РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПАЛЬЦЕВ РУК И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
консультация по логопедии по теме

Галкина Оксана Андреевна

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу необходимо массировать пальчики, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга, с физиологическим и психическим развитием ребёнка.

В процессе действия с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие восприятия, зрительно - двигательной координации, ручной умелости, отрабатывается согласованность действий рук (хватание кулаком, щепотью). В развитии ручной моторики большую роль играют соотносящие движения - действия, при которых нужно совмещать два предмета или части (башенки, матрёшки, пирамидки).

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождая их стихотворным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

         РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

                 ПАЛЬЦЕВ РУК И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу необходимо массировать пальчики, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга, с физиологическим и психическим развитием ребёнка.

В процессе действия с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие восприятия, зрительно - двигательной координации, ручной умелости, отрабатывается согласованность действий рук (хватание кулаком, щепотью). В развитии ручной моторики большую роль играют соотносящие движения - действия, при которых нужно совмещать два предмета или части (башенки, матрёшки, пирамидки).

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождая их стихотворным текстом.

Первые шаги на пути самостоятельного формирования ручной умелости -формирование навыков самообслуживания:

самостоятельно одеваться, застёгивать и расстёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, к письму.

Почему так важно развивать мелкую моторику?

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику (пальцы), мы активизируем те зоны головного мозга, которые отвечают за речь. Заинтересовать  ребёнка  и   помочь   ему   овладеть   новой   информацией  -кропотливый труд. А игра - это не развлечение, а обучение. Так как

в дошкольном возрасте основной, ведущий, посильный вид

деятельности — ИГРА.

ЛЮБОЕ ЗАДАНИЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКАМ:

♦Объяснить правила.    

♦Рассказать и показать способ действия.

♦ Уточнить понятны ли правила.

♦ Быть партнёром, а не командиром в игре.

Задание интересно только тогда, когда оно понятно, посильно и выполнимо

 ( поначалу с Вашей помощью, затем и самостоятельно).Хвалите ребёнка по заслугам  - это Ваша любовь и поддержка.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И

САМОКООРДИНИРОВАННЫХ  ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ

РУК

1.        Несколько сосудов, наполненных однородным наполнителем
(вода, песок, разные крупы, мелкие предметы).

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, 5-10 минут перемешивает содержимое. После нескольких проб, ребёнок с закрытыми глазами, опускает руки в предложенный сосуд и отгадывает его содержимое.

  1. Сидя, руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вперёд. Одновременно двумя руками делается по 2 шлепка поочерёдно каждым пальцем по большому пальцу. Начиная с указательного до мизинца и наоборот.
  2. «РЕЗИНОЧКА».      Использовать резинку для волос диаметром 4 - 5 см. все пальцы вставляются в резинку. Движениями всех пальцев передвинуть резинку по кругу сначала в одну сторону,

а затем в другую. Попеременно каждой рукой.

  1. «Перекатывание карандаша». Карандаш держать вертикально между пальцами. Перекатывать от большого пальца к мизинцу и обратно. Сначала одной рукой, затем другой.
  2. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки») Сидя напротив друг друга, взрослый делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (одни пальцы согнуты, другие выпрямлены). Ребёнок должен точно повторить «фигуру». Если задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала упражнение показывают сидя рядом, а не напротив.

6.        Игры с рисованием.

  • Линейки   -   трафареты.    Обводить    наперегонки    квадратики    или кружочки. Трафареты с животными.

                                      

  • «Лабиринт». Продвигаться по нарисованному лабиринту. Интересно, когда ребёнок рисует лабиринт для родителей, а родители для ребёнка.

ИГРЫ  С КРУПАМИ, ПУГОВИЦАМИ, БУСИНАМИ

1.        Возьмите яркий поднос. Тонким, ровным слоем рассыпьте по
подносу мелкую крупу. Проведите пальцем по крупе, оставляя
след, чтобы проглядывал поднос. А дальше творческие рисунки.

4- «Капельки дождя».

4- «Полоски на подносе».

4- «Снежные комочки», «Воздушные шары».

4- «Дорожки длинные и короткие».

4- «Волны на море».

4- «Высокие, низкие горы»

4-   Разные предметы (яблоко, домик, солнышко, ёлочка и др.).

2.        На картоне нарисуйте ярким фломастером какой- либо предмет
(дом, цветок, гриб, бабочку, машинку и др.),

4- рассмотрите его внимательно,

4- предложите ребёнку обвести его по контуру,

4- равномерным слоем засыпьте рисунок мелкой крупой («спрячьте его»),

4- «найдите» рисунок, прорисовывая пальцем по знакомым линиям.

3.        «Шкатулка пуговиц».

Положите в коробку пуговицы   разного цвета и размера.

♦        На картоне нарисован рисунок. Ребёнок выкладывает пуговицы по
контуру рисунка или заполняет его внутри.

Для этой игры хорошо использовать «книги - разукраски» с большими предметными рисунками.

♦ Вы выкладываете рисунок, затем просите повторить его. Когда ребёнок научится    делать    разные    предметы,    повторяя    их,    предложите выкладывать рисунки без образца.

♦        На любой геометрической форме, сделанной из картона, из пуговиц
выкладывается узор. Сначала по вашему образцу, а затем
самостоятельно.

4.        «ПЕКАРЬ».    В кастрюлю насыпать горох или фасоль.
Ребёнок запускает туда руки и «месит» тесто, приговаривая

ЗАМЕСИЛИ ТЕСТО,

В ПЕЧИ ЕСТЬ МНОГО МЕСТА.

В ЖАРКОЙ ПЕЧИ

                                               ИСПЕКУТСЯ КАЛАЧИ.

5.        В пиалу или невысокую коробочку насыпать горох.
Перекладывать по одной горошине в другую коробочку (пиалу).
Держать горошину поочерёдно большим и указательным;
большим и средним; большим и безымянным;

большим и мизинцем одной руки, затем другой,

а потом и двумя руками одновременно.

С каждой горошиной называть по одному слову.

Например при изучении тем : «Назови овощи (профессии,

водный транспорт, насекомых и др.), которые ты знаешь».

6.        «ЛЫЖИ»

2 пробки от пластиковых бутылок кладём на стол резьбой вверх. В них вставляем указательный и средний пальцы. «Скользим» на лыжах по поверхности стола, делая по шагу :

  • на каждое слово (например, предметы одежды, обуви и др.);
  • на каждое слово в предложении без предлога (Кот мяукает. Воробей чирикает. Синичка тинькает. Бабушка печёт пироги.);
  • на слог (КА - ША, ЛИ - СА, КО - ТИК).

-        одной рукой,

-        другой рукой,

- двумя руками одновременно.

7.        «СЧЁТНЫЕ ПАЛОЧКИ»

На столе перед ребёнком коробочка со счётными палочками

двух цветов. Одними и теми же пальцами обеих рук одновременно палочки раскладываются по обе стороны коробочки. Каждый цвет со своей стороны.

Выкладывать различные рисунки сначала по схеме, затем самостоятельно ( прямые, ломаные линии, квадрат, треугольник, ромб, звезда, ёлочка, тележка). Вместе с палочками можно использовать горох, фасоль, пуговицы.

8.        «КОЛОДЕЦ»

Из счётных палочек или спичек выкладываем колодец. Чем выше и ровнее

- тем лучше.


ИНТЕРЕСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

1.        На слова стихотворений бельевой прищепкой поочерёдно
«кусаем» ногтевые фаланги (от указательного и обратно).
Проверьте на своих пальцах, чтобы прищепка не была тугой.

2.        «ЧЁТКИ»

На верёвку нанизать бусинки или крупные пуговицы. Перебирая по одной, называть:

  • дни недели;
  • месяца;
  • ряд слов, слогов, которые Вы произнесёте,

начиная с 3-х и постепенно увеличивая их количество.

3.        Верёвка натянута на уровне плеч ребёнка. Прищепки.
На каждое слово ребёнок цепляет прищепку на верёвку.

  • Предложения без предлога (Девочка весело поёт.)
  • Стихотворения, пословицы, поговорки.

4.        Ладонь лежит на столе. Перед ладонью тканевая салфетка( платочек).
Не отрывая руки от стола, ребёнок комкает салфетку,

начиная с уголка, так чтобы она вся поместилась в кулаке.

5.        ГРЕЦКИЙ ОРЕХ

  • катать  между  пальцами,  проговаривая  знакомые  потешки,  стихи, загадки, чистоговорки;
  • два небольших грецких ореха положить на ладонь. Вращать один орех вокруг другого.

6.        Молнии, шнурки, завязки, верёвочки, застёжки.

Это всё элементы одежды, которыми ребёнок должен владеть не испытывая затруднений.

7.        «ТРУДОЛЮБИЕ»

Полотенца, простыни, салфетки. Сложить их после стирки по- силам и ребёнку, что повысит его значимость и уверенность.

8.        «ТАИНСТВЕННАЯ КОРОБОЧКА»

Коробку из- под обуви оклейте цветной бумагой (обоями). И у ребёнка появится возможность складывать в неё мелкие предметы, которые для взрослых не имеют ценности, а для детей - волшебный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук детей 2-3 лет

В данной методической разработке подобраны игры и упражнения направленные на развитие творческого воображения и сенсорных эталонов детей 2-3 лет...

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики.

При проведении работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей....

Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук.

Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук....

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с ДЦП».

Материал разработан для воспитателей. Описана работа по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП"...

«Дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»

Здесь описаны дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»        ...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...