Конспект НОД "Сочиняем сказку"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Чернышова Ирина Николаевна

 Конспект НОД "Сочиняем сказку". Детская игровая деятельность с песком.

    (Интеграция областей коммуникация и познание  с элементами двигательной деятельности) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_sayta_in.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

     ДЕТСКАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕСКОМ

                             

    (интеграция областей коммуникация и познание

          с элементами двигательной деятельности)

«Подорожник - путешественник»

Цель

 Познавательно-речевое развитие детей с использованием игровой деятельности с песком.

Основные задачи

  • Развитие познавательного интереса и творческого воображения у детей. 
  • Формирование активной речевой деятельности.
  • Развитие двигательной деятельности детей.
  • Развитие просодического компонента речи.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Формирование умения сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Предварительный этап

  • Использование знаний, умений и навыков детей за III год  коррекционно-развивающего обучения.
  • Чтение энциклопедической, художественной литературы об изучаемом объекте.
  • Проведение лексико-грамматических упражнений, направленных на закрепление навыка подбора родственных слов, слов-признаков и обогащение словаря.
  • Рассматривание иллюстраций об изучаемом объекте.
  • Пересказ сказки 2-3 детьми на индивидуально-подгрупповых занятиях.
  • Художественная  продуктивная деятельность детей (предметные  картинки с изображением подорожника, ромашки, ландыша, зайчика, домика).
  • «Игры в песочнице»

Согласно сюжетной линии сказки педагог условно делит песочницу на четыре зоны и предлагает сделать постройки с помощью предложенного природного и специально подготовленного материала, необходимые для раскрытия сюжета. Дети делятся на четыре группы, каждой из которых дается задание. Таким образом, в песочнице появляются: лесная полянка, лес, озеро, дом с огородом. В каждую зону выставляется предметная картинка-схема с изображением подорожника, ромашки, ландыша, зайчика, домика.

   

Оборудование

Песочница, лопатки, предметные картинки-схемы (подорожник, ромашка, ландыш, зайчик, домик), пробковый конструктор, формочки, деревянный конструктор, искусственные растения, резиновые игрушки (заяц), мяч, кубики, фонограмма песни

«Так давайте устроим большой хоровод».

                                               Ход проведения

  • Организационный момент – создание положительного эмоционального фона и заинтересованности

После постройки из песка сюжета сказки.

Педагог. Ребята, у вас на песке получилась сказка. Хотите  узнать, о чем эта сказка? Как вы думаете, кто будет главным героем? Сказка называется    «Подорожник – путешественник».

  • Подвижная речевая игра «Подорожник» - развитие координации речи с движением, общей моторики

Педагог. Жил-был  Подорожник.  Он рос вдоль дороги,  потому и получил свое название. Подорожник был невысок, жилист, зелен и чрезвычайно живуч. Приходилось ему выживать под ногами людей, под колесами телег и машин, под копытами животных,  потому что листья его прочны и порой плотно прижаты к земле. Подорожник был таким живучим, потому что по утрам любил делать зарядку. Давайте и мы с вами зарядку подорожника тоже сделаем, чтобы быть сильными.

Подорожник потянулся
И красиво улыбнулся
Листик вверх, листик вниз
И вперед ты наклонись.
Дружно встали  стебли шире,
Вниз листочки мы сложили,
Вправо-влево наклонись
Солнцу дружно улыбнись.
Скоро силы наберем,
Быстро, быстро подрастем.                                                                                    

Поднять руки вверх, потянуться.
Развести руки в стороны, улыбнуться.
Руки вверх, руки вниз.
Наклониться вперед, руки на поясе.
Выпрямились, ноги в сторону.
Наклониться вниз, руки к носкам ног.
Наклон вправо – влево, руки на поясе.
Руки в сторон, вверх и обратно.
Имитируют движения боксера.
Руки вверх, потянуться.

Ребенок.  Но однажды грустно стало Подорожнику.  Горько оттого, что  никому он не нужен, что  никто его не любит. И решил Подорожник отправиться в путешествие, мир посмотреть и себя показать. Но главное понять - кто он, для чего растет, может быть кому-то он полезен… Пошел Подорожник по тропинке и вышел на лесную полянку. А на поляне росли цветы необычайной красоты. От удовольствия Подорожник аж зажмурился! А когда открыл глаза, рядом с собой увидел цветок. «Как Вас зовут, удивительная красавица?» – робко спросил Подорожник. «Меня зовут Ромашка. Я очень красивая, мною все любуются. А еще гадают на мне: «любит - не любит», - ответила Ромашка и повернула свою прекрасную головку к солнышку.

  • Пальчиковая гимнастика «Цветы» - развитие мелкой моторики рук и кистей, координации речи с движением

Наши алые цветки

Обе руки сжаты в кулак перед собой

Распускают лепестки.

Плавное раскрывание пальцев

Ветерок чуть дышит,

Пальцы плавно шевелятся

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Плавное закрывание пальцев

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Покачивание рук, сжатых в тугой кулак

Ребенок. Подорожник вздохнул и пошел дальше по дороге, которая завела его вглубь леса. В лесу было темно и холодно. Вдруг Подорожник посреди  темного леса увидел красавца Ландыша. От него исходил такой сильный аромат, что у Подорожника закружилась голова. «Кто ты, таинственный незнакомец?» – спросил удивленно Подорожник. «Я, Ландыш! – важно отозвался незнакомец, - Я очень пахучий и всех притягиваю своим необыкновенным ароматом. А ты, кто такой?».  «Я?! – смутился Подорожник, - Я и сам не знаю, кто я такой, просто расту вдоль дороги». «Понятно…» - задумчиво ответил Ландыш и стал дальше любоваться собой.

  • Дыхательное упражнение « Ах! Как хорошо!» - развитие длительного речевого выдоха, воспитание мягкой атаки голоса

Педагог. Расскажите, как пахнет ландыш.  Не забывайте, дышим через нос, плечи не поднимаем. Выпрямите спины, опустите руки. По моей команде вы будете делать глубокий вдох и произносить: «Ах, какой аромат!», «Ух, как  пахнет ландыш!», «Ох, какой сильный запах!». (2 раза повторить). Молодцы! Задание выполнили четко и правильно.

Ребенок. Очень грустно стало Подорожнику. «Кому я нужен, какая от меня польза? – горько думал Подорожник, - Нет у меня ни красоты, как у Ромашки, ни запаха, как у Ландыша. Все меня топчут, и никто не обращает на меня внимания». С такими горькими мыслями шел Подорожник вдоль дороги, как вдруг услышал жалобный плач. Заглянул Подорожник в кусты и увидел Зайку. «Что с тобой случилось, почему ты плачешь?» – спросил обеспокоенный Подорожник. «Бежал я по тропинке, упал да лапку поранил», - сказал Зайка и горько заплакал. Жалко стало Зайку, и Подорожник положил свой листочек ему на лапку. Вдруг Зайка перестал всхлипывать и удивленно посмотрел на Подорожник. «У меня перестала болеть лапка. Спасибо тебе! Ты меня вылечил!» - весело сказал Зайка и радостно запрыгал дальше в лес. Подорожник удивился и пошел дальше.

  • Дидактическая игра «Зайчики» - развитие чувства ритма, различение звуков по громкости

Педагог. Зайцы отличные барабанщики. Вместо барабана они используют пень, отбивая дробь передними лапами. Большой заяц стучит громко, а маленький – тихо.

Свои объяснения педагог сопровождает показом – с разной силой  производит удары кубиками  о край песочницы, просит детей повторить.

Педагог. Послушайте  и  отгадайте, кто стучал, большой заяц или маленький?

Педагог отстукивает ритмический рисунок, дети отгадывают.

Затем педагог предлагает детям воспроизвести ритм, с помощью кубиков, обращая внимание на различную силу звука внутри одного  ритмического рисунка.

а) ТУ-У-УК, ТУ-У-УК, ТУ-У-УК;

б)  тук, тук, тук, тук, тук.

в) тук, тук, ТУ-У-УК, тук, тук, ТУ-У-УК;
г) тук, тук, ТУ-У-УК, ТУ-У-УК, ТУ-У-УК;  
д) ТУ-У-УК, тук, тук, ТУ-У-УК, тук, тук.

Ребенок.  Наконец, ближе к вечеру Подорожник вышел на широкую дорогу, на которой росло множество таких же, как он подорожников. Они радостно приветствовали Подорожника, помахивая своими зелеными, упругими, жесткими листочками. Друзья рассказали Подорожнику, что их много, что растут они не только по обочинам дорог, но и в огородах, садах, во дворах, что любят они селиться рядом с людьми. Потому что люди знают о целебных свойствах этой травы. Свежие листья прикладывают к ранам, порезам, ушибам, а отваром лечат кашель и болезни желудка. Подорожнику стало радостно и весело! Понял, что он  полезное и целебное  растение. Вот какова сила у простой травы!

  • Дидактическая игра «Дружат – не дружат» - закрепление навыка подбора родственных слов

 Если слова родственные («дружат»), дети скрещивают пальцы рук в замок. Если слова «не дружат», дети прячут руки за спину.

Лексический материал: Подорожник – дорога, дорожный – дорогой, подорожный – рожденный, ПОДОРОЖНИК – ПОДОРОЖНИЧЕК, ПОДОРОЖНЫЙ – ПРИДОРОЖНЫЙ, ДОРОЖНЫЙ – ДРАГОЦЕННОСТЬ, ДОРОЖИТЬ – ПОДОРОЖНИК, ДОРОЖНЫЙ – ДРОЖЖИ.

  • Дидактическая игра с мячом «Какой ты, подорожник» - закрепление навыка подбора слов-признаков

Педагог. Вот и закончилась сказка о Подорожнике-путешественнике.  Кого повстречал Подорожник на своем пути? (Ответы детей). Давайте подберем слова-признаки к слову подорожник.

Дети передают мяч друг другу и подбирают слова-признаки к слову ПОДОРОЖНИК.

Подорожник (какой?)-…(сильный, зеленый, выносливый, упругий, жесткий, прочный, лечебный, целебный и т.д.)

  • Дидактическая игра с мячом с элементами ТРИЗа «Загадка о подорожнике» -

развитие воображения, логического и ассоциативного мышления

Педагог. Вот какой подорожник, а с виду простая трава, которая везде растет. Давайте придумаем загадку о подорожнике. Подорожник зеленый, но не…

(Логопед бросает мяч, ребенок ловит и отвечает)

Ребенок. Подорожник зеленый, но не кузнечик.

Педагог. Подорожник упругий, но не…

Ребенок. Подорожник упругий, но не мяч.

Педагог. Подорожник прочный, но не…

Ребенок. Подорожник прочный, но не струна.

Педагог. Подорожник лечебный, но не…

Ребенок. Подорожник лечебный, но не таблетка.

Педагог. Подорожник жесткий, но не…

Ребенок. Подорожник жесткий, но не доска.

Педагог. Давайте повторим загадку о подорожнике:

Зеленый, но не кузнечик. Упругий, но не мяч. Прочный, но не струна. Лечебный, но не таблетка. Жесткий, но не доска.

  • Итог – закрепление положительного эмоционального настроя

Педагог. Ребята, в нашей сказке подорожник был живучий, упорный, сильный, настойчивый, и рядом с ним выросло много подорожников  таких, как он. Они дружные ребята, поэтому мы с вами сейчас станцуем танец подорожников.

Дети становятся в круг. Под фонограмму песни «Так давайте устроим большой хоровод» выполняют произвольные танцевальные движения.

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами играли со сказкой, а помогал нам рассказать сказку песок. Как нужно относиться ко всем растениям?

Дети. Растения надо беречь, не срывать, не топтать, поливать и любоваться ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект драматизации сказки на английском языке \'Red Hat"

Конспект драматизации сказки “Red Hat” – «Красная Шапочка» Цели:формирование у детей основы самосознания; обеспечить рост самостоятельности и творчества; развить умение общения; формир...

Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)

Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект экскурсии «Сказка открывает двери». Гришина Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с "Сказка"

Цель: познакомить с детским садом «Сказка».Сказка двери открывает в гости всех вас приглашает.На 5 лет дети и родители приобретают новый дом, этот дом - наш детский сад. В своем доме вы зн...

Конспект драматизации сказки в подготовительной группе по сказке Виталия Бианки «Теремок»

Конспект драматизации сказки в подготовительной группе по сказке Виталия Бианки «Теремок» Образовательные области «Познание», «Чтение художественной литература», &l...

Сказка математические приключения Мальвины и Буратино. Конспект "Математическая сказка" план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКАМатематическая сказка как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способств...