Статья на тему : " Развитие детско-родительских отношений, родителей и детей дошкольного возраста."
статья
Задачи :
1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком
2. Повысить уверенность в себе
3. Снизить тревожность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma_na_razvitie_detsko.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная программа на развитие детско-родительских отношений, родителей и детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком
2. Повысить уверенность в себе
3. Снизить тревожность
Форма работы: групповая с родителями и детьми.
Общее время необходимое для реализации всей программы: необходимо 8-9 встреч, 3 раза в неделю длительность встречи 40-50минут
Частота необходимых встреч:
• 2-3 встречи на диагностический этап ( на весь этап 1,5-2 часа).
• Около 5 встреч на коррекционный этап по 30-45 минут на занятие три раза в неделю.
• 1 встреча на оценку эффективности коррекционного воздействии 50 минут.
Диагностический этап.
1. Опросник ОРО (Варга, Столина).Цель: выявление родительского отношения.
2. "Рисунок семьи": симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи. Цель: исследование детско-родительских отношений
3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель: оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.
4. Беседа с родителями и ребенком
5. Наблюдение
Коррекционный этап:
Цель: проведение коррекционной работы по развитию ДРО и снижению тревожности детей.
1. Групповая работа с родителями
2. Актуализация тревожности ребенка
3. Рефлексия
План.
Название | Цель | Ход | |
Занятие 1. | Знакомство | Цель: знакомство и сплочение Группы, снятие напряжения. | 1-Знакомство 2- «Воздушный шарик» 3- «Слепой танец». |
Занятие 2. | Детско-родительские взаимоотношения | Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми. |
|
Занятие 3. | Семейная фотография. | Цель: выявление взаимоотношений в семье |
|
Занятие 4. | Преодоление психологических барьеров в детско-родительских отношениях | Цель: помочь родителям понять связи, которые существуют в их семьях. |
|
Занятие 5. | Коррекция тревожности у детей. | Цель: снятие напряженности, повышение уверенности у детей. |
|
Занятие 6. | Рефлексия | Цель: сплотить родителей и детей совместной деятельностью. | 1-Изготовление игрушек |
Занятие № 1. Знакомство.Совместные детско-родительские занятия
Упражнение№1
Цель: знакомство, сплочение группы.
Все участники встают в круг.
Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие ( с каким сказочным героем он себя ассоциирует и почему) ;кем работает, чем любит заниматься и т.д.).
Проведение этических бесед на темы:(Мухина «Шестилетний ребёнок») «Семейные праздники», «Как быть вежливым». Рассмотрение различных семейных картин других детей, как дети могут изображать свою семью.
Предложить составить сказку о своей семье.
Задание на дом: Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается.
Упражнение№ 2.(работа с детьми, установление взаимоотношений в группе)
"Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение № 3 . «Слепой танец».
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
Занятие №2. Детско-родительские взаимоотношения.
Упражнение№ 1. на принятие себя «Я — Ты».
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми.
Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты». Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.
Упражнение № 2 . «Слепой и поводырь».
Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.
После прохождения маршрута участники меняются ролями.
Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.
Упражнение № 3.«Игра без правил».
Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».
Упражнение №4. «Пятнашки».
Цель : Снятие избытка торможения, скованности, страхов, преодоление неуверенности в себе, застенчивости, аккумулирование положительной энергии, смещение ролей в семье.
Заранее ограничивается игровая площадка (чаще это ковер), на которой в беспорядке расставлены стулья и кубики так, чтобы между ними остались проходы. Нельзя «пятнать» через стулья: они как бы «деревья». В игре есть водящий (Баба-Яга), задача которого запятнать кого-либо при помощи «ремня», хлопнув по ягодицам. Причем нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Ай! А-а-а» — и становится водящим. Игрок, который, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать».
Эмоциональный накал игры создают угрозы: «Только попадись!», «Ну погоди!», «Лови его!», «Поймаю и съем!», «А, попались!» Убегающие в ответ выкрикивают: «Не поймаешь!», «Не догонишь!», дразнят: «Баба-Яга — костяная нога». Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «взрослый — ребенок».
Занятие № 3. « Семейная фотография».
На встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства вызывают.
Существенным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т. д.
Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие, или отсутствие тех или иных родственников на снимке.
Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы: «Кто эти люди на фотографиях?»; «Помните ли вы, что происходило во время съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?», «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»
После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения.
Занятие № 4. Преодоление психологических барьеров в детско-родительских отношениях
Упражнение №1.Социограмма «Моя семья»
Для выявления особенностей взаимоотношений, возникающих в семье, раскрытия тех характеристик семьи используется социограмма «Моя семья». Социограмма представляет собой краткий тест, заимствованный из методического пособия Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М. — СПб., 1996), позволяющий визуализировать отношения, существующие в семье между ее членами. Участникам группы раздаются специально подготовленные бланки с изображенным в центре листа кругом и помещенной в верхней части листа инструкцией.
После завершения работы полученные результаты обсуждаются всей группой. Следует отметить, что использование теста направлено на то, чтобы помочь родителям понять связи, которые существуют в их семьях. Однако для обсуждения предъявляются лишь те характеристики, которые выявляют сами участники, и некоторые из тех, которые считает нужным обсудить психолог. Часть полученной информации остается скрытой, поскольку может являться сугубо личной и раскрытие ее на данном этапе может привести к неблагоприятным результатам.
Упражнение №2 .Музыкотерапия. "Оркестр".
"Выбрать для себя любой из имеющихся музыкальных инструментов, познакомиться с ним, попробовать на нем поиграть. Объяснить, почему выбран именно этот инструмент"
Все участники группы закрывают глаза. У каждого в руках понравившийся ему музыкальный инструмент. Ведущий говорит: "А сейчас в течение нескольких минут мы с вами будем участниками оркестра. Каждый имеет возможность использовать свой инструмент для создания спонтанной композиции. Вы сами почувствуете, когда ей придет время закончиться". Обсуждение упражнения
Упражнение № 3. Изотерапия: "Изобразить на листке бумаги, используя любые художественные материалы, чувства, которые возникали в процессе упражнения "Оркестр". Обсуждение упражнения
http://ekhut.ru/art-terapia/plan-prakticheskih-za
Занятие №5. Коррекция тревожности у детей.
Упражнение «№ 1.«Клеевой дождик».
Цель. Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
— подняться и сойти со стула,
— проползти под столами,
— обогнуть «широкое озеро»,
— пробраться через «дремучий лес»,
— прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.
Упражнение № 2 .«Дракон кусает свой хвост».
Цель. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом вместе со взрослыми и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.
В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники, причем дети обязательно должны побывать в роли «головы», а их родители — в роли «хвоста».
Упражнение № 3 «Кораблик».
Цели. Снятие страхов, повышение уверенности в себе.
Необходимо небольшое одеяло — это корабль, красивый парусник. Участники — матросы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана — быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» — качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
Упражнение №4.«Зеркало»
Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
Занятие №6. Рефлексия
Совместное изготовление игрушек или отдельной композиции из различного материала родителями и детьми. Психолог предлагает родителям и детям выполнить совместно композицию из различного материала на их усмотрение ( из природного материала, коллаж или рисование). Совместная работа позволяет членам семьи договориться, услышать мнение друг друга и увидеть совместный результат их работы.
Возможна организация выставки изготовленных поделок, картин.
Рефлексия.
Все участники садятся по кругу. Инструкция: "Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делали в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что происходило с вами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя". Обсуждение упражнения
. http://studentbank.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....
Статья по теме "Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Этот материал был разработан по теме самообразования....
Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...
Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...
Статья на тему: "Развитие театрализованной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте."
Рекомендации для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста...
Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...
Статья на тему «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Статья на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»....