местами и произнести его правильно.

Игра «Живые буквы»

У каждого ребенка карточка с буквой. Дети должны расставить буквы так, чтобы получилось названное педагогом слово.

Игра  «Прочти с помощью «ключа»

У ребенка таблица с набором букв. По схеме-ключу он должен провести по буквам линию так, чтобы получилось названное педагогом слово.

Игра  «Работа с перфокартой»

Дети должны подобрать слова к картинкам, указать гласные и согласные звуки, разделить слова на слоги.

Игра  «Ребусы»

Развитие звукового анализа, внимания, логического мышления.

Игра  «Кроссворды»

Формирование звукового анализа, развитие мышления.

     У детей, увлеченных игрой. Повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Выполнение правил игры требует выдержки, самообладания, дисциплинированности.

     В дидактических играх и упражнениях обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Здесь очень уместны слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Ребенок испытывает радость от удачно найденных решений, быстро и правильно выполненных заданий. Многие игры способствуют пополнению и активизации словаря. Формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умения правильно выражать свои мысли.

     По мере накопления изученного материала можно закреплять его в необычной форме – в виде развлечения. Структуру развлечения разрабатывают с учетом знаний детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропадал интерес.

     Речевой праздник – это торжество, объединяющее детей общностью переживаний, эмоциональностью. К речевому празднику готовятся все: дети, родители, педагоги. Украшается зал или группа, дети приходят нарядные, приглашаются гости. Материал сценария носит характер развивающего воспитывающего обучения. Эмоциональность восприятия материала усиливается сюрпризными моментами. Присутствие на празднике сказочных персонажей вызывает у детей большой интерес, усиливает зрелищность, театральность праздника.

 

   У каждого праздничного сценария есть тема, сюжет, предполагающий роли для детей и для взрослых. К участию в играх следует привлекать и родителей, чтобы они не были пассивными зрителями. Каждый ребенок радуется, если его мама становится участницей игры, переживает за нее, гордится.

     Начало праздника – это завязка. Например, развлечение начинается с чтения телеграммы от куклы Раи. Далее идет основное  развитие действия (дети выполняют различные задания, читают стихи, произносят пословицы) и концовка – финал праздника (дети получают подарки или угощения).

     Наряду с закреплением материала по обучению грамоте, развитию фонематического слуха, связной речи, хорошо использовать в развлечениях игры, совершенствующие диалогическую речь, выразительную речь; развивающие внимание, слух, осязание, память. Такие игры требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов; умения различать, сравнивать, обобщать.

     Воспитательное значение речевых праздников и развлечений очень велико. Они способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. В такие моменты, как правило, исчезают препятствия, мешающие ребенку проявить себя в коллективе активно; исчезают неуверенность и нерешительность.  Ребенок легко, без принуждения добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами, настойчиво добивается лучшего результата.

     Выполнение условий игры и соблюдение правил требуют от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, запоминания и воспроизведения. Это приближает игру к обучению. В играх воспитывается честность, выдержка, терпение, решительность – черты, формирующие силу воли и характер.

     Содержание и разнообразие сюжетов речевых праздников свидетельствуют о широте знаний, умений и навыков детей; степени сформированности познавательных процессов. Например, на занятиях по обучению грамоте дети работают с индивидуальными заданиями. Сначала они пишут, затем отмечают гласные и в конце проверяют себя и товарища. Очень нравится детям самооценка: они находят ошибки, подчеркивают их и ставят соответствующую оценку: улыбающегося или грустного человечка (печатка).

     Дети очень любят ребусы и кроссворды, которые помогают им в игровой форме усваивать звуковой анализ.

     На речевом празднике дети активны, ведут себя свободно, поэтому тот взрослых требуется немало мастерства и фантазии, чтобы удержать внимание и интерес всей группы в течение 30-40 минут.

     Дети подвижны, они не могут долго сосредоточенно работать, поэтому, нужно давать им возможность расслабиться, отдохнуть. Для этого прекрасно подходят физкультминутки. Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие тексту движения.

Педагог должен учитывать и то, что дети с речевой патологией отличаются повышенной утомляемостью; в работе с ними нужно часто менять виды деятельности, разнообразить задания.

Речевые праздники – хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей. А какой же праздник без подарков? Подарки любят все, поэтому и для речевого праздника нужно придумать подарки, по возможности связанные с его темой. Это могут быть медальки – призы, звездочки, печенье в форме букв, пирог. Но следует понимать, что награда, приз  за выполнение действий, должна выступать как побуждающий фактор для более интересной и точной деятельности, а не быть решающим моментом, из-за которого дети выполняют данные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации и проведения спортивного вечера развлечения с детьми подготовительной к школе группы «Древние и современные виды спорта»

Конспект организации и проведенияспортивного вечера развлеченияс детьми подготовительной к школе группы«Древние и современные виды спорта»...

Консультация для востпитателей "Роль воспитателя в организации и проведении праздника и развлечения"

Праздники и развлечения  в детском  саду являются одним из важных звеньев в общей цепи эстетического воспитания. В данной консультации описывается роль воспителя в организации и проведении п...

Консультация для молодых педагогов "Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду"

Праздники - это важная составная часть воспитательного процесса. Она воздействует на формирование личности дошкольника....

Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»

Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь....

Организация и проведение речевой деятельности на прогулке

Представлена картотека речевых игр, которые можно провести на прогулке и которые не требуют оснащения....