Статья по теме: "Развитие вопросительно - познавательной активности у детей с ОНР"
учебно-методический материал по логопедии по теме
В статье описаны основные этапы и приемы работы по развитию вопросительно - познавательной активности у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие вопросительно – познавательной активности у детей
с Общим недоразвитием речи
Одним из обязательных условий эффективного коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности. Речевая активность рассматривается в двух аспектах:
- как свойство личности, которое проявляется в способности высказываться и воспринимать речь окружающих;
- как качественно – количественная характеристика речевой деятельности;
Недостаточное развитие речевой и познавательной активности у детей с ОНР способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности в поведении детей. Появляются специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь, низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.
При изучении детей с ОНР основное внимание следует обратить на состояние познавательной активности и особенно языковых средств общения. Это связано с наличием лексико – грамматических и фонетико – фонематических нарушений, ограничивающих возможность спонтанного формирования речевых умений и навыков у детей.
Необходимо формировать, стимулировать на логопедических занятиях речевую и познавательную активность, сниженную у детей с ОНР. Для решения данной задачи необходимо создавать положительную мотивацию в разных видах деятельности, повышать уровень самооценки детей, варьировать методы и приёмы обучения с учётом индивидуальных особенностей дошкольников.
Методика работы по формированию речевой и познавательной активности детей включает следующие направления:
1. Формирование положительной мотивации учения в целом.
Здесь особую роль играет коммуникативная мотивированность действий и высказываний детей. Мотив – это побудитель деятельности. То, ради чего она происходит. Мотивы педагога и детей часто не совпадают. Например, при составлении описательного рассказа, детям не интересно просто описывать какой – то предмет, просто перечислять его признаки. Чтобы описание стало интересным, можно заинтересовать детей , используя различные игровые приёмы, драматизацию.
2. Развитие личностных характеристик: самооценки и самосознания.
3.Организация поисковой деятельности, ориентированной на стимуляцию вопросительно-познавательной активности детей с ОНР в процессе организованного обучения.
Поисковая деятельность включает в себя:
- Расширение диапазона информации об окружающем мире , систематизацию знаний, развитие наблюдательности. Как качества личности и мыслительных процессов;
- Организацию педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно – познавательной активности детей, выходящей за рамки конкретной ситуации.
Развитие вопросительно - познавательной активности у детей с ОНР на логопедических занятиях превращается ни в что иное, как в развитие детской речевой активности. Речевая активность – это желание и умение выражать собственные мысли, грамотно строить высказывания, задавать вопросы и отвечать на них. Для развития вопросительно - познавательной активности детей можно использовать следующие приёмы:
- Обучение диалогической речи. Диалог – это вопросно-ответная форма речи. Для первых диалогов можно использовать игровые стихи, заучивая и читая их по ролям или разыгрывая в действии. В дальнейшем задача усложняется: диалог может осуществляться от имени одушевлённых или неодушевлённых предметов с выбором заданной темы диалога.
- Создание речевых ситуаций. Речевые ситуации не дают готовый ответ, а побуждают к активизации знаний, представлений, заставляют совершать в умственном плане словесно – логические операции, подбирать нужные слова. Пример речевой ситуации: девочка пьёт сок и улыбается; как вы думаете почему?; какой сок?(сладкий, вкусный); про что ещё можно сказать сладкий? сладкая? вкусный? вкусная? и т. д.
- Использование стихов, рассказов – небылиц. Небылицы активизируют воображение детей, заставляют сосредотачивать внимание на восприятии содержания текста. Развивают мышление, т.к. учат думать и рассуждать. Активизируют весь спектр познавательных процессов. Необходимость объяснить , почему не м. б. то. О чём говорится в небылице, позволяет включать в непосредственное общение усвоенные элементы языковой системы; применять отработанные речевые операции в новой ситуации; творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Все игровые приёмы, используемые на занятиях, должны быть динамичными. Дети должны попадать в специально подготовленную педагогом п. роблемную ситуацию. Тогда они начинают активно действовать .смело высказывать свои суждения, операясь на собственный опыт и предложенный материал. При этом дети, правило. Испытывают чувство удовлетворения от собственного активного участия. На занятиях через организацию самостоятельной познавательно – поисковой деятельности происходит усвоение детьми новых знаний. На занятиях целесообразно сочетать приёмы прямого обучения(путём указаний) и практические, игровые действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц"
Мнемотехника...
Мастер - класс на тему «Развитие творческой и познавательной активности дошкольников через конструирование из строительного материала»
Данная разработка представляет собой конспект мастер - класса, целью которого является повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из строительного материала....
Педагогический блокнот по теме: «Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы.»
Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы...
Статья на тему "Развитие языка и устной речи у детей"
Статья посвещена теме развития языка и речи у детей в онтогенезе....
Статья на тему : " Развитие детско-родительских отношений, родителей и детей дошкольного возраста."
Задачи :1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком2. Повысить уверенность в себе3....
Статья на тему «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экспериментирование в ДОУ...