Речевое развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста
статья по логопедии по теме
Очень часто родители задаются вопросами:
– А стоит ли моему ребёнку заниматься с логопедом? Со скольки лет? Могут ли речевые нарушения исчезнуть сами собой?
Хочется подробнее ответить на эти и другие вопросы родителям города Новосибирска.
Ребёнок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. У всех нормально развивающихся детей наблюдается определённая последовательность в речевом развитии.
К 2-м гг. ребёнок овладевает чётким произношением гласных: А, О, У, И; согласных: М, П, Б, К, Г, Н, Т, Д.
К 2 г. 6 мес. правильно произносит С, З, Ы, В, Ф.
К трём годам усваиваются следующие звуки: Ч, Ш, Ж, Щ, Ц.
К четырём годам появляются звуки Р, Л и вся звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена.
Если Вы заметили отставание в речевом развитии у вашего ребёнка, не точное произнесение каких-либо звуков, то необходимо обратиться к учителю-логопеду. Времена, когда детей показывали только перед поступлением в школу, давно прошли. Занятия с учителем-логопедом помогут ребёнку не только исправить дефекты звукопроизношения, но и развить мелкую и артикуляционную моторику, научить ребёнка составлять рассказ по картинке, набрать к школе словарный запас.
Не обратив внимание своевременно в дошкольном возрасте, с приходом таких ребят в школу могут начаться новые трудности: младшие школьники с различными речевыми нарушениями пишут преимущественно так, как говорят. Если ребёнок говорит «сапка» вместо «шапка», «лабота» вместо «работа», «мине» вместо «мне», то он почти всегда так и пишет эти слова.
Для предотвращения появления вышеперечисленных недостатков в устной и письменной речи необходима своевременная коррекция дефектов звукопроизношения. Логопедическую помощь в городе можно получить в детских поликлиниках, детских садах, частных центрах развития ребёнка, а если ребёнок школьного возраста, то на логопедических пунктах общеобразовательных школ.
Приоритетными направлениями в работе учителей-логопедов являются:
– дифференцированный логопедический массаж;
– развитие артикуляционной моторики;
– формирование фонематической стороны речи;
– непосредственная постановка звуков речи.
Для профилактики речевых нарушений целесообразно проводить уже с трёх лет следующие игры и упражнения:
- Развитие дыхания
– «Буря в стакане» (В стакан с водой опускаем соломинку для сока и плавно выдыхаем, чтобы получалось бурление).
– выдувание мыльных пузырей;
– надувание воздушных шаров;
– «Сдуй пушинку с ладошки». На ладошку кладётся ватка, ребёнок вдыхает носом, плавно выдыхает ртом на ватку.
– игра на музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка и т.д.).
- Развитие мелкой моторики.
– Игра «Помоги Золушке». Перебирание и сортировка крупы по размеру и фактуре (бобы, фасоль).
– игры-шнуровки, застёгивание и расстёгивание пуговиц;
– игры с конструкторами мелкими и крупными;
– нанизывание бусинок;
– катание массажных (колючих) мячиков.
- Развитие артикуляционной моторики.
– «Толстячок – худышка» надуть щёки, затем втянуть;
– «Футбол» поочерёдное надувание щёк;
– «Светофор» поочерёдное закрывание то, левого, то правого глаз.
– «Лопатка» – выкладывание широкого язычка на нижней губе.
– «Иголка» – удержание узкого язычка.
– «Лошадка». Цоканье язычком.
Хочется отметить, уважаемые родители, что ребёнок учиться на примере речи близких ему людей – родителей, воспитателей, сверстников. Поэтому, следите за своей речью, исключите слова-паразиты, обращайтесь в спокойном доброжелательном тоне, любите своих детей!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/09/duet_na_listiki.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950601-1506004956.jpg)
Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»
Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/12/picture-1104255-1723464692.jpg)
Нормы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
В данном документе родители и педагоги могут ознакомится с нормами развития речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-984425-1517330995.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-1129313-1553252032.jpg)
Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-415044-1493062659.jpg)
Мастер-класс для родителей "Музыка в жизни ребенка. Музыка как средство познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".
Все дети в разной степени от природы музыкальны, почему же не использовать этот потенциал для речевого и познавательного развития дошкольников?Главная задача взрослых — с помощью музыки помочь м...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/11/picture-1416139-1660225433.jpg)
.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».
Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...