Логопедические разминки для дошкольников
методическая разработка по логопедии по теме
За основу взяла разработки С.В. Коноваленко. Материал для практического использования сделала в виде картотеки. Упражнения удобны тем, что не требуют специальной подготовки и сложного оборудования, просты в выполнении и доступны. Могут выполняться ребенком не только под руководством логопеда, воспитателя, но и дома с родителями. Использую данные комплексы упражнений на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические разминки для дошкольников | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАЗМИНКИ | Дыхательное упражнение «Ракета» Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох с гласным звуком, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. |
упражнение «Улыбка» согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И. | упражнение «Трубочка» одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны. |
Упражнение «Болтушка» Рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). | Упражнение «Щелканье» («Цоканье») языком Прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно, то правой, то левой руки. |
Игра «Хлоп — топ».
Услышав звук … — хлопнуть в ладоши, звук … — топнуть ногой. | «Коготки», «Ножницы» выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук: «Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх — левая вниз; левая в сторону — правая вверх и т. п.». |
Упражнение «Накажем непослушный язык» 1 вариант пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются. | Упражнение «Качели»
движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. |
Упражнение «Часики» руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево. | Упражнение «Накажем непослушный язык» 2 вариант покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. |
Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт — руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. | Упражнение «Геометрические фигуры». Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники. |
Упражнение «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок» «Ножницы» — пальцы с силой разведены, «Дощечка» — плотно прижаты друг к другу, «Кулачок» — пальцы с силой сжимаются в кулаки по командам взрослого, которые подаются в быстром темпе. | Упражнение «Воздушный шарик» Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА — ХА — ХА), руки опускаются в такт выдоху рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох , подняв руки через стороны вверх («надуть шар»). Задержать дыхание. Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА!). |
Упражнение «Маляры» а) Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук. б) То же самое с движениями языка в преддверии рта (рот закрыт). в) По зубам (рот раскрыт). | Упражнение «Змея». Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть — правое плечо, левая кисть — левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык — «жало» также медленно расслабляется и возвращается на место. |
Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом: звук О — пальцы обеих рук образуют «колечки» из большого и указательного пальца; звук А — ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются; звук У — руки перед грудью, ладони плотно прижаты друг к другу; звук И — руки медленно разводятся в стороны. (Сначала упражнение выполняется с одним, затем с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками). | Дыхательное упражнение «Насос». Руки опущены вниз вдоль туловища. Медленный вдох через нос — руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот со звуком УУУУ. Руки скользят вдоль туловища вниз. |
Вариант Проговаривания звуковых рядов Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции, | Дыхательное упражнение «Веточка». Медленно поднимите руки вверх, сделайте при этом вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу — задержите дыхание. Медленно выдохните через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержите дыхание. Медленный вдох через нос. Выпрямитесь. Задержите дыхание. Медленно выдохните через рот, наклоняясь влево. Снова задержите дыхание. |
КОМПЛЕКСНУЮ РАЗМИНКУ желательно проводить несколько раз в день как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения выполняются детьми по подражанию и по инструкции, а затем уже самостоятельно (в роли ведущих выступают все дети поочередно).
Данные упражнения направлены на развитие и совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, общей координации движений, на тренировку вестибулярного аппарата, а также для развития фонематического восприятия.
Время выполнения разминки примерно 5 минут. Вначале комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.
Комплекс 1
1. «Ракета» (выдох со звуком А).
2. «Улыбка» — звук И.
- «Трубочка» —звук У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
- «Болтушка»
- «Щелканье» («Цоканье») языком.
- «Коготки», 7. «Ножницы» — выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук:
«Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх — левая вниз; левая в сторону — правая вверх и т. п.».
8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.
Комплекс 2
- «Ракета» (выдох со звуком О).
- Чередование «Улыбки» и «Трубочки»
- «Накажем непослушный язык» 1вариант
- «Качели»
- «Болтушка» только руки разведены в стороны.
- «Щелканье» («Цоканье») языком
- «Коготки»
- Игра «Хлоп — топ». Услышав звук О, хлопнуть в ладоши, на звук У — топнуть ногой.
Комплекс 3
- «Ракета» (выдох со звуком У).
2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»
3. Широко открыть рот — руки согнуты в локтях, пальцы разведены с силой. Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.
- «Качели»
- «Болтушка» (см. компл.1,2).
- «Часики»
7. «Накажем непослушный язык» 2вариант
8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук А, хлопнуть в ладоши, на звук И — топнуть правой ногой.
Комплекс 4
1. «Ракета». Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполняется это упражнение после «Ракеты» с медленным плавным выдохом).
2. Упражнение «Крокодил».
3. Упражнение «Болтушка» ( см. компл. 1, 2).
4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».
«Улыбка» — руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки».
«Трубочка» — руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.
- «Накажем непослушный язык» 1 и 2вариант
- «Качели»
7. «Часики».
8. Игра «Хлоп — топ» на различение звонких-глухих согласных. Услышав слог ПА, хлопнуть себя по коленкам, на слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться на носки. (То же с другими парами БО — ПО, ПЫ - БЫ...)
Комплекс 5
1. Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры».
2. Упражнение «Крокодил»
3. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).
4. «Ножницы»
5. «Коготки» Поочередное сжимание и разжимание кулаков по команде.
- «Качели»
- «Часики»
- Игра «Топ — топ». Правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком П, левой - со звуком Б (ПА- БА, БО — ПО...).
Комплекс 6
1. Дыхательное упражнение «Ракета».
Во время паузы на вдохе поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге, а затем сделать глубокий выдох.
- Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).
- «Болтушка» (см. компл. 1,2).
- «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок».
- «Качели»
- «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).
- «Часики»
- Игра «Топ — топ». Услышав слог со звуком Т, топнуть правой ногой, со звуком Д — левой (ТО — ДО, ДУ —ТУ...).
Комплекс 7
1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик».
- «Крокодил»
- «Качели»
- «Болтушка» (см. компл. 1,2).
- «Часики»
- Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).
- «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок»
9. Упражнение «Маляры».
10. Игра «Топ — топ» (см. комсл. 5, 6)
Комплекс 8
- Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»
- «Качели»
- «Болтушка» (см. компл. 1,2),
- «Часики»
- «Накажем непослушный язык» (см. компл 2 и 3).
- «Маляры»
- Упражнение «Змея».
8. Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом:
звук О — пальцы обеих рук образуют «колечки» из большого и указательного пальца;
звук А — ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;
звук У — руки перед грудью, ладони плотно прижаты друг к другу;
звук И — руки медленно разводятся в стороны.
(Сначала упражнение выполняется с одним, затем с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками).
Комплекс 9
1. Дыхательное упражнение «Насос».
- «Крокодил»
- «Болтушка»
- «Качели»
- «Часики»
- «Маляры»
- «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок»
- Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции, произнесение его в сопровождении соответствующих жестов(по памяти) (см. компл. 8).
Комплекс 10
1. Дыхательное упражнение «Веточка».
- «Крокодил»
- Чередование «Улыбки» и «Трубочки»
- «Болтушка»
- «Цоконье»
- «Качели».
- «Часики».
- «Змея»
- Игра «Топ — топ». Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком Ф — хлопнуть в ладоши, слог со звуком В — стукнуть пятками по полу, предварительно поднявшись на носки.
Комплекс 11
- Дыхательное упражнение «Веточка»
- «Крокодил»
- Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора».
«Рупор» — зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
«Улыбка» — руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
«Трубочка» — пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди,
- «Качели»
- «Часики»
- «Болтушка» (см. компл. 1, 2).
- «Маляры»
- «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2, 3).
Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком К- стукнуть кулаком об кулак, слог со звуком Г- хлопнуть себя по коленкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
для воспитателей и логопедов...
Логопедическая разминка в игровой форме
Вырастить детей умных, добрых, красиво сложенных – непростая задача. Дети в логопедической группе особые, и большое значение в их развитии имеет логопедическая разминка, а чтобы им было интересно, все...
Логопедическая разминка
Разминка...
Логопедическая разминка на занятиях с заикающимися детьми
картотека упражнений для занятий с заикающимися...
КОНСПЕКТ логопедической разминки Тема. Путешествие в «Белую сказку».
КОНСПЕКТлогопедической разминки Тема. Путешествие в «Белую сказку»....
Презентация "Логопедическая разминка"
Логопедическая разминка - это комплекс игровых упражнений для развития мимики, артикуляции, дыхания и мелкой моторики. Дети группы "Почемучки" выполняют логопедическую разминку каждое утро....
Комментарии
Оригинальная логопедическая
Оригинальная логопедическая разминка. Первый раз увидела у Вас. Обязательно возьму в свою работу.